Туннелирование через ступенчатый барьер

На рис. 3 приведены энергетические диаграммы трех потенциальных барьеров прямоугольного типа, туннелирование через которые будут рассмотрены в данной главе. С целью получения высоких интенсивностей туннелирования будем исследовать тонкие барьеры с Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru = 1 нм. Аналитическое выражение для расчета коэффициента туннелирования через барьер первого вида хорошо известно, и может быть записано в виде

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.1)

где Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru – величина волнового вектора электрона, Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru – его энергия, Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru – ширина барьера, Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru – соответственно, функции гиперболических синуса и косинуса.

Случай 1
E
U
W
Случай 3
E
U2
U1
W
W2
W1
Случай 2
E
U2
U1
W
W2
W1

Рис. 3. Исследуемые потенциальные барьеры.

Получим аналитические выражения для расчета коэффициента прохождения для остальных двух рассматриваемых барьеров. Следует учесть, что процесс туннелирования через любой потенциальный барьер определяется условием непрерывности волновых функций электрона и их первых производных в областях как перед барьером Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и после него Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , так и внутри самого барьера Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . Это условие обычно можно записать в виде

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.2)

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . (2.3)

Волновая функция электрона перед барьером Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru состоит из падающей и отраженной волны и записывается как Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . Волновая функция электрона после барьера состоит только из прошедшей волны и может быть записана как Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . Коэффициент прохождения (туннелирования) электрона через потенциальный барьер легко рассчитывается с помощью следующего выражения

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . (2.4)

Что же касается волновой функции электрона внутри барьера Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , то она может быть найдена только с помощью решения уравнения Шредингера.

Для барьеров случаев 2 и 3 волновую функцию внутри барьера необходимо разбить на две самостоятельные функции Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru для каждой из частей барьера со своей высотой и шириной – U1 , W1 и U2 , W2. Для них условия (2.2) – (2.3) перепишутся следующим образом

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.5)

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.6)

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . (2.7)

Так как части барьера в целом прямоугольные и прохождение над барьерами не рассматривается, то волновые функции в них Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru можно искать в следующем виде: для барьера случая 2 Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru при любых условиях, а Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru при Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru при Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и для барьера случая 3 Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru при Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru при Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , а Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru при обоих условиях. В этих выражениях Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , а Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , если Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , если Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru .

Подставив эти решения в системы (2.5) – (2.7), можно найти коэффициенты Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , а подставив их в (2.4), получим выражения для коэффициента туннелирования. Общий их вид оказался одинаковым для обоих барьеров и может быть записан согласно следующему соотношению

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . (2.8)

Однако в этом соотношении коэффициенты Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru для Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru и Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru различаются, при чем для каждого из барьеров они отличаются только перестановкой отдельных параметров.

При Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru для барьера случая 2 имеем

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.9)

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.10)

а для барьера случая 3, соответственно,

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.11)

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru . (2.12)

При Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru для барьера случая 2 имеем

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.13)

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.14)

а для барьера случая 3, соответственно,

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.15)

Туннелирование через ступенчатый барьер - student2.ru , (2.16)

Наши рекомендации