(p)2002 klangbad Борис Бардаш – programming, keyboards, voice, guitars, lyrics, percussion, buben, samples Фрол – bassoons, jaleika, noises, samples, dramatic voice on 6 Сергей Радовский – sound, recording, effects, samples Андрей Лавриненко – bass guitar Таня Сваха – vocals + Владимир Коновалов – electro contra-bass on 3,4 Саша Козырев – djembe on 1,3 Артем Зоткин – guitar on 2 Даша Кузнецова – voice on 6 Даниил Баснер – saabla on 3 Вадим Кузенков – video-slide performance Produced by Ole Lukkoye, Saint Petersburg, track 1 and 5 Russian traditional. All music arranged and performed by Ole Lukkoye. Photo and cover by Katja Bode. Thanks to Vladimir Uranov, Marina Nagaenko, Sonja, Sasca, Sabine Trunzer, klangbad, and lovely Cocteau Twins. Contact: klangbad 2002 [email protected] www.klangbad.de 1. Загоралось (12:24) Сама песня была известна мне по концертной её версии, представленной как добавочный видеотрек на концертнике «Летел через улицу» 2001 года. Здесь, в студийном варианте, она начинается таинственными звуками «атмосферных клавиш», постукиванием перкуссии и побрякиванием колокольчиков. Довольно затянутое по времени вступление звучит тем не менее довольно естественно, в первую очередь благодаря удивительному голосу Тани Свахи и к началу третьей минуты мгновенно, но органично превращается в стремительную и энергичную этно-фанк мелодию. Пьеса выполнена в традиционном для Оле Лукойе темпо-ритме, жаль только вот что бас клавишный (нормальный бас появляется только чуть-чуть в самом конце), поэтому если бы не Танин замечательный голос, распевающий что-то неведомое и запредельное (песня кстати указана в данных как русская народная традиционная), то осталось бы, ИМХО, не более чем голимое подражание Banco de Gaya. Слушаем дальше и… ах, какой классный переход с виниловым скретчем в начале восьмой минуты – класс! Да и последующее соло гитары (на 8-й и 9-й минутах) заслуживает самой высокой похвалы. Отличная пьеса, просто отличная. Что-ж там дальше будет? 2. Вольные / The Free Ones (13:09) Вторая пьеса тоже не слишком короткая – это хорошо! Я люблю когда играет долго, ритмично, бесконечно, трансово и при этом тя-я-я-гуче.. Все эти составляющие здесь присутствуют в полной мере. Борисом распевается текст на русском языке стилизованный под русскую народную песню. Оригинально конечно, но уж больно в классических традициях world-etno music. Если добавить прямую бочку – получится прямо эти, как их, про Кострому которые поют… Мне кажется что Оле Лукойе достойны лучших сравнений. Начавшись достаточно резво к девятой минуты движение совсем скисает и переходит в нечто вялое и аморфное бессмысленно тянущееся ещё четыре минуты. Зачем так? Тани Свахи в этой пьесе нет вообще и даже поэтому она сильно проигрывает по сравнению с первой. 3. Сонные травы / Sleepy Herbs (07:48) Типа почти «медленная песня», по сравнению с двумя «быстрыми» предыдущими. Причем именно песня, а не пьеса. То есть есть текст на русском языке, есть запоминающаяся мелодия, если её подредактировать до длительности в четыре минуты (что вполне возможно, учитывая традиционное затяжное двухминутное вступление), то получится почти радио-формат. Я так полагаю, что она вполне может конкурировать к Инной Желанной в плей-листах FM радиостанций, а если выдать Андрею Лавриненко всё-таки по-больше бас-гитары, а не заменять её клавишным басом, то может даже и переиграть. Впрочем у Инны басист, Сергей Калачев (Гребстель), всё равно круче. Хотя на самом деле это всё неважно.. Поёт кстати опять только Борис, что вносит в общую интонацию (и так не слишком веселую) определенную долю заунывности. 4. Тара / Tara (08:39) Прослушав большую половину альбома я почувствовал что заметно устал. Двухминутные «таинственные» встуления перестали меня вдохновлять напрочь, захотелось «мяса», конкретики, четкости и ясности.. а оно опять булькать начало.. как же так? Походил, попил чаю (без лимона), передохнул вобщем минут тридцать. Включил снова… пошло вроде полегче.. Но всё-равно как-то не вставляет. «Вроде бы всё хорошо, но что-то нехорошо». Если разложить всё по составляющим: звучание каждого инструмента, мелодию, голос (и даже текст), то всё сделано отлично, а вот общее впечатление остается размытым, словно его размыло той самой водой, которая булькает во вступлении. 5. Павлин / The Peacock (07:33) Тут даже начало значительно лучше чем у предыдущих двух песен, гитарные переборы сразу же дают понять что корни Оле Лукойе в рок-музыке. Песня упомянута в данных альбома как русская традиционная. Присутствует голос Тани Свахи. И замечательно присутствует. Если бы не Таня, то Оле Лукойе в целом выглядели бы гораздо скучнее и традиционнее. Медитативный остинатный бас, окаймленный гитарным перебором, различная перкуссия, служат отличной основой для ритуальных распевов великолепно исполненных Таней. Очень хорошо! 6. Дальше / Further (09:29) Заключительная, финальная пьеса с альбома. Клавишный бас, электрические барабаны – ну точно Big Men Cry – я бы запросто просто перепутал где есть что, если бы кто-нибудь устроил слепое прослушивание, тут даже тембр у баса как у Тоби Маркса (видать одинаковым синтезатором пользовались), но всё-таки то что это именно Оле Лукойе стало ясно когда на второй минуте появился голос Бориса распевающий русские слова, то есть началась сама песня. Началсь и багополучно к концу седьмой минуты и кончилась не запомнившись, оставшееся время было заполнено невнятной концовкой абсолютно ни к чему не обязывающей. Ну вот, все 59:02 минуты звучания альбома благополучно закончились. Что можно сказать в качестве заключения.. Самая удачные моменты на диске – первая и пятая пьесы, во многом благодаря голосу Тани Свахи. Достаточно хороша и вторая. Остальное мне понравилось гораздо меньше. Может быть из-за того что Борис Бардаш стал всё больше и больше перетягивать одеяло на себя и всё звучание Оле Лукойе стало походить на стандартный single-man project. Для сравнения я вытащил из закромов компакт-диски Оле Лукойе, которые у меня накопились за десять лет (оказалось кстати говоря, что есть все альбомы, по крайней мере все, что упомянуты на их официальном сайте (www.olelukkoye.ru), переслушал я всё это хозяйство и пришел к выводу что даже на «Запаре» набор инструментов и звук поинтереснее будет. Уж и не знаю, хорошо это или плохо. АТ (15 января 2003 г.) ОЛЕ ЛУКОЙЕ Новый альбом питерского этно-ритуального ансамбля ОЛЕ ЛУКОЙЕ хорош и пригож во всех отношениях. Более того, на данный момент он мне кажется лучшей работой этого заслуженного коллектива – впрочем, я слушаю его всего пару недель, и такая реакция была у меня ранее на все их альбомами. Замечательно то, что оставаясь узнаваемыми и не изменяя своему стилю, Оли умудряются развиваться в этой достаточно узкой области. Лично для меня ОЛЕ ЛУКОЙЕ остаются лучшей танцевальной группой на свете – именно такова моя устойчивая реакция на эти мелодии и ритмы эзотерической эстрады – как в виде компакт-дисков, так и на концертных выступлениях. Звук и сведение в целом этого альбома отличается от предыдущих – и также, на мой взгляд, в лучшую сторону. Это сказалось как на звучании отдельных инструментов, так и на наличии различных хитрых эффектов в самой структуре этих композиций. Диск более трансовый чем другие работы группы, и замечателен прекрасным балансом между акустическими инструментами и электроникой. Опять же, радует, что установлен баланс между мужским и женским составляющим этой музыки, благодаря чему все этнические моменты сияют всей подобающей мощью. Видимо, это как раз то сверхактуальное – и непротиворечащее традиции этно-звучание, которого пытаются без успеха достичь многие – та же ВОЛГА, например. Правда, этническое лицо ОЛ несколько гипертрофировано во втором трэке, - уж слишком он получился похожим на кондовый рассейский «нео-языческий» поп-ура-патриотизм, - хипа: э-э-эх, да батька атаман! Туды его в качель!… Безусловный хит альбома «Сонные травы» продолжает ту череду произведений ОЛ, которые относятся безо всяких оговорок именно к песенному жанру. Прекрасные стихи, великолепная мелодия – все очень хорошо и чудовищно энергетично. Впрочем, все произведения на диске хороши, даже если они и ничего принципиально нового не добавляют к тому, что мы уже знаем об ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Единственное, очень жаль, что скорее всего альбом этот так и останется недоступным широкой массе российских любителей хорошей музыки, как и их прочие работы, выпущенные на немецком «Клангбаде», не имеющем широкой дистрибьюции в России, и заламывающем за диски цены, которые в России пока являются слишком высокими. Хотя я, например, очень радуюсь и по поводу этого промо-диска в картонном конверте. АШ | |