Основные характеристики тепловозов
Конспект занятий по программе
«Машинист тепловоза».
Тема 1.
Локомотивное хозяйство.
Для обеспечения перевозок железнодорожный транспорт имеет тяговые средства (локомотивы), а также технические сооружения и устройства, обеспечивающие их работу. Весь этот комплекс называется локомотивным хозяйством.
Тяговые средства.
Локомотив — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. При этом локомотив сам по себе не предназначен для перевозки пассажиров, груза или выполнения какой-либо иной работы.
Все локомотивы по виду тяги делятся на:
-паровозы,
-тепловозы,
-электровозы,
-газотурбовозы.
Локомотивы по виду выполняемой работы делятся на:
-пассажирские,
-грузовые,
-маневровые,
-промышленные.
Локомотивы по типу передачи:
-с электропередачей,
-с гидропередачей,
-с механической передачей.
Локомотивы по типу кузова:
-вагонный,
-капотный.
Паровоз.
Паровоз — автономный локомотив с паросиловой установкой, состоящей из котла и паровой машины. Энергия пара преобразуется в механическую энергию движения. Нагретый пар из котла поступает в цилиндры машины, где его тепловая энергия преобразуется в механическую энергию, прямолинейного движения поршня, превращающуюся через кривошипно-шатунный механизм в энергию вращения колес. Это оборудование установлено на раме экипажной части, к которой относятся поддерживающие раму тележки с рессорным подвешиванием, буксы, колесными парами и упряжными приборами. Запасы воды и смазки размещаются в тендере или самом паровозе (танк-паровоз).
Паровозы классифицируются по типам. Тип паровоза определяется локомотивом и сочетанием колёсных пар. Колёсные пары соединяются между собой с каждой стороны особыми звеньями составляют группу движущихся колёс. Все они имеют одинаковый диаметр и называются сцепными колёсными парами.
В колёсной формуле первой цифрой обозначается количество направляющих колёс.
Второй цифрой количество сцепных колёс и третьей цифрой количество поддерживающих колёс. Например 1-4-2.
Основные характеристики паровозов.
№ | Серия | Тип | Год постройки | Конструкт. скорость. | Сцепной вес | Давление пара котла |
СО | 1-5-0 | 14 атм. | ||||
П36 пасс | 2-4-2 | |||||
ФД пасс | 1-4-2 | |||||
ЛВ груз | 1-5-1 | 91/99 |
Паровоз СО18-3100.
Паровоз П-36.
Паровоз ФД.
Паровоз ЛВ.
Тепловоз.
Тепловоз- это автономный локомотив с собственной силой установкой в которой в качестве источника энергии используется двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
Тепловозы разделяются по видам работы, существуют: пассажирские, грузовые и маневровые.
Основной узел тепловоза экипажная часть, в неё входят: тележки, кузов, рама, ударно-сцепное устройство.
Всё оборудование тепловоза можно распределить на механическое и электрическое. К механическому оборудованию относятся экипажная часть и дизель со вспомогательным оборудованием. К электрическому оборудованию относятся главный генератор, вспомогательный генератор, тяговые электродвигатели и аккумуляторные батареи.
В машинном отделении тепловоза установлен дизель, коленчатый вал которого надёжно закреплён и соединен с валом главного генератора. Вырабатываемый генератором ток поступает к тяговым электродвигателям, подвешенным к тележкам тепловоза. На валу якоря электродвигателя расположено зубчатое колесо, находящееся в зацепленными с шестернёй колёсной пары тепловоза. Обычно каждая колёсная пара имеет свой электродвигатель.
В наименованиях большинства серийных тепловозов, производившихся в СССР, буквы обозначают следующее:
Т — тепловоз
Э — электрическая передача
Г — гидравлическая передача
П— пассажирский
М — маневровый
У — узкоколейный
Например существуют: 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ18ДМ, ТУ2.
2ТЭ116: 2-число секций, Т-тепловоз, Э- с электропередачей, 116- серия.
ТЭП70: Т-тепловоз, Э- с электропередачей, П- пассажирский, 70- серия.
ТГМ-23Б: Т-тепловоз, Г- с гидропередачей, М- маневровый, 23Б- серия.
ТУ-2: Т-тепловоз, У- узкоколейный, 2 -серия.
Тепловоз кроме электрической передачи имеет гидравлическую, механическую передачи.
Локомотив тепловоз по малой мощности и применяемой для маневровой работы называется мотовозом.
Основные характеристики тепловозов.
№ | Марка | Год выпуска | Мощность дизеля(л.с.) | Конструкт. скорость(км/ч) | Служебный вес(т). | Род занятий |
ТЭ-3 | 2x2000 | 2x126 | грузовой | |||
2ТЭ10Л | 2x3000 | 2x129.3 | грузовой | |||
ТЭМ18ДМ | Маневровый. |
Тепловоз ТЭ-3.
Тепловоз 2ТЭ-10Л.
Тепловоз ТЭМ18ДМ.
Электровоз.
Электровоз — неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, питаемыми электроэнергией от внешнего источника (тяговая подстанция) через контактную сеть. Электровозы разделяются по виду работы на: пассажирские, грузовые, маневровые и промышленные (шахтные). На электровозе установлено оборудование механическое (кузов, тележки, зубчатая передача, ударно-сцепное ус-во и электрическое (токоприемник, понижающие ус-ва и преобразователи тока, ТЭДы, вспом. машины, аппарату управления, силовые кабели и провода вспом. цепей). Электровозы бывают переменного (27000 V) и постоянного тока (3000 V).