На марше и во встречном бою
1. Порядок совершения марша. Подготовка орудия (миномета, боевой машины, установки ПТУРС) к маршу
Быстрота развития и решительность современного боя приводят к частым перегруппировкам и маневру частями и подразделениями, а следовательно, к передвижению их в самых различных и сложных условиях боевой обстановки.
Марш представляет собой организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях своевременного их выхода в назначенный район в полной готовности к выполнению боевой задачи. Он может совершаться в предвидении вступления в бой с марша или вне угрозы столкновения с противником.
Для обеспечения наибольшей скрытности передвижения марш совершается, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в ходе боевых действий и в глубоком тылу своих войск и днем.
В любых условиях подразделения должны прибыть в назначенный район своевременно и в полной боевой готовности.
Батарея (взвод) совершает марш, как правило, в составе походной колонны артиллерийской или общевойсковой части (подразделения) с дистанциями между подразделениями и машинами до 50 м. При движении по пыльным дорогам и в других условиях ограниченной видимости, в гололед и по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при преодолении зон радиоактивного заражения дистанции между машинами увеличиваются.
В предвидении вступления в бой с марша батарея, приданная общевойсковому подразделению, может следовать в составе головной (боковой) походной заставы, в авангарде (боковом отряде) или в колонне главных сил части.
Батарея истребительно-противотанковой артиллерии (батарея ПТУРС) следует, как правило, за авангардом. На марше вне угрозы столкновения с наземным противником батарея следует в составе колонны своей части (подразделения).
Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) обычно совершает марш в походном строю своей батареи (взвода) в указанном ему месте, которое оно не имеет права оставить без разрешения командира взвода (батареи).
Скорость движения при совершении марша и величина суточного перехода зависят от поставленной задачи, подготовленности и втянутости водителей, вида и технического состояния средств тяги и материальной части артиллерии, а также от состояния дорог, погоды, времени года и суток.
Средняя скорость движения по дорогам может быть: для смешанных колонн (гусеничных и колесных машин) ночью—15— 20 км/ч, днем — 20—30 км/ч; для колонн колесных машин ночью — 25—30 км/ч, днем — 30—40 км/ч.
При совершении марша в горах, пустынях, северных районах и лесисто-болотистой местности, а также зимой средняя скорость движения в зависимости от условий обстановки может уменьшаться. Так, при совершении марша в горах, на участках с крутизной подъемов и спусков в 10° и более скорость движения автомобилей не превышает 10—15 км/ч, гусеничных тягачей—10 км/ч.
Снежный покров также затрудняет движение. Скорость движения автомобилей снижается уже при глубине снега в 10—15 см, а при толщине снежного покрова свыше 30 см движение автомобилей без проведения специальных мероприятий невозможно.
Для повышения проходимости автомобилей и артиллерийских тягачей по глубокому снегу и преодоления скользких подъемов и спусков на колеса автомобилей надевают цепи, на гусеничные тягачи — шпоры.
На каждый автомобиль должны быть заготовлены маты и фашины. Подразделения должны иметь заранее подготовленные приспособления для торможения машин и материальной части, а также средства для преодоления крутых подъемов и спусков.
На особо крутых подъемах материальная часть буксируется на тросах, а спуск производится на малых скоростях с применением тормозов.
Средняя скорость движения при совершении марша не означает, что подразделения будут двигаться с этой скоростью на протяжении всего маршрута; на различных участках маршрута скорости движения в зависимости от конкретных условий будут различными. Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью движения.
Для проверки состояния материальной части, тягачей и машин, их технического обслуживания, устранения неисправностей и дозаправки, а также для сохранения сил личного состава назначаются привалы: через 3—4 ч движения продолжительностью до 1 ч и один привал для приема пищи продолжительностью до 2 ч во второй половине суточного перехода.
При совершении марша на большие расстояния, кроме привалов, назначается дневной (ночной) отдых.
На марше орудие (миномет, боевая машина, установка
ПТУРС) должно быть в постоянной готовности к немедленному развертыванию для борьбы с противником. Чтобы лучше выполнить поставленную задачу, командир расчета должен своевременно подготовить свой расчет и материальную часть к совершению марша.
Командир расчета при подготовке к маршу обязан:
— изучить с личным составом задачу, сигналы управления и оповещения и порядок действий по этим сигналам;
— лично проверить исправность и подготовить к маршу орудие (миномет), тягач (машину), приборы и имущество;
— подготовить боеприпасы, запасные части, инструмент и принадлежность;
— назначить наблюдателей за сигналами, устранить все замеченные недочеты.
Если какие-либо неисправности силами подчиненного личного состава устранить нельзя, то командир расчета должен немедленно доложить об этом командиру взвода.
При осмотре личного состава командир расчета должен проверить, нег ли больных, у всех ли исправно оружие, все ли обеспечены необходимыми боеприпасами, средствами защиты от оружия массового поражения, запасами продовольствия, воды и белья, у всех ли исправны обувь, обмундирование, снаряжение и хорошо ли они пригнаны.
Зимой следует проверить, одет ли личный состав в теплое белье, теплые портянки и зимнюю одежду. При необходимости следует организовать просушивание обуви и портянок. Командир расчета должен убедиться, все ли знают правила предупреждения обмораживания и умеют ли оказывать при этом помощь пострадавшим. Для предотвращения обмораживания личного состава тягач (автомобиль) необходимо оборудовать покрытием, а дно кузова застлать сеном, соломой, мхом или хвойными ветвями.
При подготовке к ночному маршу командир расчета проверяет исправность приборов ночного видения и средств световой маскировки тягача (автомобиля), прикрепляет или наносит краской на заднем борту тягача (автомобиля, прицепа), на щите и дульном чехле орудия знаки, хорошо видимые в темноте, чтобы обеспечить безопасность движения колонны. Подготовка к маршу должна быть закончена засветло с таким расчетом, чтобы осталось достаточно времени для отдыха личного состава.
О готовности орудия к маршу командир орудия в установленное время докладывает командиру взвода.
2. Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) на марше
При совершении марша должен строго соблюдаться установленный порядок движения, особенно скорость движения и дистанции.
Машинам не разрешается оставлять свои места в колонне, а личному составу высаживаться из машин. Машины должны двигаться на установленных дистанциях по правой стороне дороги; левая сторона дороги оставляется свободной для встречного движения и обгона.
Выезд из колонны и обгон без разрешения старшего командира не допускается.
Ночью машины двигаются с использованием приборов ночною видения, светомаскировочных устройств, а при движении на участках местности, просматриваемой противником, и в светлые ночи—с полностью выключенным светом.
Машины, вышедшие из строя, отводятся с дороги на правую сторону. После устранения неисправностей они пристраиваются к проходящей колонне; место в колонне своих подразделений занимают только на привале.
Техническую помощь поврежденным автомобилям и тягачам оказывает служба замыкания. В случае невозможности исправления поврежденной машины на месте принимаются меры к ее буксировке.
Перед началом движения командир расчета назначает наблюдателей за установленными сигналами, воздушным и наземным противником, идущей сзади машиной и буксируемым орудием. Кроме того, он назначает «бортовых» для наблюдения за креплением бортов кузова во время движения.
Для построения личного состава командир расчета подает команду: «К машинам», после построения (перед посадкой личного состава на машины) проверяет, разряжено ли оружие, а если перевозка совершается с заряженным оружием, то поставлено ли оно на предохранитель.
Командир орудия (миномета) лично проверяет правильность сцепки орудия (миномета) с тягачом и укладку имущества и боеприпасов в кузове тягача (машины). По команде (сигналу) «По местам» подразделения (расчеты) быстро занимают свои места в машинах (тягачах). Оружие при посадке берется как удобнее, за исключением пулеметов, которые передаются военнослужащим, производящим посадку или сзади стоящим. После посадки оружие ставится между коленями, автоматы, кроме того, по команде командира подразделения могут быть взяты в положение «на грудь». При посадке командир расчета следит за правильным выполнением команды, проверяет крепление бортовых запоров и занимает место в кабине тягача. Если в кабине едет командир взвода, то командир расчета располагается в кузове. Приняв сигнал командира взвода, командует: «Заводи», «Марш». По команде «Марш» все машины начинают движение одновременно и продолжают его на установленной дистанции.
Во время движения командир орудия (миномета, боевой машины, установки ПТУРС) обязан:
— поддерживать постоянную готовность своего расчета к развертыванию и к отражению нападения противника,
— строго поддерживать установленный порядок марша и контролировать выполнение обязанностей наблюдателями;
— нa привалах осматривать материальную часть, боеприпасы, артиллерийский тягач (автомобиль, бронетранспортер) и о замеченных неисправностях докладывать командиру взвода;
— при оставлении мест привалов проверять, чтобы личным составом ничего не было оставлено из вооружения, снаряжения и документов.
По сигналу оповещения о воздушном противнике колонна продолжает движение, подразделения приводятся в готовность для ведения огня по низколетящим воздушным целям, противогазы переводятся в положение «Наготове», нападение противника отражается огнем в движении.
При нападении наземного противника подразделения по команде (сигналу) своих командиров развертываются и отражают нападение противника огнем орудий (минометов, боевых машин, установок ПТУРС) и из личного оружия.
При одновременном нападении воздушного и наземного противника борьбу с воздушным противником ведет только выделенный для этого личный состав, а остальной отражает атаку наземного противника.
После отражения нападения противника подразделения приводятся в порядок и продолжают движение.
Зоны заражения в ходе марша обходятся, а при невозможности обхода преодолеваются на максимальных скоростях с использованием системы защиты машин и индивидуальных средств защиты личного состава.
Частичная специальная обработка проводится после выхода из зоны заражения, а при заражении отравляющими веществами — немедленно. Полная специальная обработка проводится, как правило, в районе дневного (ночного) отдыха или по прибытии в назначенный район.
При нанесении противником ядерных и химических ударов принимаются меры к восстановлению боеспособности личного состава и ликвидации последствий ударов. Пораженный личный состав эвакуируется в ближайшие медицинские пункты.
При применении противником зажигательных средств, а также при вынужденном преодолении пожаров с ходу люки и жалюзи машин и тягачей закрываются. Колонна быстро выводится из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавливается, организуется оказание первой помощи личному составу, тушение пожара на боевой технике и машинах, после чего продолжается движение.
На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги на дистанциях, установленных командиром, но не ближе 10 м одна от другой. Личный состав выходит из машин только по команде своих командиров и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются радисты командира батареи. Дежурные наблюдатели занимают указанные им места вблизи колонны.
Водители и командиры орудии (минометов, боевых машин, установок ПТУРС) производят контрольный осмотр машин и материальной части и устраняют неисправности.
3. Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) во встречном бою
Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) во встречном бою действует, как правило, в составе батареи (взвода). На боевые действия батареи во встречном бою основное влияние оказывает быстрое сближение наших подразделении и противодействующего противника, крайне ограниченное время для подготовки к бою, занятия огневых позиции (огневых рубежей) и подготовки огня.
Действия во встречном бою отличаются быстротой развертывания в боевой порядок, широкой инициативой, смелостью и решительностью всех командиров. Очень важно упредить противника в открытии огня при завязке встречного боя.
Неясность обстановки, стремление обеих сторон захватить инициативу, выход во фланг и тыл, а также стремительное проникновение в бреши, образовавшиеся в результате применения ядерного оружия, приводят к тому, что орудиям (минометам, боевым машинам), развернувшимся для стрельбы с закрытой огневой позиции, чаше, чем обычно, придется отражать атаки противника стрельбой прямой наводкой.
Батарея в предвидении встречного боя может действовать в составе передового отряда, в авангарде или в составе главных сил.
Батарея может включаться в состав головной походной заставы, назначаться для поддержки одной из рот главных сил авангарда или оставаться в непосредственном подчинении командира дивизиона (батальона).
Батарея, действующая в составе головной походной заставы, с завязкой боя немедленно развертывается в боевой порядок и открывает огонь по противнику. Огневая задача в этих условиях ставится коротко. Орудия развертываются вблизи от дороги.
Артиллерийская батарея с завязкой боя может развернуться на открытой огневой позиции и уничтожить одновременно несколько целей огнем орудий прямой наводкой. При развертывании батареи для стрельбы прямой наводкой интервалы и дистанции между орудиями могут быть до 100 м.
Батарея истребительно-противотанковой артиллерии (батарея ПТУРС), назначенная в противотанковый резерв, с завязкой встречного боя выдвигается на угрожаемое направление и прикрывает развертывание общевойсковых подразделении в боевой порядок. В том случае, когда противник упредил в развертывании главных сил, батарея быстро выдвигается на направление действия главной группировки танков противника, развертывается на огневом рубеже и во взаимодействии с другими огневыми средствами отражает атаку танков и мотопехоты противника.
Действия расчетов во встречном бою должны быть смелыми н инициативными. Все номера расчета обязаны внимательно наблюдать за противником, своими войсками и подаваемыми сигналами и своевременно докладывать командиру расчета. Командир расчета часто будет самостоятельно принимать решение на открытие огня. Для поражения он должен выбирать наиболее важные цели и уничтожать их в кратчайшее время. Такими целями в первую очередь будут танки, самоходно-артиллерийские установки, противотанковые и другие огневые средства противника.
При развертывании на закрытой огневой позиции также важно как можно быстрее открыть огонь и нанести поражение противнику, не дав ему завладеть инициативой.