Выражение (27) можно преобразовать к виду

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Лабораторная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ АПЕРИОДИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ

НЕПРЕРЫВНЫХ СИГНАЛОВ

Утверждено

на заседании кафедры

_____________________

Москва, 2005 г.

Цель работы – теоретическое и экспериментальное исследование малосигнального транзисторного апериодического усилителя. Условие малости сигнала позволяет ограничиться изучением линейных искажений, возникающих при усилении.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ.

Апериодическими называются такие усилители, нагрузкой которых служат апериодические (нерезонансные) цепи. Такие усилители получили широкое распространение в различных областях современной радиоэлектроники. Они применяются и как усилители низкой частоты, и как широкополосные или импульсные усилители.

Для оценки свойств апериодических усилителей используются основные показатели: коэффициент усиления, амплитудно-частотная (АЧХ) и фазочастотная (ФЧХ) характеристики, полоса частот, переходная характеристика, динамический диапазон и амплитудная характеристика, входная и выходная проводимости и другие.

Свойства апериодических усилителей будем изучать на примере каскада, принципиальная схема которого изображена на рис.1.

 
  Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Нагрузкой транзистора Т по переменному току являются резистор Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и включенная через разделительный конденсатор (ёмкость связи) Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru цепь потребителя (Z). Резисторы Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru предназначены для задания режима транзистора по постоянному току и стабилизации этого режима по отношению к технологическому и температурному разбросу параметров транзистора.

Стабилизация основана на действии отрицательной обратной связи по току. Для того, чтобы эта обратная связь не уменьшала усиление на переменном токе, резистор Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru шунтируют конденсатором Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

1.Расчёт параметров транзистора.

В качестве активного элемента в изучаемом апериодическом усилителе используется биполярный транзистор, включенный по схеме с общим эмиттером (ОЭ). Поэтому начнём с описания свойств транзистора ОЭ, определяющих работу апериодического усилителя.

Гибридная П-образная физическая эквивалентная схема транзистора ОЭ приведена на рис.2.

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Точка «Б» разделяет «пассивную» и «активную» области транзистора. «Пассивная» область учитывает сопротивление тела базы ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ). «Активная» - собственно эмиттерный переход ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ), выходной управляемый генератор тока ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) с проводимостью Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , а также элементы, представляющие коллекторный переход ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ). Крутизна выходного генератора тока G (действительная величина, имеющая размерность проводимости) связывает величину тока с напряжением на собственно эмиттерном переходе ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ).

Расчёт элементов эквивалентной схемы обычно основывается на справочных данных. Справочные данные представляют совокупность измеряемых параметров, которые контролируются в ходе изготовления транзисторов. Режим транзистора при измерениях ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) оговаривается (типовой режим). Наиболее просто расчёт осуществляется тогда, когда режим транзистора в усилителе близок к типовому. В этом случае достаточен следующий минимум справочных данных:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru – низкочастотный коэффициент передачи тока в схеме ОЭ;

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru – постоянная времени коллекторной цепи;

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru - ёмкость коллекторного перехода;

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru - модуль коэффициента передачи тока в схеме ОЭ;

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru - частота, на которой измерена величина Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

Элементы эквивалентной схемы определяются по формулам:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; (1)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

Для сплавных транзисторов Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =1, а для сплавно-диффузионных Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =2.

Ток покоя эмиттера Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru берется в мА (эта формула верна только для температуры 20° С).

Частота Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru называется граничной частотой транзистора.

Рекомендуем учащимся самостоятельно провести расчёт сплавно- диффузионного транзистора П-416А, для которого в режиме Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =5мА и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =5В справочные данные имеют следующие значения:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =60¸125; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru 500псек; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru 8пф; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru 3; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =20МГц.

Проводимости Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (пунктир на рис.2) невелики и их влиянием на работу усилителей часто можно пренебречь; промышленность, как правило, не информирует потребителей о величинах этих проводимостей. Поэтому в дальнейшем будем полагать Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0 и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0.

Последующее изложение основано на использовании Y-параметров эквивалентной схемы рис.2. Напомним кратко процедуру вычисления этих параметров. Эквивалентную схему рис.2 можно рассматривать как четырехполюсник с матрицей коэффициентов Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , представляющий «активную» область транзистора, во входную цепь которого последовательно включено сопротивление Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . Y – параметры в этом случае выражаются следующим образом:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ;

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (2)

Определим выражение Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , входящее во все формулы, а поэтому имеющее первостепенное значение. Пользуясь входной проводимостью Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru четырёхполюсника, представляющего «активную» область транзистора

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (3)

Находим

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . (4)

Здесь Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru - постоянная времени, обратная граничной частоте транзистора по крутизне Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru :

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . (5)

Для элементов матрицы Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru теперь приведем приближенные формулы без вывода:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ;

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . (6)

Правильным являются обозначения Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , где буквенный индекс «Э» показывает принадлежность параметра к схеме включения транзистора (ОЭ). Здесь индекс «Э» опущен, так как другие схемы включения в данной работе не рассматриваются.

Проводимости Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru представляют низкочастотные параметры транзистора:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

При определении низкочастотных параметров достаточно мысленно разомкнуть цепи Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru эквивалентной схемы транзистора:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . (7)

2.Предварительный анализ усилителя.

Общие выражения, представляющие свойства апериодического усилителя (рис.1), достаточно громоздки. Поэтому для описания свойств такого усилителя используются специфические приёмы. Эти приёмы поясняет частный случай, к анализу которого мы переходим.

Предположим, что падением переменного напряжения на конденсаторах Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru можно пренебречь. Тогда цепи этих конденсаторов можно считать закороченными для переменных токов. Далее, предположим, что используемый транзистор безынерционен ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ). Эквивалентная схема каскада для этого случая показана на рис.3.

 
  Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Здесь цепь потребителя (Z) составлена из включенных параллельно R и C. Транзистор на схеме отображён генератором тока Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , управляемый переменным входным напряжением Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (выходная проводимость этого генератора Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru принята равной нулю), а все остальные элементы вместе являются его нагрузкой ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ).

Найдём комплексный коэффициент усиления по напряжению для рассматриваемого случая Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; представляющий отношение выходного напряжения Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru к входному Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru для разных частот:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (8)

Правый сомножитель учитывает, что выходное напряжение является частью напряжения нагрузки из-за падения напряжения на разделительном конденсаторе.

Сделанное приближение

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

справедливо, так как обычно Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru выбирается на несколько порядков больше С. Окончательная запись полученной формулы использует следующие обозначения:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; (9) Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; (10)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; (11)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . (12)

Из (8) видно, что Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru представляет усиление на частоте Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , называемой средней частотой, при которой Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . (13)

Знак минус перед Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru в формуле (8) показывает, что на средней частоте входной и выходной сигналы имеют противоположные полярности.

По мере удаления от Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru в обе стороны становятся заметными частотные искажения амплитуды и фазы. При описании этих искажений удобно использовать характерное для апериодических усилителей неравенство Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru :

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , (14)

где

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (15)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (16)

Преобразуя (14)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

убеждаемся, что при Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru <<1 выражения (8) и (14) практически совпадают.

Из двух зависящих от частоты сомножителей (14) один проявляет себя тогда, когда другой фактически равен единице. На низких частотах ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) в единицу обращается Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и частотные искажения усилителя описывает Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; на высоких частотах ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) единицей становится Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и частотные искажения усилителя представляет Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

Раздельное рассмотрение частотных искажений усилителя на низких и высоких частотах составляет существо специфических приёмов апериодического усилителя (рис.1), о которых говорилось выше. Эти приемы используют также для анализа других схем апериодических усилителей.

Сопоставим выражения (15), (16) и (9) с эквивалентной схемой рис.3. На низких частотах велико падение напряжения на разделительном конденсаторе, а шунтирующие действие ёмкости потребителя невелико. Мысленно разомкнув на рис.3 цепь ёмкости потребителя С, получим так называемую эквивалентную схему усилителя для низких частот. Нагрузкой транзистора на этой эквивалентной схеме оказывается дифференцирующая цепочка с постоянной времени Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (11). Выражение (15) является частотной характеристикой этой дифференцирующей цепочки. На высоких частотах заметно шунтирующее действие ёмкости потребителя, а падение напряжения на разделительном конденсаторе близко к нулю. Мысленно закоротив на рис.3 цепь разделительного конденсатора Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , приходим к так называемой эквивалентной схеме усилителя для высоких частот. Нагрузкой транзистора на высоких частотах оказывается интегрирующая цепочка с постоянной времени Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (12). Формула (16) является частотной характеристикой этой интегрирующей цепочки. На средней частоте падение напряжения на разделительном конденсаторе уже близко к нулю, а шунтирующее действие ёмкости потребителя ещё не проявляется. Мысленно закоротив на рис.3 цепь Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и разомкнув цепь С, найдём эквивалентную схему усилителя для средней частоты.

Коэффициент усиления Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (9) представляет усиление этой эквивалентной схемы, так как нагрузкой транзистора теперь является сопротивление Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (10).

Раздельное рассмотрение искажений усилителя на разных частотах основывается на предварительной оценке влияния реактивных элементов и составлении эквивалентных схем. Построенные таким образом схемы позволяют наиболее просто изучить влияние элементов усилителя на усилительные свойства каскада. Предварительная оценка влияния реактивных элементов обычно не вызывает затруднений. Так, ёмкость фильтра и ёмкость в цепи эмиттера проявляют себя на низких частотах, а ёмкости переходов транзистора – на высоких. Поэтому в дальнейшем учёт емкостей Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ведётся с использованием низкочастотных параметров транзистора (7), а при учёте инерционности транзистора падение напряжения на конденсаторах Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru принято равным нулю.

Мерой частотных искажений амплитуды, возникающих при усилении, являются значения нормированной АЧХ усилителя. Используя (14), (15) и (16), найдём нормированную АЧХ для рассматриваемого случая:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (17)

Здесь

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (18)

и

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (19)

График Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru показан на рис.4.

 
  Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Частоты, на которых усиление уменьшается до заданной (допустимой) величины относительно величины Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , называют граничными. В дальнейшем заданное уменьшение принято равным Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . Из (18) и (19) найдем соответственно нижнюю Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и верхнюю Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru граничные частоты:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (20)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (21)

У апериодических усилителей Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru значительно превосходит Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru :

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (22)

Фазовые искажения усилителя представляет ФЧХ. ФЧХ может быть определена из (14), (15) и (16). Рекомендуем учащимся самостоятельно получить и проанализировать выражение для ФЧХ.

3.Влияние цепей эмиттера и фильтра на низких частотах.

В этом и следующем параграфах уточняются полученные ранее характеристики апериодического усилителя (рис.1) в области низких частот.

Влияние цепи эмиттера ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) на усилительные свойства каскада связано с появлением напряжения обратной связи Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru на низких частотах. Для математического описания действия обратной связи по цепи эмиттера обратимся к рис.5.

 
  Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Четырехполюсник Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , представляющий транзистор на низких частотах, и сопротивление обратной связи ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ), включённое в общий провод, образуют новый четырехполюсник, матрицу которого будем обозначать Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . Элементы матрицы этого нового четырехполюсника можно найти по формулам:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

(23)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Здесь Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

Поскольку Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru приняты равными нулю, формулы (23) упрощаются:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ;

(24)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

Возвращаясь к эквивалентной схеме усилителя, приведённой на рис. 3 и заменив в ней Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru на Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , можно найти коэффициент усиления каскада, учитывающий действие обратной связи по цепи эмиттера. Если при этом исключить частотные зависимости, изученные ранее, будет видно влияние цепи обратной связи, взятой в отдельности. Для этого нагрузку транзистора следует взять равной Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (как на средних частотах).

Коэффициент усиления, учитывающий только влияние цепи эмиттера Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , при этом оказывается равным

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Сравнивая (24) и (25) видим, что частотная зависимость Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru от действия обратной связи по цепи эмиттера во всех случаях одинакова ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ). Каково физическое содержание этой частотной зависимости?

По закону Кирхгофа

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (26)

В отсутствие обратной связи ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) весь входной сигнал ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) подводится к транзистору для усиления. При появлении напряжения обратной связи ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) транзистор усиливает не весь входной сигнал усилителя (так как Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru становится меньше Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ), а лишь некоторую его часть. Можно показать, что вследствие обратной связи крутизна, входная проводимость и коэффициент усиления уменьшаются во столько раз, во сколько раз на данной частоте Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru меньше Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru :

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (27)

Выражение (27) можно преобразовать к виду

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (28)

откуда следует, что частотная зависимость, вносимая обратной связью по цепи эмиттера, характеризуется параметром Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , имеющим смысл постоянной времени:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (29)

В апериодических усилителях обычно

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (30)

Поэтому выражения (28) и (29) можно упростить:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (31)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (32)

Используем эти результаты в (25)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (33)

После чего можно найти нормированную АЧХ:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (34)

Сравнение (15) и (32), а также (18) и (34) показывает на качественное совпадение действия цепей связи и эмиттера. Поэтому можно говорить о нижней граничной частоте от цепи эмиттера Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru :

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (35)

Действие цепи связи будет преобладать над действием цепи эмиттера, если Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru или если будет выполняться неравенство

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (36)

Условие (36) часто ошибочно заменяют менее жестким требованием:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Однако из-за малости правой части, это неравенство обычно не выполняется.

В приведенных выше соотношениях рассматривалось усиление по напряжению. В ряде случаев более показательным является так называемый коэффициент усиления по ЭДС:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (37)

Здесь еr – ЭДС генератора сигнала, а Rr – его выходное сопротивление. Величина Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru должна учитывать делитель Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru в цепи базы.

С учетом (30) характер частотных зависимостей по ЭДС остается таким же, как в (33) и (34). Изменяются только параметры Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , переходя соответственно в Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru :

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (38)

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (39)

Например:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (40)

Сравнение (9) и (38) показывает, что усиление по ЭДС падает с ростом сопротивления генератора сигнала. В то же время, из (32) и (39) видно, что учет генератора сигнала снижает требования к величине емкости в цепи эмиттера ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ). Для выбора Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru сравним также (11) и (39).

Обычно сопротивления Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) одного порядка. Поэтому при выборе емкостей решающим оказывается уменьшение постоянной времени Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru в (1 + b0) раз от действия обратной связи. Для того чтобы влияние цепи эмиттера не было подавляющим, приходится увеличивать С3 в десятки раз по сравнению с Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru .

Результирующая АЧХ по ЭДС для низких частот Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , учитывающая одновременное действие цепей связи и эмиттера, рассчитывается по формуле:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (41)

Если во входную цепь усилителя последовательно включить сопротивление, имитирующее выходное сопротивление реального генератора сигнала, то зависимость (41) может быть проверена экспериментально.

Проследим теперь влияние цепи фильтра Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , взятое в отдельности. Для этого вновь обратимся к эквивалентной схеме каскада на средних частотах, дополнив ее цепочкой Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , как это сделано на рис.6 (внутреннее сопротивление источника питания за малостью не учитывается).

 
  Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

Запишем коэффициент усиления этой схемы Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru при холостом ходе усилителя (R = ¥):

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (42)

Отсюда видно, что Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , представляющее параллельное соединение Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , увеличивает реальную нагрузку в цепи коллектора транзистора, а вместе с ней усиление на низких частотах. Усиление растет с уменьшением Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru и имеет предел:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (43)

С ростом частоты конденсатор Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru все сильнее шунтирует Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru , пока величина усиления не снизится до Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru . Таким образом, влияние цепи фильтра проявляется на низких частотах, причем ее действие повышает усиление, т.е. противоположно действию цепей связи и эмиттера. Этим часто пользуются для коррекции искажений на низких частотах.

4.Учет инерционности транзистора

Запишем общую формулу для коэффициента усиления по напряжению K(jw ) через проводимости транзистора и нагрузки :

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (44)

Все ранее полученные выражения коэффициентов усиления по напряжению являются частными случаями (44), полученными в предположении, что транзистор безынерционен Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ). На высоких частотах такие упрощения недопустимы. Используя (6) и полагая нагрузку, как у эквивалентной схемы для высоких частот, найдем коэффициент усиления Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru c учетом инерционности транзистора:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (45)

Дополнив эквивалентную схему транзистора (рис.2) нагрузкой усилителя для высоких частот, легко проследить частные случаи (45), полагая попеременно С=0 (т.е. Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0), Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0 (т.е. Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0) или Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0 (т.е. Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0).

Так, частный случай С =0, Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru =0, Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ¹0 показывает, что влияние постоянной времени коллекторной цепи ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) зависит от усиления ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) : с ростом усиления растет выходное напряжение, что приводит к увеличению тока через Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; ток через Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru создает на собственно эмиттерном переходе падение напряжения, по знаку противоположное падению напряжения от усиливаемого сигнала.

Вместо (45) на практике пользуются упрощенной формулой:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (46)

Эта формула позволяет определить верхнюю граничную частоту каскада Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru с запасом:

Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (47)

Итак, частотные искажения, вносимые усилительным каскадом на высоких частотах, отличаются от найденных при предварительном анализе лишь качественно. Поэтому для описания этих искажений могут быть использованы формулы (16), (19) и (21), если в них заменить Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru (12) на ( Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ) .

Исследование более сложных вопросов работы на высоких частотах, таких как расчет входной проводимости, определение усиления по ЭДС или работа на аналогичный каскад, выходят за рамки данного руководства.

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ.

Установка состоит из макета исследуемого усилителя, измерительной аппаратуры и блока питания. Измерительная аппаратура включает звуковой генератор ГЗ-7А и катодный вольтметр (А4-М2 или ВЗ-3). Блок-схема одного из макетов исследуемого усилителя показана на рис.7. назначение переключателей студенты могут проследить самостоятельно.

 
  Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Снять амплитудные характеристики усилителя для разных нагрузок, построить графики и определить по ним коэффициенты усиления Выражение (27) можно преобразовать к виду - student2.ru ; выбрать амплитуду сигнала для последующих измерений (вблизи середины линейного участка).

2. Экспериментально исследовать влияние элементов усилителя на частотную характеристику:

а) сопротивления нагрузки;

б) емкости разделительного конденсатора;

в) емкости в цепи эмиттера;

г) емкости нагрузки;

д) емкости фильтра.

По результатам эксперимента на одном графике построить нормированные АЧХ.

Наши рекомендации