Обозначено: X – наличие путевого развития; <--> – граничные пункты участка движения поездов, заданные при тяговом расчёте.

В параметрах участка содержится информация о наличии на раздельных пунктах путевого развития и, следовательно, возможности обгона и скрещения поездов на них. По умолчанию только эти раздельные пункты присутствуют на графике.

Описываемая таблица позволяет изменить список учитываемых раздельных пунктов (отмечены символом “X”) для вновь формируемого графика. Заметим, что наличие второстепенных станций затрудняет обозримость графика, усложняет его редактирование и увеличивает время корректировки линий хода поездов.

Выбранные станции включаются и исключаются из графика двойным щелчком мыши на первых трёх графах таблицы, клавишей "Enter" или однократным щелчком по соответствующей метке в нижней части окна. Граничные раздельные пункты участков движения поездов (отмечены <-->), заданные при тяговых расчётах, исключению не подлежат. В меню Правка имеются функции включения в график группы станций: всех, только с путевым развитием или только граничных.

В этой же таблице можно задать продолжительность графиковых стоянок на учитываемых раздельных пунктах для поездов каждой категории и направления движения.

При этом не допускается сокращение времени стоянок, предусмотренных тяговыми расчётами для охлаждения двигателей.

После изменения времени стоянок требуется корректировка графика:

– проверка соблюдений интервалов

– автоматическая корректировка

– то же, с минимизацией стоянок

При соответствующем выборе режима корректировки она выполняется автоматически.

Станционные интервалы это минимальные промежутки времени для выполнения операций по приему, отправлению и пропуску поездов через станцию. При составлении графика движения в программе используются следующие из них:

τс – скрещения поездов;

τн – неодновременного прибытия на станцию поездов противоположных направлений;

τп – попутного прибытия;

τот – попутного отправления (не путать с интервалом попутного следования, который при автоблокировке не применяется!).

Интервалы τс и τн используются только при организации двустороннего движения по одному пути.

Интервал попутного отправления позволяет учитывать различие времен хода поездов разных категорий на предстоящем перегоне. Кроме того, с его помощью устанавливается межпоездной интервал в пакете, отправляющемся после пропуска поезда с более высоким приоритетом.

Для всех раздельных пунктов интервалы принимаются одинаковыми; их различие может быть учтено при прокладке каждой отдельной нитки графика.

Редактирование значений указанных интервалов производится в соответствующем окне (рисунок 18).

В нижней части окна находится таблица интервалов попутного отправления. Каждая ячейка таблицы содержит значение интервала между поездом категории, указанной в данном столбце, и предшествующим поездом, категория которого указана в соответствующей строке.


Рисунок 18 – Окно редактирования станционных интервалов

Допускается ввод общего значения интервала в смежные ячейки таблицы. Для этого выделите необходимые ячейки и нажмите клавишу "Enter". Завершите ввод этой же клавишей.

После изменения значений станционных интервалов требуется корректировка графиков всех путей; при соответствующем выборе режима она выполняется автоматически.

Редактирование графика движения осуществляется в специальном окне (рисунок 19), которое открывается кнопками "Редактировать" или "Новый" после удаления всех существующих ниток.

Рисунок 19 – Окно редактирования графика движения

С помощью кнопок "+", "–", расположенных справа от линейки прокрутки, можно изменять горизонтальный масштаб графика от 1:1 до 1:16 с шагом удвоения. Дробь соответствует видимой части графика и относительной длине движка.

В верхней части окна расположена панель инструментов, которая содержит группы кнопок следующего назначения:

Выбор номера пути, для которого производится редактирование графика. Знак вопроса на кнопках указывает на необходимость ввода или корректировки линий хода;

Запуск функций построения графика, относящихся ко всем линиям хода на данном пути. Кнопки этой группы продублированы в меню Построение графика, которое открывается кнопкой Правка (рисунок 20).

Рисунок 20 – Окно построения графика

Управление режимом отображения с помощью кнопок:

– включения изображения ниток всех путей или только редактируемого;

– показа номеров № или масс Q поездов.

– выбора цветов линий хода и фона графика. Кнопка с треугольником открывает меню дополнительных функций: задания набора цветов по умолчанию и выбора фона расчётной области – фрагмента графика, границы которого устанавливаются при электрических расчётах.

Щелчком правой кнопкой мыши можно настроить внешний вид панели инструментов – плоский или трёхмерный.

Таблица "Расписание движения поездов от начальной станции" предоставляет полный набор функций для ввода и редактирования линий хода поездов на выбранном пути (рисунок 21).

Слева от графика против соответствующих осей приведены наименования раздельных пунктов. С помощью мыши выбирается активная станция для редактирования расписания или экранной прокладки линий хода поездов.

Рисунок 21 – Вид таблицы расписания движения поездов

В таблице представлены только те поезда, которые следуют через данную станцию. В графе Прибытие у поездов, для которых эта станция является начальным пунктом, ставится прочерк. Он также ставится в графе Отправление для поездов, прибывающих на конечную станцию.

Время прибытия не редактируется, поскольку оно определяется автоматически как сумма времён отправления с предыдущей станции и хода по соответствующему перегону. У транзитных поездов (для которых данная станция является промежуточной) допускается изменение только времени отправления. Параметры, не подлежащие редактированию, отмечены в таблице синим цветом. Удаление поезда может производиться в таблице любой станции на участке его следования.

Для ввода новых поездов в график необходимо открыть таблицу "Расписание движения поездов" на станции их отправления. Как правило, для нечётных поездов это первая (верхняя) станция, для чётных – последняя. Именно эти станции становятся активными при открытии таблицы с использованием кнопки панели инструментов.

Допускается произвольный выбор пунктов отправления и назначения поезда определенной категории в пределах участка его движения, заданного параметрами тяговой нагрузки.

При заполнении новой строки по умолчанию подставляются значения из соответствующих граф предыдущей строки. Это упрощает формирование пакета однотипных поездов с заданным интервалом.

Имеется возможность вместо времени отправления редактировать интервалы между поездами, для чего следует включить соответствующий флажок. При этом все поезда в таблице будут предварительно отсортированы по времени отправления.

Наши рекомендации