Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1. Цель преподавания дисциплины и ее предмет изучения
1.2. Задачи изучения дисциплины и ее предмет изучения
1.3. Требования к знаниям, умениям и обязанностям студентов
1.4. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.
2. График учебных занятий
3. Содержание дисциплины. Наименование тем.
3.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий в часах.
3.2. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
4. Учебно-методические материалы по дисциплине.
4.1. Основная и дополнительная литература
5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины.
6. Карта обеспеченности студентов учебниками и учебными пособиями по дисциплине.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1Цель преподавания дисциплины и ее предмет изучения
Курс «Радиотехника и основы телекоммуникации» читается студентам университета, обучающимся по специальности «РЭТ». Целью курса является дать студентам общую теоретическую подготовку по основам радиоэлектроники практическую подготовку направленное на формирование необходимых умения и навыков работы с радиоэлектронной аппаратурой, измерительными приборами которые нужны в будущей профессиональной деятельности.
Программой курса «Радиотехника и основы телекоммуникации» предусматривается проведения лекционных и лабораторных занятий. На лекциях изучают временные и спектральные характеристики канала связи, основных управляющих сигналов (телефонный, телевизионный, кодовый- цифровой).
Особенности распространения радиосигналов. Изучают методы модуляции и детектирования радиосигналов. Много внимание уделяется изучению электронных приборов (полупроводниковые диоды) их ВАХ и параметры, различных транзисторов, знакомятся с элементами микроэлектроники.
На основе этих знаний студенты изучают электронные усилители и генераторы, нелинейные преобразователи сигналов, радиоприемные устройства, физические основы телевидения, переключающие и логические схемы.
На лабораторных занятиях, на специальном оборудовании изучают параметры и характеристики электронных приборов, электронной аппаратуры получают навыки проведения измерения в радиоэлектронике.
1.2.Задача изучения дисциплины.
В результате изучения курса «» студенты должны:РЭТ
приобрести теоретические знания по основам радиоэлектроники, получить навыки и умения по применению электронной аппаратуры, электро-радио измерительных приборов в физическом эксперименте, получить достаточные сведения о физических основах и устройствах, принципах действия радиоэлектронной аппаратуры, средства ЭВМ и др. Изучают элементную базу современной электронной аппаратуры, их классификацию, маркировку и обозначения.
1.3.Требования к знаниям, умениям и обязанностям студентов
Специфика радиоэлектроники, как прикладной дисциплины позволяет реализовать межпредметные связи на уровне целей, и содержанием ряда учебных дисциплин и одновременно является фундаментом ряда дисциплин: радиоизмерения, электронно- вычислительная техника и др.
Курс лекции и лабораторных занятий по программе рассчитаны на 5 семестр и заканчиваются экзаменом (5сем) .
1.4. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
№ п/п | Наименование дисциплины, их разделы (темы) |
1. | Математика |
Общая физика | |
2.1. | Электричество магнетизм, полупроводниковые материалы. |
2.2 | Аналоговая и цифровая схемотехника |
2. График учебных занятий
Виды занятий | Разделение часов по неделям и блокам | Всего часов | |||||||||||||||||
1 блок 2 – блок | |||||||||||||||||||
Лекции (ч) | |||||||||||||||||||
Лабораторные занятия (ч) | |||||||||||||||||||
СРОП (ч) | |||||||||||||||||||
Всего: |
3.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий в часах.
№ лекц | Наименование тем и краткое содержание лекции | Кол. час. | Литература (№ стр.) |
Принципы радиосвязи | |||
Элементы теории распространения радиоволн. | |||
Элементарные антенны | |||
Телевизионные системы | |||
Модулированные колебания и их спектры | |||
Радиосигналы с угловой модуляцией. | |||
Радиосигналы с импульсной модуляцией. | |||
Нелинейные цепи. Аппроксимация характеристик. | |||
Отклик нелинейной цепи на гармонический сигнал. | |||
Нелинейное усиление мощности и умножение частоты | |||
Получение модулированных колебаний | |||
Детектирование модулированных колебаний | |||
Квадратичный детектор. | |||
ЧМ-детектор на интегральном аналоговом перемножителе. | |||
Преобразование сигналов в параметрических цепях | |||
Всего: |
3.2.СРОП, их содержание и объем в часах
№ п/п | Тема и перечень вопросов | Количество часов |
Распространение радиоволн | ||
Амплитудная модуляция | ||
Угловая модуляция | ||
Частотный детектор | ||
Фазовый детектор | ||
Всего |
3.2. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
№ работы | Наименование работы | Количество часов |
1. | Входная цепь прибора УПОС. | |
2. | Преобразователь частоты | |
3. | Частотный детектор | |
4. | Амплитудный детектор | |
5. | Фазовая автоподстройка частоты | |
6. | Автоматическая регулировка усиления | |
7. | ||
8. | ||
Всего | 30 часов |
2. Система оценки знаний студентов
Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям – 40% и промежуточной аттестации (экзамену) – 60% и составляет 100%, т.е. итоговая оценка определяется по формуле:
И%= (Р1+Р2)*0,4+Э*0,6/2
где: Р1- процентное содержание оценки первого рейтинга;
Р2- процентное содержание второго рейтинга;
Э- процентное содержание экзаменационной оценки.
Поэтому для корректности подсчета итоговой оценки необходимо оценивать знания обучающихся на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене в процентах от 0 до 100%.
7.1. Тематический график
первого рубежного контроля успеваемости магистрантов
Недели | % (1-100) | Рубежные задания |
Частотные и переходные характеристики RC, RL-цепей. | ||
Итого | 100% |
7.2. Тематический график
второго рубежного контроля успеваемости магистрантов
Недели | % (1-100) | Рубежные задания |
Итого | 100% |
Итоговый контроль проводится в форме экзамена. К высоким оценкам на экзамене предъявляются следующие требования. Хорошая оценка ставится при условии знания основныхсвойств полупроводников; принципов построения векторных диаграмм; методов расчетарежима работы усилителя по постоянному и переменному току;
Отличная оценка ставится при условии знаний фундаментальных положений электроники, важнейшие свойства и характеристикитранзисторов, методов расчета цепей во временной и частотной областях, а также иметь навыки работы с компьютерными системами; умение работать с программным обеспечением модели эквивалентных схем на Matlab;
8.Политика курса
1. Обязательное посещение лекционных, лабораторных и отработка материала пропущенных занятий;
2. Выполнение контрольных работ (по графику);
3. Сдача коллоквиумов (по графику);
4. Прохождение пробного тестирования (по графику);
5. Сдача экзамена (по расписанию).
Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | Отлично |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3.0 | 80-84 | хорошо |
В- | 2.67 | 75-79 | Хорошо |
С+ | 2.33 | 70-74 | Удовлетворит |
С | 2.0 | 65-69 | Удовлетворит |
С- | 1.67 | 60-64 | Удовлетворит |
D+ | 1.33 | 55-59 | Удовлетворит |
D | 1.0 | 50-54 | Удовлетворит |
F | 0-49 | неудовлетвор |
Литература
1. Нефедов В.И. Основы радиоэлектроники: Учеб. для вузов. – М.: Высш.шк.,2000. – 399с:ил.
2. Нефедов В. И. Основы радиоэлектроники и связи: Учеб. для вузов/ В.И. Нефедов- 3-е изд, исир.-М.: высш. шк., 2005.- 510 стр.: ил.
3. Мамчев Г.В. Основы радиосвязи и телевидения. Учебн пособие для вузов.-М: Горячая линия – Телеком, 2007.-416с: ил.
4. Каганов В.И. Радиопередающие устройства: учеб. для сред. проф. Обр. –М: ИРПО: издательский центр «Академия», 2002.-288 с
5. Каганов В.И. Радиотехнические цепи и сигналы. Компьютеризированный курс: учеб. пособие. -М.: Форум: инфра-М, 2005.- 432 с. (Высшее образование).
6. Иванов М.Т. Теоретические основы радиотехники: Учеб. пособие. -М.: высш. шк., 2002.-306с.: ил.
8. В.И.Манаев. Основы радиоэлектроники, Радио и связь, М., 1990,512 с.
9. А.А.Каяцкас Основы радиоэлектроники, Высшая школа, М., 1988, 464 с.
Глоссарий:
· Информация – Совокупность сведений о каких-либо событиях, явлениях или предметах, предназначенных для передачи, приема, обработки, преобразования, хранения или непосредственного использования.
· Энтропия сигнала – количество информации, содержащаяся в одном элементе сигнала (удельная информативность).
· Симплексная связь – связь между двумя пунктами, при которой в каждом из них передача и прием сообщений ведутся поочередно на одной несущей частоте.
· Дуплексная связь – двусторонняя радиосвязь между двумя пунктами, при которой передача и прем сообщений осуществляется на разных частотах одновременно.
· Полудуплексная связь – связь, когда система обеспечивает поочередно передачу и прием информации на двух разных несущих частотах с использованием ретротрансляторов.
· Модуляция – процесс, в результате которого один или несколько параметров несущего колебания изменяются по закону передаваемого сообщения.
· Гетеродин – генератор с помощью которого разные несущие частоты преобразуются в сигналы одинаковой, более низкой частоты, называемой промежуточной.
· Детектор – устройство, осуществляющий процесс обратный модуляции – выделяет из принятого, усиленного и и преобразованного высокочастотного модулированного колебания передаваемый информационный сигнал.
· Кодер – цифровая микросхема, выполняющая кодирование передаваемого сигнала в виде последовательности импульсов (единиц) и пауз (нулей).
· Декодер – устройство, выполняющее декодирование кодовых символов.
· Кодек – пара преобразователей кодер-декодер.
· Модем – пара преобразователей модулятор-демодулятор.