Структура дисциплины по видам учебной работы
Соотношение тем и формируемых компетенций
№ п/п | Разделы, темы дисциплины | Неделя семе-стра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Формируемые компетенции ОК /ПК | Всего компетенций | ||||||
Л | ПР/ЛР | С.р. | / | 7/ | 11/ | / | 1/ | |||||
Семестр 2 | ||||||||||||
Вводная лекция | ||||||||||||
Раздел 1 | ||||||||||||
Тема 1 | ПР2 | ПРЗ | + | + | + | + | + | |||||
Тема 2 | ПР2 | ПРЗ | + | + | ||||||||
Раздел 2 | ||||||||||||
Тема 3 | ПР2 | ПРЗ | + | + | ||||||||
Тема 4 | ПР2 | ПРЗ | + | + | ||||||||
Раздел 3 | ||||||||||||
Тема 5 | ПР2 | ПРЗ | + | + | ||||||||
Тема 6 | ПР2 | ПРЗ | + | + | ||||||||
Раздел 4 | ||||||||||||
Тема 7 | ПР2 | ПРЗ | ||||||||||
Тема 8 | ПР2 | ПРЗ | ||||||||||
Раздел 5 | ||||||||||||
Тема 9 | ПР2 | ПРЗ | ||||||||||
Тема 10 | ПР2 | ПРЗ | ||||||||||
Итого | ||||||||||||
Форма промежуточной аттестации – зачёт |
ПР – практическая работа в аудитории;
ПРЗ – проверка решения задач;
Содержание курса (тем) лекционных и практических занятий
5.1. Модуль: «Энергосбережение нефтегазового предприятия»
Раздел 1. Энергоаудит предприятий
· Что такое энергоаудит, его основные направления и задачи. Этапы проведения энергетического аудита. Задачи энергетического аудита.
· Периодичность проведения аудита. Стоимость энергоаудита. Результаты энергетического аудита.
Раздел 2. Методические основы организация учета энергоресурсов.
· Систематические и комплексные действия по энергосбережению на предприятии. Улучшение естественного освещения рабочих мест и помещений. Повышение эффективности искусственного освещения.
· Осуществление жесткого контроля за использованием электроэнергии. Организация применения энергосберегающих технологий. Применение нового наиболее эффективного технологического оборудования.
Раздел 3. Особенности организации работ по обеспечению современного уровня технического обслуживания оборудования предприятий НГК
· Меры по энергосбережению при усовершенствовании системы энергоснабжения. Основные действия по выполнению энергосберегающих программ.
· Мероприятия по совершенствованию энергоиспользования. Основные направления по достижению энергосбережения на примере ряда технологических процессов на производстве.
Раздел 4. Модернизация и развитие энергосберегающих технологий
· Программа повышения энергоэффективности и энергосбережения предприятия.
· Методы достижения должного эффекта по энергосбережению на предприятии.
Раздел 5. Внедрение нового менее энергоемкого оборудования и более совершенных технологий
· Устройства плавного пуска электродвигателей. Принцип работы устройства плавного пуска. Баланс полярности. Интерфейс устройства.
· Плавный пуск для однофазного двигателя. Устройство плавного пуска электродвигателя насоса. Высоковольтное устройство плавного пуска его отличительные особенности.
· Частотное регулирование. Законы и принципы. Станции частотного регулирования. Частотное регулирование скорости асинхронного электродвигателя. Законы частотного регулирования. Частотное регулирование синхронного двигателя. Применение частотного регулирования для вентиляционных систем.
· Автоматическое регулирование возбуждения (АРВ), напряжения и реактивной мощности. Пункт автоматического регулирования напряжения (ПАРН). Блок автоматического регулирования напряжения (БАРН). Автоматическое регулирование возбуждения генератора. УКРМ — установка компенсации реактивной мощности.
Практические занятия по темам проводятся аудиторно, в интерактивной форме, путем решения специально подобранных задач. Магистранты приучаются к самостоятельной работе с научной и технической литературой посредством изучения методик решения задач с последующим их применением, причём более успешные помогают советами отстающим.
Магистрантам выдается в семестре домашнее реферативное задание со сроками их сдачи на проверку. Результаты учитываются в комплексной рейтинговой системе текущей аттестации студента.
Для обеспечения тем практических занятий используется следующая литература:
1. Энергетическая политика Российской Федерации: Обзор/ Международное энергетическое агентство. – М., 1995.
2. Волкова Е., Макаров А., Макарова А., Савин В. Сценарии развития энергетики России // Промышленная энергетика. – 1996. - №2.
3. Экономия энергии – новый энергетический источник / Под ред. К.М. Майер-Абиха. – М., 1982.
4. Литвак В.В., Силич В.А., Яворский М.И. Региональный вектор энергосбережения – STT. - Томск, 1999.
5. Сычев Е.И. Проблемы технических измерений // Измерительная техника. 1995. № 4. С. 15 … 17.
6. Квинн Т.Д. Точные измерения: кто в них нуждается и почему? // Измерительная техника. 1995. № 11. С. 61 … 64.
7. Электротехника и основы электроники. /Под ред. О.П. Глудкина и Б.П. Соколова. – М.: Высшая школа. 1993.
8. Манаев К.М. Приборы и методы электрических измерений: Учеб. пособие для вузов в 2 т. – Махачкала: Юпитер, 1998, т. 1, т. 2.
9. Гусев С.А. Openline – новое поколение аппаратурных средств для построения распределенных систем: Современные технологии автоматизации, №4, 1998, с. 48 – 57.
10. Сорока М.К. Виртуальные приборы не виртуальная реальность: Приборы и системы управления, №7, 1997, с. 17 – 19
11. Кучумов А.И. Электроника и схемотехника. – М.:"Гелиос АРВ", 2002.
12. Нефедов В.Н. Основы радиоэлектроники. – М.: Высшая школа, 2000. 1
13. Электротехника и основы электроники. /Под ред. О.П. Глудкина и Б.П. Соколова. – М.: Высшая школа. 1993.
14. Прянишников В.А. Электроника. Курс лекций. – М.: Корона принт, 1998.
15. Электротехника и электроника: учебное пособие /Р.В. Ахмадеев, И.В. Вавилова, II.А. Грахов, и др. // Уфимск. ГОС, авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2012. - 227с.