Выполнение лабораторной работы
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ
Методические указания к проведению лабораторных работ для студентов химико-технологических и инженерно-технических специальностей
Минск 2012
УДК 681.5(075.3)
ББК 32.965я75
Т 38
Рассмотрена и рекомендована к изданию редакционно-издательским советом университета
Составители :
О. И. Александров, Н. П. Коровкина, В.В. Сарока
Под общей редакцией зав. каф. АППиЭ БГТУ
Д. С. Карповича
Рецензент
кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий БГТУ
Н. Н. Пустовалова
По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2012 год. Поз. 99.
Для студентов студентов химико-технологических и инженерно-технических специальностей
УО «Белорусский государственный
Технологический университет», 2013
ВВЕДЕНИЕ
Курс электротехники – учебной дисциплины о технических применениях электрических и магнитных явлений – по своему существу требует полного сочетания теории и лабораторной практики. Для того, чтобы хорошо знать электротехнику, необходимо научиться самостоятельно решать разнообразные электротехнические задачи, решение которых может быть получено, как известно, аналитическим или экспериментальным методом. Экспериментальные методы решения изучаются на лабораторных занятиях.
Лабораторные занятия по электротехнике имеют целью:
- закрепление теоретического материала;
- дать возможность подробно ознакомиться с устройствами и характеристиками наиболее важных электротехнических приборов, аппаратов, составляющих предмет лабораторной практики;
- помочь овладеть практическими способами настройки и управления электротехнических устройств на заданный режим;
- научить технике проведения экспериментального исследования физических моделей;
- выполнения определенных расчетов с использованием компьютерных программ;
- выработать умение выносить суждения о рабочих свойствах и степени пригодности исследованных исследуемых электротехнических устройств для решения тех или иных практических задач.
ПОДГОТОВКА К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ
Экспериментальные задачи, предлагаемые на лабораторных занятиях, могут быть успешно решены в отведенное время только при условии тщательной предварительной подготовки к каждой из них.
Она состоит в ознакомлении с содержанием работы; в выяснении цели и задачи работы; в ознакомлении с приборами и аппаратами, необходимыми для выполнения работы, со схемой их соединения и с последовательностью выполнения всех операций, подготовкой бланка к выполняемой работе.
Бланк лабораторной работы должен содержать результаты подготовки к лабораторной работе (решение задачи, ответы на контрольные вопросы), перечень электроизмерительных приборов, таблицу технических данных электроизмерительных приборов, электрическую схему, таблицы измерений и вычислений, необходимые формулы для расчета графики, векторные диаграммы, выводы по работе.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
При выполнении лабораторной работы необходимо:
– получить допуск к выполняемой работе. Для допуска к лабораторному занятию студент должен выполнить домашнее задание в объеме, указанном в лабораторной работе настоящего издания. Проверка домашнего задания проводится на лабораторном занятии перед выполнением работы с использованием опросных тестов или устно;
– ознакомиться с имеющейся аппаратурой и записать ее технические данные в таблицу (табл.1);
– приближенно (с погрешностью до 10%) рассчитать возможные максимальные и минимальные значения токов и напряжения на всех участках цепи и по полученным данным проверить возможность применения имеющейся аппаратуры;
Технические данные электроизмерительных приборов
Таблица 1
Условное обозначе-ние при-бора на схеме | Наименова-ние при-бора | Название системы и ее условное обозначение | Пределы измерения | Цена деления | Класс точности | Заводской номер |
РА | Амперметр | Электромагнит-ная | 0…1А | 0,01А/дел | 0,5 | |
– составить план расположения электроизмерительных приборов на рабочем столе. При этом необходимо приборы расположить так, чтобы:
а) схема соединения получилась простой и наглядной;
б) работа с ней была удобной и не требовала неудобных положений наблюдателя;
в) приборы, чувствительные к влиянию внешних магнитных полей, имели наименьшие дополнительные погрешности от магнитных полей;
– перед сборкой схемы следует ознакомиться с электрическими схемами самих приборов и аппаратуры и со схемами их включения. При этом необходимо выяснить, какие клеммы приборов и аппаратов соответствуют отдельным точкам схем и в каких положениях должны находиться движки реостатов и рукоятки других регулирующих устройств;
– при сборке схемы длина проводов должна соответствовать ь главную последовательную цепь, начав сборку ее с одной клеммы источника питания и закончить на другой его клемме, а затем подключить параллельные ветви;
– после сборки схемы она должна быть проверена членами бригады. Проверка производится путем обхода сначала главного контура цепи, а потом всех параллельных ветвей. При сложных схемах производят дополнительную проверку всех узлов схемы. В заключение проверяют натяг всех зажимов, правильность установки движков всех регулирующих устройств, нулевые положения стрелок измерительных приборов;
– Включение схемы под напряжение допускается только с разрешения преподавателя после проверки им схемы соединения. При включении цепи под напряжение необходимо внимательно следить за показаниями амперметров и других приборов. Если будет замечено ненормальное быстрое движение амперметра к концу шкалы, указывающее на большой ток в цепи, то нужно немедленно разомкнуть тумблер универсального стенда и сообщить об этом преподавателю;
– после замыкания тумблера универсального стенда необходимо убедиться в возможности получения всех необходимых режимов работы цепи (без записей наблюдений) и только после этого вторично получить все нужные режимы работы, записывая наблюдения в бланк лабораторной работы;
– отсчеты по приборам необходимо производить внимательно и аккуратно, записывая их в момент производства отсчета или непосредственно после отсчета, но до изменения режима работы цепи;
– записи в бланке лабораторной работы должны вестись аккуратно; они должны быть оформлены так, чтобы из них можно было получить все необходимые данные, относящиеся к работе;– При выполнении работы необходимо следить за соблюдением правил техники безопасности (приложение 4);
– категорически воспрещается касаться руками неизолированных проводов и зажимов, когда цепь находиться под напряжением;
– после окончания измерений, записей и контрольных расчетов они показываются преподавателю, который дает разрешение на окончание работы или указания о дополнительных измерениях;
– после разборки схемы зажимы у всех приборов должны быть подвернуты, соединительные провода аккуратно собраны и повешены на свои места;
– после выполнения лабораторной работы завершается оформление бланка отчета.
Студенты несут материальную и административную ответственность за сохранность используемого лабораторного оборудования и инвентаря.