Структура дисциплины по видам учебной работы

Соотношение тем и формируемых компетенций

№ п/п Разделы, темы дисциплины Неделя семе-стра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формируемые компетенции ОК /ПК Всего компетенций
Л ПР/ЛР С.р.   / 7/ 11/ / 1/
Семестр 2
 
     
Вводная лекция                  
Раздел 1  
Тема 1     ПР2 ПРЗ + + + + +
Тема 2     ПР2 ПРЗ     +   +
Раздел 2  
Тема 3     ПР2 ПРЗ   +   +  
Тема 4     ПР2 ПРЗ   +   +  
Раздел 3  
Тема 5     ПР2 ПРЗ     +   +
Тема 6     ПР2 ПРЗ   +   +  
Раздел 4  
Тема 7     ПР2 ПРЗ          
Тема 8     ПР2 ПРЗ          
Раздел 5  
Тема 9     ПР2 ПРЗ          
Тема 10     ПР2 ПРЗ          
  Итого                
Форма промежуточной аттестации – зачёт

ПР – практическая работа в аудитории;

ПРЗ – проверка решения задач;

Содержание курса (тем) лекционных и практических занятий

5.1. Модуль: «Энергосбережение нефтегазового предприятия»

Раздел 1. Энергоаудит предприятий

· Что такое энергоаудит, его основные направления и задачи. Этапы проведения энергетического аудита. Задачи энергетического аудита.

· Периодичность проведения аудита. Стоимость энергоаудита. Результаты энергетического аудита.

Раздел 2. Методические основы организация учета энергоресурсов.

· Систематические и комплексные действия по энергосбережению на предприятии. Улучшение естественного освещения рабочих мест и помещений. Повышение эффективности искусственного освещения.

· Осуществление жесткого контроля за использованием электроэнергии. Организация применения энергосберегающих технологий. Применение нового наиболее эффективного технологического оборудования.

Раздел 3. Особенности организации работ по обеспечению современного уровня технического обслуживания оборудования предприятий НГК

· Меры по энергосбережению при усовершенствовании системы энергоснабжения. Основные действия по выполнению энергосберегающих программ.

· Мероприятия по совершенствованию энергоиспользования. Основные направления по достижению энергосбережения на примере ряда технологических процессов на производстве.

Раздел 4. Модернизация и развитие энергосберегающих технологий

· Программа повышения энергоэффективности и энергосбережения предприятия.

· Методы достижения должного эффекта по энергосбережению на предприятии.

Раздел 5. Внедрение нового менее энергоемкого оборудования и более совершенных технологий

· Устройства плавного пуска электродвигателей. Принцип работы устройства плавного пуска. Баланс полярности. Интерфейс устройства.

· Плавный пуск для однофазного двигателя. Устройство плавного пуска электродвигателя насоса. Высоковольтное устройство плавного пуска его отличительные особенности.

· Частотное регулирование. Законы и принципы. Станции частотного регулирования. Частотное регулирование скорости асинхронного электродвигателя. Законы частотного регулирования. Частотное регулирование синхронного двигателя. Применение частотного регулирования для вентиляционных систем.

· Автоматическое регулирование возбуждения (АРВ), напряжения и реактивной мощности. Пункт автоматического регулирования напряжения (ПАРН). Блок автоматического регулирования напряжения (БАРН). Автоматическое регулирование возбуждения генератора. УКРМ — установка компенсации реактивной мощности.

Практические занятия по темам проводятся аудиторно, в интерактивной форме, путем решения специально подобранных задач. Магистранты приучаются к самостоятельной работе с научной и технической литературой посредством изучения методик решения задач с последующим их применением, причём более успешные помогают советами отстающим.

Магистрантам выдается в семестре домашнее реферативное задание со сроками их сдачи на проверку. Результаты учитываются в комплексной рейтинговой системе текущей аттестации студента.

Для обеспечения тем практических занятий используется следующая литература:

1. Энергетическая политика Российской Федерации: Обзор/ Международное энергетическое агентство. – М., 1995.

2. Волкова Е., Макаров А., Макарова А., Савин В. Сценарии развития энергетики России // Промышленная энергетика. – 1996. - №2.

3. Экономия энергии – новый энергетический источник / Под ред. К.М. Майер-Абиха. – М., 1982.

4. Литвак В.В., Силич В.А., Яворский М.И. Региональный вектор энергосбережения – STT. - Томск, 1999.

5. Сычев Е.И. Проблемы технических измерений // Измерительная техника. 1995. № 4. С. 15 … 17.

6. Квинн Т.Д. Точные измерения: кто в них нуждается и почему? // Измерительная техника. 1995. № 11. С. 61 … 64.

7. Электротехника и основы электроники. /Под ред. О.П. Глудкина и Б.П. Соколова. – М.: Высшая школа. 1993.

8. Манаев К.М. Приборы и методы электрических измерений: Учеб. пособие для вузов в 2 т. – Махачкала: Юпитер, 1998, т. 1, т. 2.

9. Гусев С.А. Openline – новое поколение аппаратурных средств для построения распределенных систем: Современные технологии автоматизации, №4, 1998, с. 48 – 57.

10. Сорока М.К. Виртуальные приборы не виртуальная реальность: Приборы и системы управления, №7, 1997, с. 17 – 19

11. Кучумов А.И. Электроника и схемотехника. – М.:"Гелиос АРВ", 2002.

12. Нефедов В.Н. Основы радиоэлектроники. – М.: Высшая школа, 2000. 1

13. Электротехника и основы электроники. /Под ред. О.П. Глудкина и Б.П. Соколова. – М.: Высшая школа. 1993.

14. Прянишников В.А. Электроника. Курс лекций. – М.: Корона принт, 1998.

15. Электротехника и электроника: учебное пособие /Р.В. Ахмадеев, И.В. Вавилова, II.А. Грахов, и др. // Уфимск. ГОС, авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2012. - 227с.

Наши рекомендации