Ukrainian Gothic Industrial Compilation, 2003 (c) Ukrainian Gothic Portal (c) Chorna Pravda Records (p) Atlantic Music Artist Agency Название сборника говорит само за себя – перед нами панорама актуальной украинской «темной» сцены, долго и тщательно вынашиваемая национальным готическим порталом www.gothic.com.ua. Нужно отметить, что деятельность Украинского готического портала более чем отвечает самому названию и вытекающей из него основной миссии этого творческого объединения, а именно продвижении национальной сцены. Одним из лучших доказательств этого факта является массовый прорыв украинских готов на наиболее авторитетный мировой готический фестиваль – WGT 2004, успех вполне сопоставимый с недавним успехом на «Евровидении» украинской же дивчины с именем, которое я забыл, и формами, которые запомнил… В общем, молодцы ребята, думаю, что этот сборник будет также иметь успех на европейских рынках – хотя бы из-за определенной экзотичности самого продукта. Открывает компиляцию – читай, представляет всю украинскую сцену – достаточно известная на родине команда под названием КОМУ ВНИЗ, единственная, кстати, чьи композиции представлены на диске аж три раза. Что это, выражение особых симпатий со стороны УГП? Тяжелая «бритоголовая» музыка, напоминающая немецкий национал-гот-индастриал, хотя и с явным восточно-славянским акцентом. Видимо, на концертах группа смотрится отлично, собственно музыкальные же достоинства группы более сомнительны. Классики не только украиского, но и всего СНГшного синти-попа команда СКРЯБIН как всегда оказались на высоте. Их трек «Клей» выдержан на уровне прошлых альбомов, с которыми я когда-то не без удовольствия ознакомился благодаря любезности девушки Марии из Киева – очень стильно и на удивление лапидарно, хотя и безо всяких претензий на инновационность. Жаль, что в России оценить эту достаточно тонкую и изысканную электронную музыку на украинском языке до сих пор смогли немногие – ну нет у нас единого дистро-поля, поэтому, в частности, купить в России рецензируемый диск будет большой проблемой, равно как и приобрести на Украине пластинки российских «темных» команд, кроме, пожалуй, BUTTERFLY TEMPLE… Трек «Юлiя» от ПIРАТА БЕНД – энергичный атмосферный вэйв-готик-рок с романтическим русским текстом, трек более в духе THE CURE или даже «КИНО», то есть позиция вполне пограничная между суб- и поп-культурной. DUST HEAVEN – эта команда, признаться, нравится мне все больше и больше. Несмотря на то, что их синти-поп при правильной маркетинговой политике уже завтра вполне можно будет услышать на коммерческой радио-волне, команда не так проста, как кажется. Их «Невидимки» сделаны в стиле классических треков группы – холодная и даже жестковатая электроника, женский вокал с некой изюминкой, достойная мелодика – и еще более достойный внимания текст. Поп-музыка как инструмент завуалированной пропаганды околоэзотерических идей?.. ВIНКИ – снова тяжелый готик-индастриэл саунд с украиноязычной вокалисткой. Показалось, что ребята уж слишком стараются понравиться. Трек проекта ДАЛЕКО напоминает адаптированный для жесткого альтернативного трип-хопа неофолк, опять же хороша вокалистка. GREY/SCALE – приличная, хотя не особо оригинальная коммерческая песенная электроника, напоминающая все на свете депешмоды вместе взятые. Но почему бы на Украине не быть своему DEPECHE MODE? NECROPOLIS – проект модерн-готик-роковый, а их трек под названием «Украiнська Готика» вполне перекликается с самим названием компиляции, а возможно, даже претендует на звание ее лейтмотива. О проекте КОТРА я слышал как о лидерах украинской микроволны, поэтому наличие композиции этого коллектива в трек-листе готического сборника показалось странным. Но, видимо, с микроволной покончено, либо команда отдала для сборника старый нехарактерный для сегодняшнего звучания зонг, в котором даже тяжелая гитара имеется. AUDI SILE – снова шумное dark-electro, любят, видимо на Украине громкую и жесткую электронику. Трек NAMELESS представляет собой грязноватый альтернатив-рок с женским вокалом, и только общей мрачноватой атмосферой худо-бедно вписывается в готик-стилистику, гораздо ближе это к каким-нибудь GUANO APES. Еще один трек от ВIНКИ – на сей раз более интересный, хотя и выполненный в прежней эстетике – попытка переосмысления фольклора на современном звуке. О судьбе замечательного проекта МАЛЕНЬКI ЗВIРЯТА СУФIНИ я ничего не знаю с момента знакомства с их старым диском, который когда-то произвел на нас очень сильное впечатление. Видимо, с судьбой этой не все так хорошо как хотелось бы благодарным слушателям – представленный на сборнике трек представляет собой одну из старых композиций коллектива, которая, однако же, пробудила желание вновь переслушать тот старый CD-R. Отличный авторский симфо-дарк-вэйв, жаль только, что ничего нового, видимо, группа с тех пор не записала. Да и существует ли она еще?.. Еще один трек от СКРЯБИНА – на этот раз записанный в сотрудничестве с некой Юлией Лорд. Почему-то подумалось, а не та ли это Юлия, о которой поется в песенке ПIРАТА БЕНД? Больше на этой песне почему-то ничего не подумалось. Еще один интересный трек, тоже, правда, сделанный в откровенно коммерческой рок-стилистике – композиция «Падать» от группы IНФЕРНО (любопытное написание, не правда ли?), напомнил российский TOTAL. Ну и отличным завершением компиляции звучит потрясающий трек от проекта IN MEDITARIUM, созданный в стилистике апокалиптического дарк-вэйва. Прекрасный образец жанра, это касается как звучания, так и внутренней структуры композиции и ее энергетики. От этого проекта как ни от какого другого хочется услышать еще что-то. Подведем итоги – сборник получился достаточно интересным, отлично оформленным и достиг своей главной цели – более-менее адекватно репрезентировать украинскую сцену в том числе и на за Западе. Основной особенностью сборника, а вернее, опять же, представляемой им сцены, является, на мой взгляд, ориентация на клубный формат и коммерческое направление музыкальной готик-культуры, а также активное использование этнической составляющей, что достойно определяет само лицо этой музыки - на российской сцене корни заметны гораздо меньше. Нельзя сказать, что все участники компиляции являют собой откровение, но это определено самим форматом. А вот то, что меня действительно удивило – отсутствие на диске очень значимых лично для меня имен, таких, как СВЕТЛАНА ОХРИМЕНКО, FLEUR, ВЕЖА ХМАР, - создается впечатление, что акустическая готика и все пограничные жанры – dark-folk, ethereal, dark-wave, neo-classic - на Украине либо не развиты, либо находятся под жесточайшей цензурой. Есть у сборника и еще одна странная и неприятная особенность: такое чувство, что весь материал диска был переконвертирован из mp3, из-за чего все треки обладают одинаковым средним качеством звучания. Остается только надеяться, что все эти недостатки исчезнут на второй части компиляции, которая, как уверяют организаторы, станет традиционной. PS: А братьям-белоруссам слабо свою компиляцию замутить? www.gothic.com.ua АШ (июль 2004) | |