Схема управления стояночными тормозами
Каждая тележка включает в себя четыре тормозных блока одностороннего действия, по одному на колесо, которые при торможении вагона обеспечивают передачу усилий от тормозных цилиндров к тормозным колодкам и от них на поверхности катания колес.
При этом два тормозных блока оборудованы тормозными цилиндрами, а два других тормозными цилиндрами с цилиндрами стояночными тормозными (Рис.97).
Рис.97 Цилиндр тормозной стояночный
Цилиндр тормозной стояночный пневматический двухкамерный (Рис.97), представляет собой устройство, состоящее из тормозного цилиндра и цилиндра стояночного тормоза, которые торцевыми частями через фланец соединены между собой. Стояночный тормоз состоит из корпуса, пружин, поршня, штока, крышек и болта.
Шток стояночного тормоза связан с поршнем и упирается в пятку днища поршня тормозного цилиндра. Пружина с одной стороны упирается в крышку, а с другой стороны в поршень. Болт с торцевой стороны насаживается на подшипник, а конец болта с помощью резьбы вворачивается в гайку, которая вставлена внутрь штока.
При отсутствии давления сжатого воздуха в рабочей полости стояночного тормоза пружины разжимается и, воздействуя на поршень, передают усилие на поршень тормозного цилиндра. Поршень движется, сжимая пружину, выдвигает шток, и тормозное усилие передается на тормозную колодку через рычажную передачу,- колесо затормаживается. При подаче сжатого воздуха в рабочую полость стояночного тормоза происходит обратное перемещение поршня, что приводит к растормаживанию колес.
При транспортировании вагона посторонней тягой или при неисправности блока управления стояночным тормозом, стояночный тормоз выключается при помощи болта. При этом происходит сжатие пружин и фиксация их в этом положении.
В данном случае будет работать только тормозной цилиндр, обеспечивая торможение вагона.
Блок управления стояночным тормозом (БУСТ)
Управление стояночным тормозом осуществляет блок управления стояночным тормозом (БУСТ), который предназначен для впуска и выпуска воздуха из цилиндров стояночного тормоза по командам управляющих электрических сигналов.
БУСТ состоит из 3-х основных узлов:
- Вентиля электропневматического включающего типа, при подачи питания на вентиль сообщает цилиндр аппарата с источником воздуха, а при отсутствии питания сообщает цилиндр аппарата с атмосферой
- Вентиля электропневматического выключающего типа.
- Пневмораспределительного устройства.
Рис.98 Блок управления стояночным тормозом
Пневмораспределительное устройство (Рис.98) состоит из корпуса, в котором перемещается поршень с уплотняющими манжетами. В корпусе имеется три отверстия, которыми осуществляются сообщения полостей СТ с напорной магистралью или с атмосферой. Поршень имеет два фиксированных положения: «ВКЛ» и «ОТКЛ». Во включенном состоянии полости цилиндров СТ сообщены с атмосферой, а при выключенном состоянии СТ в них подается воздух из напорной магистрали, необходимый для сжатия силовых пружин стояночного тормоза. Переключение режимов производится путем подачи питания на электромагнитные вентили «Вкл» или «Откл», при помощи тумблера «Стояночный тормоз», расположенного на пульте машиниста.
Сигнализаторы давления
Сигнализаторы давления предназначены для сигнализации наличия или отсутствия давления в магистралях вагона с выдачей сигнала (замыкание контактов) в цепи управления или к средствам сигнализации и отображения информации.
Сигнализатор давления (СД5) установлен в магистрали управления стояночным тормозом.
Сигнализатор состоит из фланца и корпуса (Рис.99) , соединенных между собой болтами. Во фланце устанавливается поршень с манжетой. Величина давления, при котором замыкаются (размыкаются) контакты выключателя регулируема. К контактам выключателя присоединяются жилы кабеля. Воздух из резервуара (или какого-либо другого объема пневматической системы) попадает под поршень, который при достижении отрегулированного давления поднимается, преодолевая, сопротивление пружины и замыкает (размыкает) контакты выключателя.
Рис.99 Сигнализатор давления