Основные характеристики тепловозов

Конспект занятий по программе

«Машинист тепловоза».

Тема 1.

Локомотивное хозяйство.

Для обеспечения перевозок железнодорожный транспорт имеет тяговые средства (локомотивы), а также технические сооружения и устройства, обеспечивающие их работу. Весь этот комплекс называется локомотивным хозяйством.

Тяговые средства.

Локомотив — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. При этом локомотив сам по себе не предназначен для перевозки пассажиров, груза или выполнения какой-либо иной работы.

Все локомотивы по виду тяги делятся на:

-паровозы,

-тепловозы,

-электровозы,

-газотурбовозы.

Локомотивы по виду выполняемой работы делятся на:

-пассажирские,

-грузовые,

-маневровые,

-промышленные.

Локомотивы по типу передачи:

-с электропередачей,

-с гидропередачей,

-с механической передачей.

Локомотивы по типу кузова:

-вагонный,

-капотный.

Паровоз.

Паровоз — автономный локомотив с паросиловой установкой, состоящей из котла и паровой машины. Энергия пара преобразуется в механическую энергию движения. Нагретый пар из котла поступает в цилиндры машины, где его тепловая энергия преобразуется в механическую энергию, прямолинейного движения поршня, превращающуюся через кривошипно-шатунный механизм в энергию вращения колес. Это оборудование установлено на раме экипажной части, к которой относятся поддерживающие раму тележки с рессорным подвешиванием, буксы, колесными парами и упряжными приборами. Запасы воды и смазки размещаются в тендере или самом паровозе (танк-паровоз).

Паровозы классифицируются по типам. Тип паровоза определяется локомотивом и сочетанием колёсных пар. Колёсные пары соединяются между собой с каждой стороны особыми звеньями составляют группу движущихся колёс. Все они имеют одинаковый диаметр и называются сцепными колёсными парами.
В колёсной формуле первой цифрой обозначается количество направляющих колёс.
Второй цифрой количество сцепных колёс и третьей цифрой количество поддерживающих колёс. Например 1-4-2.
Основные характеристики паровозов.



Серия Тип Год постройки Конструкт. скорость. Сцепной вес Давление пара котла
СО 1-5-0 14 атм.
П36 пасс 2-4-2
ФД пасс 1-4-2
ЛВ груз 1-5-1 91/99

Паровоз СО18-3100.

Основные характеристики тепловозов - student2.ru

Паровоз П-36.

Основные характеристики тепловозов - student2.ru

Паровоз ФД.

Основные характеристики тепловозов - student2.ru

Паровоз ЛВ.

Основные характеристики тепловозов - student2.ru

Тепловоз.

Тепловоз- это автономный локомотив с собственной силой установкой в которой в качестве источника энергии используется двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Тепловозы разделяются по видам работы, существуют: пассажирские, грузовые и маневровые.

Основной узел тепловоза экипажная часть, в неё входят: тележки, кузов, рама, ударно-сцепное устройство.

Всё оборудование тепловоза можно распределить на механическое и электрическое. К механическому оборудованию относятся экипажная часть и дизель со вспомогательным оборудованием. К электрическому оборудованию относятся главный генератор, вспомогательный генератор, тяговые электродвигатели и аккумуляторные батареи.

В машинном отделении тепловоза установлен дизель, коленчатый вал которого надёжно закреплён и соединен с валом главного генератора. Вырабатываемый генератором ток поступает к тяговым электродвигателям, подвешенным к тележкам тепловоза. На валу якоря электродвигателя расположено зубчатое колесо, находящееся в зацепленными с шестернёй колёсной пары тепловоза. Обычно каждая колёсная пара имеет свой электродвигатель.

В наименованиях большинства серийных тепловозов, производившихся в СССР, буквы обозначают следующее:

Т — тепловоз

Э — электрическая передача

Г — гидравлическая передача

П— пассажирский

М — маневровый

У — узкоколейный

Например существуют: 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ18ДМ, ТУ2.

2ТЭ116: 2-число секций, Т-тепловоз, Э- с электропередачей, 116- серия.

ТЭП70: Т-тепловоз, Э- с электропередачей, П- пассажирский, 70- серия.

ТГМ-23Б: Т-тепловоз, Г- с гидропередачей, М- маневровый, 23Б- серия.

ТУ-2: Т-тепловоз, У- узкоколейный, 2 -серия.

Тепловоз кроме электрической передачи имеет гидравлическую, механическую передачи.
Локомотив тепловоз по малой мощности и применяемой для маневровой работы называется мотовозом.

Основные характеристики тепловозов.

Марка Год выпуска Мощность дизеля(л.с.) Конструкт. скорость(км/ч) Служебный вес(т). Род занятий
ТЭ-3 2x2000 2x126 грузовой
2ТЭ10Л 2x3000 2x129.3 грузовой
ТЭМ18ДМ Маневровый.

Тепловоз ТЭ-3.

Основные характеристики тепловозов - student2.ru

Тепловоз 2ТЭ-10Л.

Основные характеристики тепловозов - student2.ru

Тепловоз ТЭМ18ДМ.

Основные характеристики тепловозов - student2.ru

Электровоз.

Электровоз — неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, питаемыми электроэнергией от внешнего источника (тяговая подстанция) через контактную сеть. Электровозы разделяются по виду работы на: пассажирские, грузовые, маневровые и промышленные (шахтные). На электровозе установлено оборудование механическое (кузов, тележки, зубчатая передача, ударно-сцепное ус-во и электрическое (токоприемник, понижающие ус-ва и преобразователи тока, ТЭДы, вспом. машины, аппарату управления, силовые кабели и провода вспом. цепей). Электровозы бывают переменного (27000 V) и постоянного тока (3000 V).

Наши рекомендации