Назначение и устройство асинхронного двигателя АЭ92-402
Назначение. Электродвигатель АЭ92-402 асинхронный, трехфазньп с короткозамкнутым ротором, предназначен для привода главных ко:.-прессоров и центробежных вентиляторов.
Технические данные
Напряжение номинальное при соединении фаз обмотки звездой (линейное) ......... 380 В
Мощность номинальная на валу в симметричномрежиме ................ 40 кВт
Ток (фазный) номинальный........ 90 А
Частота тока.............. 50 Гц
Частота вращения ротора (номинальная) . . . 1425 об/мпн
К. п. д................. 85,5 %
cos ср ................ 0,79
Режим -работы .............продолжительный или
ПВ 50% с числом пусков в час до 10
Класс изоляции ..... ....... Н
Масса ................ 390—400 кг
Электродвигатели допускают стоянку под током короткого замыкания (к. з.) или затяжной пуск в течение не более 15 с (с холодного состояния) при номинальном напряжении 380 В.
Нормальная работа электродвигателя осуществляется от однофазной сети в системе с расщепителем фаз и постоянно включенной емкостью при колебании питающего напряжения сети в интервале 280—■ 470 В и несимметрии напряжения по фазам в соответствии с норматив-нотехнической документацией на поставку электродвигателя.
Конструкция. Электродвигатель АЭ92-402 (рис. 38 и 39) открытого исполнения, с горизонтальной установкой на лапах, аксиальной вытяжной вентиляцией.
Электродвигатели изготавливают с одним или двумя свободными концами вала.
Статор состоит из стальной сварной станины и закрепленного в ней сердечника, набранного из штампованных изолированных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм.
Для заземления электродвигателя на лапах установлены стальные болты с латунными шайбами. Поверхность лап под головкой заземляющего болта покрыта оловянистым припоем.
В пазы сердечника статора уложена обмотка. В электродвигателе применена двухслойная петлевая обмотка, состоящая из жестких изолированных пропитанных секций, изготовленных из прямоугольного медного провода марки ПСДК- Закрепляются секции в пазах клиньями. Обмоточные данные статора двигателя:
Число:
павов ............... 48
полюсов .............. 4
витков в секции ............ 3
витков в фазе............. 48
пазов на полюс и фазу.......... 4
проводников в пазу........... 6
параллельных ветвей.......... 1
Размер провода (неизолированного)..... 3,15X4,75 мм
Активное сопротивление фазы при 20 °С . . . . 0,0576 Ом
Изоляция ......-........кремнийорганическая
Предельно допустимый нагрев....... класса Н
205 °С
Рис. 38. Продольный разрез двигателя АЭ92-402:
/ — крышка лабиринтная; 2 — подшипник; 3 — капсюль подшипника; 4 — щит подшипниковый- 5 — вентилятор; 6 — сетка; 7 — болт; 8 —- кольцо стальное; 9 — обшивка станины; 10 — ушко транспортировочное; // —сердечник статора; /2 —сердечник ротора; 13 — ребро станины; 14 — обмотка статора; 15 — щит подшипниковый; 16 — клетка ротора; 17 — крышка подшипника; 18 — подшипник; 19 — вал; 20 — сетка
Рис. 40. Выводы обмотки статора электродвигателя АЭ92-402:
/ — провод выводной; 2 —колодка; 3—провод; 4 — шайба сальника; 5 — гайка сальника; 6 — винт и шайба; 7 — уплотняющая масса; # — гнездо сальника; 9 — панель зажимов
Обмотанный статор подвергается трехкратной пропитке кремний-органическим лаком КО-9І6К-
После каждой пропитки статор подвергается горячей сушке. Лобовые части обмотки статора после сушки покрываются кремнийоргани-ческой эмалью КО-935 горячей сушки.
Выводы (рис. 40) обмотки статора выполнены гибким проводом с теплостойкой изоляцией и закреплены жестко в коробке выводов на изоляционной панели. В коробку выводов выведены три конца ста-торной обмотки с маркировкой С1, С2, СЗ.
Подвод питания осуществляется при помощи проводов, проходящих через уплотнительный сальник коробки выводов. Соединение подводящих проводов с выводными концами обмотки осуществляется при помощи шпилек на панели выводов.
Ротор (см. рис. 38) состоит из сердечника с короткозамкнутой клеткой и вала. Сердечник ротора набран из листовой оксидированной электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Пазы сердечника залиты алюминиевым сплавом повышенного сопротивления АКМ12-4. От осе вого перемещения сердечник стопорится специальным запорным кольцом, установленным на валу по горячей посадке.
Подшипники качения типа 2315КМШ — роликовый и 70315Ш— шариковый (см. рис. 38) заключены в капсюли и закрыты стальными крышками. Капсюли крепятся к подшипниковым щитам. Внутреннее кольцо роликового подшипника закреплено на валу гайкой, а внутреннее кольцо шарикового подшипника закреплено на валу диском в двигателе с одним свободным концом вала либо гайкой в двигателе с двумя свободными концами вала. Капсюли и подшипниковые крышки снабжены фетровыми уплотнительными кольцами для предохранения подшипников от попадания в них пыли.
Крышки подшипников имеют отверстия для пополнения подшипниковых узлов смазкой без разборки электродвигателя.
Подшипниковые щиты стальные, сварные.
Встроенный вентилятор двигателя центробежный с радиальными лопатками, отлит из алюминиевого сплава АЛ-12. Стальная ступица вентилятора установлена на вал по горячей посадке.
Рабочее колесо приводного механизма центробежного вентилятора устанавливается непосредственно на каждый свободный конец вала электродвигателя. С компрессором электродвигатель соединяется через редуктор при помощи эластичной муфты.
Разборку и сборку электродвигателя АЭ92-402 поясняют рис. 41—43.