Регулирование напряжения в электрической сети
На шинах подстанций в реальных режимах электрических сетей напряжения, как правило, отличаются от номинального. Это различие напряжений в ГОСТ Р 54149-2010 характеризуется отрицательным и положительным отклонениями напряжения в точке передачи электроэнергии [6]:
(51)
(52)
где , - значения напряжения, меньшие и большие соответственно, усредненные в интервале времени 10 мин;
- напряжение, равное стандартному номинальному или согласованному напряжению.
Для указанных показателей качества электрической энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального или согласованного значения напряжения в течение 100 % времени интервала в одну неделю.
В данном курсовом проекте электрические сети напряжением 6-10 кВ не рассматриваются, поэтому в режиме максимальных нагрузок рекомендуется обеспечить уровень напряжения на шинах НН подстанций в пределах 1,05-1,10 .
Для обеспечения требуемого качества электрической энергии необходимо осуществить регулирование напряжения, то есть изменение уровней напряжения с помощью специальных технических средств, а именно:
1) трансформаторов и автотрансформаторов с регулированием напряжения под нагрузкой (РПН);
2) линейных регулировочных трансформаторов.
Основными средствами регулирования напряжения в электрических сетях являются трансформаторы и автотрансформаторы с РПН. В случае переменной нагрузки ПУЭ рекомендуют осуществлять встречное регулирование, суть которого заключается в том, что в период наибольших нагрузок на шинах 6-10 кВ ЦП должно обеспечиваться поддержание напряжения не ниже 105 % . В режиме наименьших нагрузок напряжение уменьшают до величины, как можно более близкой к .
Трансформаторы с РПН имеют специальное переключающее устройство, позволяющее изменять число витков одной из обмоток трансформаторов без отключения нагрузки. При этом меняется коэффициент трансформации трансформаторов. Число ступеней регулировочных ответвлений и диапазон регулирования указываются в таблицах с паспортными данными трансформаторов. Целью расчетов регулирования напряжения является
определение достаточности диапазона регулирования РПН для поддержания желаемого уровня напряжения .
Осуществим регулирование напряжение на шинах 10 кВ подстанций в режиме максимальных нагрузок.
На подстанции 1 установлено два двухобмоточных трансформатора типа ТРДН-25000/110, имеющих устройства РПН с диапазоном регулирования ±9×1,78 %, установленные на стороне высшего напряжения. В результате расчетов параметров режима максимальных нагрузок по программе «ROOR» действительное напряжение на шинах низкого напряжения при номинальном коэффициенте трансформации равно, кВ:
Номинальные напряжения обмоток, кВ:
Осуществим встречное регулирование напряжения таким образом, чтобы оно было в пределах 10,5-11 кВ. Примем желаемое значение напряжения, кВ:
Зная действительное напряжение на шинах низшего напряжения, определим напряжение на шинах низшего напряжения, приведенное к высшему напряжению, кВ:
(53)
Напряжение ответвления РПН можно определить из условия, кВ:
(54)
Ступень РПН, которой соответствует данное напряжение ответвления находится из условия:
(55)
откуда:
(56)
Округляя номер ступени до ближайшего целого значения можно определить напряжение на шинах низшего напряжения при найденном коэффициенте трансформации, кВ:
что соответствует желаемому.
Напряжения на шинах 10 кВ остальных подстанций находятся в допустимых пределах для режима максимальных нагрузок.
Результаты регулирования напряжения в режиме максимальных нагрузок приведены в таблице 18.
Таблица 18
Результаты регулирования напряжения в режиме максимальных нагрузок
Номер подстанции | ||||||
Тип трансформатора | ТРДН- 25000/110 | ТДН- 10000/110 | ТДН- 10000/110 | ТМН- 6300/110 | ТДН- 16000/110 | ТДН- 10000/110 |
РПН на стороне | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН |
Пределы регулирования РПН, % | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 |
Действительное напряжение на шинах НН, кВ | 10,4 | 10,91 | 10,88 | 10,64 | 10,68 | 10,61 |
Номер ступени РПН | -2 | |||||
Напряжение после регулирования на шинах НН, кВ | 10,78 | 10,91 | 10,88 | 10,64 | 10,68 | 10,61 |
Осуществим регулирование напряжение на шинах 10кВ подстанций в режиме минимальных нагрузок.
На подстанции 2 установлено два трехфазных двухобмоточных трансформатора типа ТДН-10000/110, имеющих устройства РПН с диапазоном регулирования ±9×1,78 %, установленные на стороне высшего напряжения. В результате расчетов параметров режима максимальных нагрузок по программе «ROOR» действительное напряжение на шинах низкого напряжения при номинальном коэффициенте трансформации равно, кВ:
Номинальные напряжения обмоток, кВ:
Осуществим встречное регулирование напряжения таким образом, чтобы на шинах низшего напряжения оно было не выше , то есть 10 кВ. Примем желаемое значение напряжения, кВ:
Зная действительное напряжение на шинах низшего напряжения, определим напряжение на шинах низшего напряжения, приведенное к высшему напряжению, кВ:
(53)
Напряжение ответвления РПН можно определить из условия, кВ:
(54)
Ступень РПН, которой соответствует данное напряжение ответвления, находится из условия:
(55)
откуда:
(56)
При напряжение на шинах низшего напряжения при найденном коэффициенте трансформации будет следующим, кВ:
что соответствует желаемому.
Регулирование напряжения на шинах 10 кВ остальных подстанций произведем при помощи программы «ROOR».
Результаты регулирования напряжения в режиме минимальных нагрузок приведены в таблице 19.
Таблица 19
Результаты регулирования напряжения в режиме минимальных нагрузок
Номер подстанции | ||||||
Тип трансформатора | ТРДН- 25000/110 | ТДН- 10000/110 | ТДН- 10000/110 | ТМН- 6300/110 | ТДН- 16000/110 | ТДН- 10000/110 |
РПН на стороне | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН |
Пределы регулирования РПН, % | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 |
Действительное напряжение на шинах НН, кВ | 10,404 | 10,894 | 10,893 | 10,900 | 10,862 | 10,866 |
Номер ступени РПН | ||||||
Напряжение после регулирования на шинах НН, кВ | 10,047 | 10,003 | 10,002 | 10,009 | 9,974 | 9,978 |
Осуществим регулирование напряжение на шинах 10 кВ подстанций в послеаварийных режимах.
Регулирование напряжения на шинах 10 кВ подстанций в послеаварийных режимах произведем при помощи программы «ROOR». Результаты регулирования напряжений при отключении одной цепи линии А-3 приведены в таблице 20, а при отключении линии 3-5 – в таблице 21.
Таблица 20
Результаты регулирования напряжения при отключении одной цепи линии А-3
Номер подстанции | ||||||
Тип трансформатора | ТРДН- 25000/110 | ТДН- 10000/110 | ТДН- 10000/110 | ТМН- 6300/110 | ТДН- 16000/110 | ТДН- 10000/110 |
РПН на стороне | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН |
Пределы регулирования РПН, % | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 |
Действительное напряжение на шинах НН, кВ | 9,975 | 10,464 | 10,191 | 9,930 | 9,975 | 9,889 |
Номер ступени РПН | -4 | -1 | -3 | -4 | -4 | -4 |
Напряжение после регулирования на шинах НН, кВ | 10,739 | 10,653 | 10,765 | 10,691 | 10,739 | 10,647 |
Таблица 21
Результаты регулирования напряжения при отключении линии 3-5
Номер подстанции | ||||||
Тип трансформатора | ТРДН- 25000/110 | ТДН- 10000/110 | ТДН- 10000/110 | ТМН- 6300/110 | ТДН- 16000/110 | ТДН- 10000/110 |
РПН на стороне | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН | ВН |
Пределы регулирования РПН, % | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 | ±9×1,78 |
Действительное напряжение на шинах НН, кВ | 9,975 | 10,464 | 10,420 | 9,963 | 9,576 | 9,703 |
Номер ступени РПН | -4 | -1 | -1 | -3 | -6 | -5 |
Напряжение после регулирования на шинах НН, кВ | 10,739 | 10,653 | 10,609 | 10,525 | 10,721 | 10,651 |
Таким образом, диапазона РПН достаточно для осуществления встречного регулирования напряжения на шинах каждой подстанции рассматриваемой сети во всех режимах ее работы.