Как можно связать научный подход с развитием технологий?
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Вариант 7
1.Познание объективных законов мира безотносительно к интересам и потребностям человека, приводящее в итоге к созданию основополагающих теорий, которые определяют содержание научной картины мира, является целью:
а) прикладных наук;
б) философии;
в) фундаментальной науки;
г) мифологии.
2. Высокая степень объективности и достоверности, строгий язык изложения фактов характерны для…
а) естествознания
б) художественной культуры
в) религии
г) гуманитарного знания
3. Специфической чертой науки является:
а) несистемность
б) внеморальность
в) нефальсифицируемость
г) завершенность
4.Правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта, а обусловлено объектом познания, его свойствами и закономерностями, называется:
а) научная концепция;
б) научная истина;
в) научный закон;
г) научный факт.
5.Результат мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации научных фактов, отражающий устойчивое, повторяющееся в явлении и являющийся высшей формой эмпирического познания, называется:
а) парадигма;
б) закон;
в) понятие;
г) постулат;
д) теория.
6.Преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания, называется:
а) представлением;
б) наблюдением;
в) экспериментом;
г) эмпирическим познанием.
7.Положение, не доказываемое в данной науке и играющее в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин — это:
а) гипотеза;
б) аксиома;
в) интуиция;
г) тезис.
Как можно связать научный подход с развитием технологий?
а) они никак не связаны;
б) развитие технологий не может идти без формирования научного метода мышления;
в) развитие технологий может идти эмпирическим путем, но сильно ускоряется при переходе на научный метод мышления;
г) взаимосвязь может и существует, но в явном виде определить ее наличие или отсутствие затруднительно.
9.Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом: 1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств; 2) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект; 3) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира.
а) моделирование
б) измерение
в) эксперимент
г) наблюдение
10.Предпосылками возникновения естествознания, сложившимися в цивилизациях Древнего Востока на первом, дотеоретическом, этапе становления науки считают все ниже перечисленные положения, кроме:
а) накопление и обобщение рациональных знаний;
б) возникновение идеи рационального обоснования знания как важнейшего условия возникновения теоретического самосознания;
в) развитие категориального аппарата сознания (возникновение широких абстрактных понятий или категорий – «бесконечность», «ничто», «бытие» и др.);
г) систематизация мифов, их логическое упорядочение.
11. В рамках какой познавательной модели мир рассматривается как нелинейный, неустойчивый, неравновесный процесс, связанный с возникновением точек бифуркации:
а) семиотической
б) организменной
в) статической
г) механической
д) самоорганизационной
е) системной
12.Основателями теоретического (математического) формализма и классического естествознания (классической механики, классической физики) являются:
а) И. Кеплер, Н. Коперник
б) Р. Декарт, Г. Галилей
в) Гамильтон, Лагранж
г) И.Ньютон, Г. Лейбниц
13.Создателем гелиоцентрической системы мира является:
а) Аристотель;
б) Н. Коперник
в) Демокрит;
г) Птолемей;
д) И. Ньютон;
е) М Ломоносов;
ж) Р. Декарт;
з) Г. Галилей.
14.Особенностями естествознания античного периода были
а) теологизм
б) механицизм
в) абстрактность и отвлеченность
г) метафизичность
15.Природа становится объектом эстетического наслаждения и предметом научно-рационального познания в:
а) античную эпоху;
б) эпоху древних цивилизаций;
в) эпоху Средневековья;
г) эпоху Возрождения;
д) Новое время;
е) Новейшее время.
16.К величайшим открытиям второй трети XIX в, определившим поворот от классического естествознания к современному этапу развития науки, не относят:
а) создание клеточной теории;
б) создание эволюционного учения;
в) создание теории относительности;
г) открытие закона сохранения и превращения энергии.
17.Что является наиболее актуальным в современных условиях:
а) дать этическую оценку науке в целом
б) этически оценить отдельные направления и области научного знания?
18.Одна из отраслей естествознания, связанная с созданием приборов и устройств в миниатюрном исполнении с использованием групповой (интегральной) технологии, называется:
а) электроникой
б) твердотельной электроникой
в) микроэлектроникой
г) наноэлектроникой
19. Атомизм Левкиппа и Демокрита был основан на следующих идеях:
а) в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности
б) всё состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты
в) при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы
г) всё состоит из мельчайших, неделимых и неизменных частиц . атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте
20. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:
а) все вещества состоят из четырех стихий, смешанных в определённой пропорции;
б) между видами материи – веществом и полем - невозможно провести чёткую грань;
в) существуют два вида материи, обладающие противоположными свойствами: вещество и физическое поле.
21. Основные формы движения материи следующие
а) физическая, химическая, биологическая;
б) механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная;
в) естественная и насильственная;
г) тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная;
д) корпускулярная и континуальная.
22. Самое слабое фундаментальное взаимодействие:
а) электромагнитное;
б) сильное;
в) гравитационное;
г) слабое.