Тяговый двигатель 1ДТ003
· Тяговый двигатель предназначен для преобразования электрической энергии в механическую в режиме тяги и механической энергии в электрическую при ЭДТ.
· Принцип работы двигателя основан на выталкивании проводника с током из магнитного поля.
· Проводником с током является обмотка якоря, а магнитным полем – главные полюса.
· Направление движения проводника определяется по правилу левой руки.
· Выталкивающая сила, которая действует на проводник, зависит от тока, магнитного потока и длины проводника в прямой пропорциональности.
F=I·Ф·ℓ
· Выталкивающие силы от обмотки якоря образуют вращающий момент, который зависит от тока и магнитного потока.
Мвр=I·Ф·См
· При вращении якоря двигателя в магнитном поле проводники якоря пересекают магнитный поток и в них индуктируется ЭДС, которая направлена встречно рабочему току и поэтому называется ЭДС двигателя.
· Определяется она по правилу правой руки.
Едв=n·Ф·См
· Подводимые на зажимы двигателя напряжения расходуются на преодоление ЭДС двигателя и на падение напряжения на нём, т.е.
Uдв=Едв+IR
· На электропоездах применяют тяговые двигатели с сериесным (последовательным) возбуждением.
· ОСТОВ является частью магнитной системы электрической машины и служит для крепления главных и дополнительных полюсов, кронштейнов щёткодержателей и подшипниковых щитов.
· Остов изготавливается литьём из специальной стали с присадкой кремния (для улучшения магнитных свойств).
· У остова отлита горловина, через которую подаётся воздух для охлаждения, а также 3 люка для осмотра состояния коллектора и щёточного устройства.
· Люка закрываются крышками с резиновым уплотнением.
· С противоположной стороны имеются 5 отверстий для выхода нагретого воздуха.
· С боков имеются 2 горловины, которые закрываются подшипниковыми щитами с запрессованными наружными кольцами подшипников.
· Смазка подшипников – ЖРО (0,3- 0,4 кг).
· Внутри остова имеются специально обработанные поверхности для правильной установки главных и дополнительных полюсов.
· Головки болтов (3 шт.) крепящих полюса, заливают чёрным битумом.
· ГЛАВНЫЕ ПОЛЮСА служат для создания основного рабочего магнитного потока.
· Полюс состоит из сердечника и катушки.
· Сердечник набирается из отдельных стальных штампованных листов толщиной 2 мм.
· Листы покрыты лаком и спрессованы в пакет и стягиваются заклёпками.
· В наборный сердечник запрессован стальной стержень.
· Катушки главных полюсов выполнены двухслойными из медной ленты сечением 17-22 мм с намоткой плашмя.
· Катушка состоит из 52 витков, межвитковая изоляция стеклослюденитовая лента, а корпусная – стеклолента.
· Катушки пропитывают в эпоксидном компаунде, что образует монолитную конструкцию.
· Катушки прижимают к остову при помощи пружинных фланцев тремя болтами.
· Допускаемая температура: t°=180C°.
· ДОБАВОЧНЫЕ ПОЛЮСА служат для создания магнитного потока направленного навстречу магнитному потоку от реакции якоря (для без искровой работы щёток).
· Добавочный полюс состоит из сплошного литого сердечника прямоугольной формы, изготовленного из стального литья.
· Добавочный полюс крепят к остову тремя болтами.
· Между сердечником и остовом расположена немагнитная прокладка 5 мм (алюминий, латунь).
· Она уменьшает поток рассеивания добавочного полюса, что приводит к меньшему насыщению сердечника.
· Катушка намотана на ребро, как и у главного полюса, из шинной меди - 24 витка.
· Изоляция выполнена аналогично главному полюсу.
ЯКОРЬ служит для создания вращающего момента от обмотки якоря.
· Якорь имеет сердечник, обмотку, коллектор, нажимной конус, втулку коллектора (передняя нажимная шайба), обмоткодержатель (задняя нажимная шайба) и всё это устанавливают на втулку якоря, которая, в свою очередь, напрессована на вал.
· Втулка предназначена для смены вала без разборки якоря.
· Сердечник якоря набирают из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, изолированных друг от друга тонким слоем лака, для уменьшения вихревых токов.
· Крайние листы для жёсткости сделаны толще (до 2 мм), в сердечнике имеются пазы (49) для укладки обмотки якоря, и отверстия, образующие вентиляционные каналы.
· В центре сердечника имеется паз под шпонку для посадки на втулку.
· Листы набирают на втулке после установки задней нажимной шайбы.
· Закончив напрессовку листов, напрессовывают втулку коллектора (переднюю нажимную шайбу).
· Нажимные шайбы являются опорами для лобовых частей обмотки якоря.
· Передняя шайба, кроме того, является корпусом коллектора, к которой специальными болтами крепят нажимной конус.
· Задняя шайба отлита вместе с вентилятором.
· Вал якоря с одного конца имеет конус 1/10 для насадки фланца муфты.
· Якорь вращается в подшипниках.
· КОЛЛЕКТОР служит для изменения направления тока в проводниках обмотки якоря, когда они перемещаются из-под одного полюса под другой.
· Этим достигается вращение якоря в одну сторону.
· Коллектор имеет арочную конструкцию.
· Коллекторные пластины - ламели клинообразного сечения в виде ласточкиного хвоста для удержания от центробежной силы, изготавливают из красной твёрдотянутой меди.
· Пластины изолируют миканитовой изоляцией.
· Зажаты они между втулкой коллектора и нажимным конусом, от которых они изолированы специальными манжетами, выполненными из стеклослюдопласта.
· Нажимной конус армирован стеклобандажной лентой для создания необходимой изолирующей поверхности между токоведущими и заземлёнными частями.
· На наружной стороне ламели имеется выступ (петушок) в прорези которого впаивают концы секций обмотки якоря.
· Наружная сторона служит рабочей поверхностью под щётку.
· Изоляционный миканит между пластинами углублён путём продорожки (1,2- 1,5 мм) чтобы не допускать явления, приводящего к искрению щёток, так как медные пластины мягче изоляционных прокладок.
· Собранный коллектор напрессован на втулке якоря.
· В местах соединения обмотки якоря с пластинами (лобовая часть) коллектор бандажируется стеклобандажной лентой.
· Коллектор имеет 343 пластины.
· ОБМОТКА ЯКОРЯ – петлевая (на УРТ-110 Б (ЭР-2) – волновая).
· Секции обмотки якоря расположены в пазах сердечника и состоят из 7 проводников изолированных друг от друга.
· В каждом пазу укладывается по две стороны секции, т.е. по 14 проводников.
· Межвитковая изоляция стеклолакоткань, намотанная в один слой в полуперекрышу, корпусная стеклослюденитовая лента.
· Обмотка удерживается в пазах текстолитовыми клиньями, а на лобовых частях – бандажами из стеклобандажной ленты.
· При петлевой (параллельной-пропускает больший ток) обмотке, параллельные ветви проходят отдельно под парами полюсов, а поэтому ЭДС индуктируемые в каждой параллельной ветви будут отличаться.
· Для выравнивания уложены уравнительные соединения, которые соединяются с отдельными коллекторными пластинами (т.е. в отдельные пластины впаиваются по три проводника), что способствует выравниванию тока в параллельных ветвях.
· В петлевой обмотке шаг по пазам будет 1\11, а по коллектору 1\2.
· В простой петлевой обмотке число параллельных ветвей и число щёткодержателей, равно числу главных полюсов.
· В простой волновой обмотке число параллельных ветвей не зависит от числа полюсов и всегда равно 2.
· Волновую обмотку часто называют последовательной.
· Межламельное напряжение определяется по формуле -
На ЭР-2Т
На ЭР2