Блокировочные переключатели
УСТРОЙСТВО: состоит из двух металлических оснований 2 и 5, соединенных тремя стальными рейками 4 и 7. На двух рейках 4 крепятся блокировки 3 типа КЭ-153. В основаниях установлен вал с кулачковыми шайбами 6 для переключения блокировок 3. На верхнем конце вала установлена шестерня 1 и указатель положения. На верхнем основании 2, размещен пневмопривод, состоящий из 2-х объединенных цилиндров. Внутри цилиндра находятся два поршня, уплотненные резиновыми манжетами, поршни соединены зубчатой рейкой, которая входит в зацепление с шестерней вала. Цилиндры закрыты крышками 9, на которых установлены вентили ЭВ-55 (8).
РАБОТА: при отсутствии напряжения на катушках вентилей, оба цилиндра через выпускные каналы вентилей сообщаются с атмосферой и переключатель занимает одно из положений. При подаче напряжения на катушку одного из вентилей 8, он срабатывает и пропускает сжатый воздух в цилиндр под поршень. При этом возможно:
- Переключатель занимает заданное положение – цилиндр заполняется сжатым воздухом и переключения не будет.
- Переключатель не занимал заданного положения, тогда под давлением сжатого воздуха, поршень передвигается и зубчатая рейка поворачивает шестерню вместе с валом и кулачковыми шайбами и происходит переключение блокировок.
При снятии напряжения с катушки вентиля, воздух из цилиндра уходит в атмосферу, но переключатель остается в прежнем положении.
ПРИМЕНЕИЕ: на каждой секции электровоза установлено три блокировочных переключателя:
1.Блокировочный переключатель (по схеме БП). Служит для переключения в цепях управления, для работы секции в режиме «Тяга» - указатель вправо или «Торможение» - указатель влево. Установлен в высоковольтной камере ВВК1, над ТРПШ.
2. Блокировочный переключатель «Переключатель режимов» (по схеме ПР). предназначен для дистанционного отключения неисправной секции, имеет положения «Включено» - указатель влево и «Отключено» - указатель вправо. Установлен слева и сзади компрессора.
3.Блокировочный переключатель (по схеме 436). Служит для подключения блокировок аппаратов секций к лампам сигнального или расшифровывающего табло. Имеет один вентиль – по схеме 436. Вместо второго вентиля установлена отключающая пружина 9. при подаче напряжения на катушку вентиля 436, он срабатывает, пропускает воздух в цилиндр, поршень передвигается, поворачивая вал с кулачковыми шайбами, переключаются блокировки и сжимается отключающая пружина. При снятии напряжения с катушки вентиля 436, воздух уходит из цилиндра в атмосферу, и под действием усилия сжатой пружины поршень передвигается обратно и блокировки переключателя размыкаются. Установлен на блоке силовых аппаратов ВВК2, за компрессором.
Контроллер машиниста
НАЗНАЧЕНИЕ: предназначен для дистанционного ручного управления реверсорами, контакторами ослабления
поля при движении вперед, набором и сбросом позиций ЭКГ и реостатного торможения.
УСТРОЙСТВО: является групповым многопозиционным аппаратом с ручным управлением. Состоит из двух оснований или стальных плит 1 и 18 соединенных четырьмя рейками 4, на которых установлены блокировки КЭ-153.
В подшипниках 11 и 15 оснований 1 и 18 установлены:
ü Главный вал 14 с кулачковыми шайбами 13 имеет не съемную рукоятку 22 на 8 положений, из них два крайних положения «БВ» и «АП» - не фиксированные.
ü Реверсивный вал проходит через полый главный вал 14, имеет 4-е шайбы 22 и съемную рукоятку 19 на 6 фиксированных положений.
ü Тормозной вал 9 имеет три кулачковые шайбы и положения: «0», «П» - подготовка схемы, «ПТ» - предварительное торможение,
«Торможение» - большой сетор поворота рукоятки, крайние положения фиксированные.
ü Переключатель на 12 положений расположен на верхнем основании, служит для регулирования тормозной силы в пределах от 20 до 50 тонн с интервалом 2,5 тонны.
ü Сельсин – датчик скорости торможения крепится к верхнему основанию 19. Его ротор поворачивается профильной шайбой 8 расположенной на тормозном валу 9 при положении «Торможение» от 120 до 0 км/ч.
Валы контроллера машиниста имеют механическое блокирование, которое обеспечивает управление валами в определенной последовательности:
1.Невозможно управлять главным 8 и тормозным 7 валами при нулевом положении реверсивного вала 9 или при изъятой реверсивной рукоятке.
2.При постановке в рабочее положение реверсивного вала 9, невозможно изъять реверсивную рукоятку и при этом:
a)Можно управлять главной рукояткой 8, но при рабочем положении главной рукоятки невозможно перевести в нулевое положение реверсивный вал 9 и управлять тормозным валом 7.
b)При нулевом положении главного вала 8 можно управлять тормозным валом, но при рабочем положении тормозного вала 7 невозможно управлять главным и реверсивным валом.
Механическое блокирование производится за счет 2-ух и 3-ёх плечих рычагов, которые входят в вырезы дисков или упираются в диски.
На электровозах с №2319 установлен контроллер машиниста «КМ-2» у которого:
1.Снят сельсин – датчик скорости торможения и указатель скорости на пульте.
2.Переключатель – задатчик тормозной силы (БЗТС) имеет 8 положений.
3.Тормозной вал имеет одно фиксированное положение «Торможение» и дополнительное положение «ФС»
На электровозах с №2420 установлен контроллер машиниста «КМ-3» у которого:
1.Тормозная рукоятка в положении «Торможение» имеет 15 фиксированных положения для регулирования тормозной силы в пределах от 20 до 50 тонн с интервалом 2 тонны.
2. На тормозном валу установлена дополнительная рукоятка на два положения: «0» и «ФС» - фиксация скорости, которая сблокирована с главным валом КМ.
Аппараты защиты
Общие сведения
При работе электровоза может происходить нарушение нормального режима, а именно:
ü Токовая перегрузка.
ü Превышение напряжения сверх допустимого.
ü Боксование или юз.
ü Понижение сопротивления изоляции.
ü Ухудшение коммутации аппаратов (включение или выключение).
ü Нарушение уставок срабатывания аппаратов.
Эти явления могут вызвать значительные повреждения электрического оборудования, а в ряде случаях пожар на электровозе. Чтобы этого избежать, применяют аппараты защиты, по принципу действия они могут быть:
- Аппараты прямой защиты – непосредственно воздействуют на защищаемую цепь для прекращения аварийного режима: главные выключатели ГВ, трансформаторы тока ТТ вместе с реле максимального тока РМТ, разрядники и ограничители перенапряжения, автоматические выключатели ВА и предохранители, а также блоки конденсаторов и разрядных резисторов.
- Аппараты косвенной защиты –работают как датчики которые подают команду в схему электровоза для срабатывания других аппаратов: реле токовой перегрузки РП, тепловые реле тока ТРТ, дифференциальные реле БРД, реле заземления РЗ и реле контроля земли РКЗ, реле боксования РБ и реле защиты от юза РЗЮ.