Датчик температуры двигателя
Системы охлаждения, обогрева и вентиляции
Спецификации
Основные характеристики
Рабочее давление клапана крышки радиатора.................... 0.95-1.25 бар
Термостат
Начинает открываться при....................................................... 76"-80°С
Полностью открыт при............................................................. 90°С
Минимальная высота подъема клапана при............................. 90°С 8.0 мм
Термовыключатель вентилятора
Включается при 90°С-96°С
Выключается при понижении температуры двигателя на. 2°-7°
Таймер вентилятора
Включается при................................................................................ 103°С-109°С
Выключается при понижении температуры двигателя на. 2°-5°
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
Сопротивление:
При температуре до 56°С...................................................... 142 Ом
При85°-100°С........................................................................... 49-32 Ом
Моменты затяжки Нм
Кронштейн компрессора кондиционера.............................. 50
Болт натяжения ремня компрессора..................................... 22
Монтажные болты компрессора.................................................. 22
Штуцер прокачки к кожуху термостата.................................. 10
Впускной патрубок к головке блока цилиндров................. 22
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
(правый конец головки блока цилиндров)....................... 9
Кожух вентилятора к радиатору.............................................. 10
Термовыключатель вентилятора............................................ 28
Вентилятор к валу мотора............................................................. 5
Датчик температуры двигателя
(правый конец головки блока цилиндров)....................... 18
Монтажные гайки сборки отопителя........................................... 10
Монтажные гайки сборки мотора нагнетателя отопитепя. 10
Монтажные болты радиатора.................................................. 10
Крышка термостата к кожуху.......................................................... 12
Кожух термостата к впускному коллектору................................ 12
Водяной насос............................................................................ 12
Водяной насос/патрубок кожуха термостата к блоку цилиндров 22
1 Общее описание и предосторожности
Общее описание
1 Система охлаждения герметичного
типа (давление выше атмосферного)
включает водяной насос, радиатор, рас
ширительный бачок, электровентилятор,
термостат, матрицу отопителя и связы
вающие их шланги. Водяной насос при
водится газораспределительным ремнем.
2 Система функционирует следующим
образом. Водяной насос прогоняет хо
лодную воду по каналам блока цилинд
ров и его головки и через термоклапан
ускоренного холостого хода и матрицу отопителя.
3 Пока двигатель холодный охлажда
ющая жидкость циркулирует только че
рез двигатель, термостат при этом зак
рыт. Когда охлаждающая жидкость
достигает определенной температуры,
термостат открывается и жидкость про
ходит к радиатору. Проходя через ради
атор, жидкость охлаждается -потоком
воздуха, образующимся при движении
автомобиля. Этот поток усиливается дей
ствием электровентилятора, если необ
ходимо.
4 Термостат находится в заднем пра
вом конце впускного коллектора и со-
единен с нижним шлангом радиатора. Термостат определяет температуру охлаждающей жидкости в двигателе через перепускной шланг,
5 Когда двигатель прогревается, охлаж
дающая жидкость расширяется и часть
ее выпускается через клапан в герметич
ной крышке радиатора в расширитель
ный бачок. Охлаждающая жидкость со
бирается в бачке и возвращается в
радиатор, когда система остывает. Рас
ширительный бачок, в отличие от самой
системы, не герметизирован.
6 На задней части радиатора установ
лен электровентилятор. При определен
ной температуре охлаждающей жидко-
Системы охлаждения, обогрева и вентиляции
сти контакты датчика температуры охлаждающей жидкости замыкаются и вентилятор приводится в действие через реле. Если двигатель выключен, но температура охлаждающей жидкости превышает 106°С, вентилятор продолжит работу за счет таймера еще приблизительно 15 минут. На моделях с кондиционером на задней части радиатора установлен дополнительный вентилятор. 7 На моделях с автоматической трансмиссией в нижний бачок радиатора встроен охладитель трансмиссионной жидкости.
Предосторожности
Предупреждение: Не снимайте герметичную крышку радиатора и не отделяйте части системы охлаждения, пока двигатель не остыл, так как при этом высок риск выброса горячего пара и брызг. Если крышку радиатора по какой-то причине необходимо удалить прежде, чем двигатель и радиатор полностью охладились, осторожно сбросьте давление в системе. Охватите крышку толстой тканью и медленно ослабьте ее до положения, в котором послышится шипящий звук. Когда шипение прекратится (а значит, давление уменьшится), медленно открутите крышку; если вновь раздастся шипение, подождите пока оно прекратиться и лишь затем полностью открутите крышку. Не приближайте лицо к горловине радиатора и защищайте руки перчатками.
Предупреждение: Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Немедленно смойте пролитые капли большим количеством воды. Никогда не оставляйте антифриз в открытом контейнере или разлитым на полу гаража - смертельно ядовитая жидкость может привлечь детей и домашних животных приятным запахом.
Предупреждение: Работая на моделях, оборудованных кондиционером, см. Предосторожности, данные в Главе 10.
Предупреждение: Если магнитола в вашем автомобиле закодирована, убедитесь, что у Вас есть ключевой код, прежде чем отключать аккумулятор.
2 Шланги системы охлаждения- замена
Примечание: См. Предупреждения, данные в Главе 1 этого Раздела!, прежде чем приступать к работе. Шланги следует разъединять только после того, как двигатель остыл, иначе велик риск выброса горячего пара и брызг.
1 Если в ходе проверок, описаны в Раз
деле 1, был выявлен дефектный шланг,
замените его следующим образом.
2 Сначала слейте жидкость из системы
охлаждения (см. Раздел 1). Если охлажда
ющая жидкость не подлежит замене, со
берите ее в чистый контейнер. Капните на
хомуты крепления шланга немного про
никающего масла, если они заржавели.
3 Чтобы отсоединить шланг, распустите
его хомуты, затем переместите их по шлан
гу от его концов. Аккуратно снимите шланг.
Не пытайтесь отсоединить любую часть
системы, пока двигатель не остыл.
4 Обратите внимание, что патрубки ра
диатора хрупки; не прилагайте чрезмер
ного усилия при попытке снять с них
шланги. Если снять шланг не удается,
попытайтесь провернуть его на патрубке.
5 При установке шланга сначала поме
стите на него хомуты, затем насадите
шланг на патрубки. Если первоначально
были установлены пружинные хомуты и
они потеряли упругость, рекомендуется
заменить их хомутами с винтовым креп
лением. Если шланг несколько затвер
дел, используйте в качестве смазки не
большое количество мыльной воды.
6 Убедитесь, что шланг проложен пра
вильно, затем сместите хомуты на его
концы и зажмите их.
7 Заполните систему охлаждения как
описано в Разделе 1.
8 Тщательно проверьте систему на на
личие утечек.
3 Радиатор- снятие,
осмотр и установка
Снятие
Примечание: Если причиной снятия радиатора является утечка, имейте в виду, что незначительные утечки часто можно устранить с помощью специального герметика, не снимая радиатора.
1 Отсоедините от аккумулятора отри
цательный провод.
2 Слейте жидкость из системы охлаж
дения как описано в Разделе 1.
3 Отсоедините верхний и нижний
шланги отрадиатора(см. иллюстрацию).
4 На моделях с автоматической транс
миссией пережмите шланги охладителя,
а затем отсоедините их от нижнего бачка
радиатора. j
5 Отключите проводку от вентилято
ров на задней поверхности радиатора
(см. иллюстрацию).
6 Отсоедините шланг расширительно
го бачка от верхней части радиатора (см.
иллюстрацию) и выведите бачок из его
крепежного кронштейна. Сместите ба
чок в сторону так, чтобы из него через
шланг не стекла жидкость.
7 Открепите и снимите верхние крон
штейны радиатора (см. иллюстрацию).
8 Аккуратно поднимите радиатор из
нижних резиновых подушек, следя за
тем, чтобы не повредить охлаждающие
3.3Отсоедините верхний шлэнг от радиатора 3.5 Отсоедините проводку вентилятора
3.6 Отсоедините шланг расширительного бачка
3.7 Снимите верхние крепления радиатора
3.8а Поднимите радиатор из моторного отсека
Системы охлаждения, обогрева и вентиляции
4.6 Отключите проводку от термодатчика |
3.8Ь Снимите резиновые подушки с основания радиатора
пластины, затем извлеките радиатор из моторного отсека. Удалите резиновые подушки с нижних креплений (см. иллюстрации).
9 Если необходимо, снимите с радиа
тора электровентиляторы (см. Главу 5).
Осмотр
4.5 Открепите от крышки кожуха термостата ремень заземления |
10 Если радиатор был удален из-за
предполагаемого засорения, промойте
его в обратном направлении как описа
но в Разделе 1. Счистите с пластин ради
атора грязь и мусор, используя сжатый
воздух (при этом защищайте глаза очка
ми) или мягкую щетку. Будьте осторож
ны, поскольку пластины острые и легко
гнутся.
11 Если необходимо, поручите специа
листу выполнить специальный тест, что
бы установить, существует ли внутрен
няя блокировка радиатора.
12 Поручите ремонт протекающего ра
диатора специалисту. Не пытайтесь зава
рить или запаять протекающий радиатор,
т.к. это может привести к повреждению
пластиковых компонентов. . . .
4.3 Снимим воздуховод
13 Если радиатор нуждается в ремонте
или подлежит замене, снимите с него все
шланги.
14 Проверьте состояние верхних и ниж
них резиновых подушек радиатора и за
мените их, если необходимо.
Установка
15 Производите установку в обратной
последовательности. В заключение, за
полните и прокачайте систему охлажде
ния как описано в Разделе 1.
4 Термостат-
снятие, проверка исправности и установка
Снятие
1 Термостат находится в кожухе на зад
нем правом конце впускного тодлекто-
ра. Кожух прикреплен к соединительно
му патрубку, ведущему к входному
отверстию водяного насоса.
2 Слейте жидкость in сие 1емы охлаж
дения как описано в Разделе 1.
4.4 Отсоедините нижний шланг радиатора от крышки кожуха термостата
3 Снимите крышку воздушного филь
тра и воздуховод как описано в Разделе
4А (см. иллюстрацию).
4 Ослабьте хомут и отсоедините ниж
ний шланг радиатора от крышки кожуха
термостата (см. иллюстрацию).
5 Открепите от крышки кожуха термо
стата ремень заземления (см. иллюстра
цию).
6 Отключите проводку от термодатчи
ка в крышке кожуха термостата (ем. ил
люстрацию).
7 Открепите и снимите крышку (см.
иллюстрации).
8 Обратите внимание, что шток клапа
на термостата расположен в верхней ча
сти термостата, затем извлеките термо
стат из его кожуха вместе с резиновым
уплотнением (см. иллюстрацию).
9 Если требуется, открутите болты ко
жуха термостата и снимите его с впуск
ного коллектора и соединительного пат
рубка, отделив шланги. Удалите
кольцевое уплотнение.
Проверка исправности
10 Чтобы выполнить грубую проверку
термостата, подвесьте его на куске шпа
гата в контейнере с холодной водой.
Нагрейте воду, в момент ее закипания
термостат должен открыться. Если это
не так, замените термостат.
11 Если доступен термометр, определи
те точную температуру начала открытия
и полного открытия термостата, сравни
те результат с данными, приведенными в
Спецификациях. Температура начала
открытия указана также на самом термо
стате.
12 Если термостат не закрывается после
того, как вода остыла, замените его.
4.7а Открутите болты ...
4.7Ь... и снимите крышку кожуха термостата 4.8 Извлеките термостат из его кожуха
Системы охлаждения, обогрева и вентиляции
5.7 Открепите сборку вентилятора от радиатора
Установка
13 Тщательно очистите совмещающие
ся поверхности крышки и кожуха.
14 Если было снято, установите на со
единительный патрубок новое кольце
вое уплотнение, затем установите ко
жух на впускной коллектор и зажмите
монтажный болтусилием затяжки, рег
ламентированным Спецификациями.
Подсоедините шланги и зажмите хо
муты.
15 Установите на термостат новое рези
новое уплотнение, затем поместите тер
мостат в кожух с штоком клапана вверх.
16 Установите крышку и зажмите мон
тажные болты усилием затяжки, регла
ментированным Спецификациями.
17 Подключите электропроводку к тер
модатчику.
18 Подсоедините ремень заземления к
крышке кожуха термостата.
19 Подсоедините нижний шланг к ради
атору и зажмите хомут.
20 Установите крышку воздушного
фильтра и воздуховод как описано в Раз
деле 4А.
21 Заполните систему охлаждения как
описано в Разделе 1.
5 Электровентилятор-
проверка исправности, снятие и установка
Проверка исправности
1 Электропитание к вентилятору по
дается через реле, которое срабатывает
от установленного на крышке термоста
та термовыключателя. Реле находится в
блоке предохранителей в правой части
моторного отсека.
2 Детальное выявление неисправнос
тей может быть выполнено только диле
ром Rover, оснащенным соответствую
щим диагностическим оборудованием,
но базовую диагностику можно провес
ти следующим образом.
3 Если вентилятор не работает, запус
тите двигатель и дайте ему прогреться до
нормальной рабочей температуры, за
тем оставьте его работать на холостом
ходу. Вентилятор должен включиться в
течение нескольких минут (прежде, чем
стрелка указателя температуры перей
дет на красную часть шкалы).
4 Чтобы проверить мотор вентилято-
ра, отключите его от жгута проводов и напрямую подайте на его клеммы напряжение в 12 В или отключите провода от термовыключателя и соедините их. Мотор должен заработать. Если это не так, мотор или электропроводка неисправны.
5 Если мотор работает, неисправность
кроется в жгуте проводов, реле или тер-
мовыключатсле. Термовыключатель мо
жет быть проверен как описано в Главе 6.
Дальнейшее выявление неисправностей
должно быть поручено специалисту.
Снятие
6 Электровентилятор можно снять от
дельно от радиатора. Их снятие в сборе
описано в Главе 3.
7 Открутите монтажные болты, крепя
щие сборку вентилятора к радиатору,
затем извлеките сборку, следя за тем,
чтобы не повредить пластины радиатора
(см. иллюстрацию).
8 Если необходимо, открутите гайку и
снимите крыльчатку вентилятора, затем
открепите и снимите мотор.
Установка
9 Производите установку в обратной
последовательности. Следите затем, что
бы не повредить пластины радиатора.
См. Главу 3, если радиатор был удален.
6 Электрические датчики системы охлаждения-
проверка исправности, снятие и установка
Термовыключатель вентилятора
Проверка исправности
1 Этот термовыключатель управляет
работой вентилятора, установленного на
радиаторе (см. Главу 5). Выключатель
находится на крышке термостата на пра
вом конце впускного коллектора.
2 Чтобы проверить исправность вык
лючателя, снимите его (двигатель дол
жен быть холодным) и погрузите его
термочувствительный конец в емкость с
холодной водой, опустив туда же термо
метр. Нагрейте воду и измерьте сопро
тивление выключателя. Подключите к
клеммам выключателя омметр. Убеди
тесь, что внутренние контакты работают
в соответствии с информацией, данной в
Спецификациях.
Снятие
3 Слейте жидкость из системы охлаж
дения как описано в Разделе 1.
4 Отключите проводку, затем выкру
тите выключатель из крышки термоста
та. Удалите кольцевое уплотнение.
Установка
5 Производите установку в обратной
последовательности. Зажмите выклю
чатель усилием затяжки, регламенти
рованным Спецификациями. Заполни
те систему охлаждения как описано в
Разделе 1.
Датчик температуры двигателя
Проверка исправности
6 Датчик температуры двигателя на
ходится на правом конце головки блока
цилиндров. Он подает сигналы системе
управления двигателем. Датчик содер
жит терморезистор - электронный ком
понент, чье электрическое сопротивле
ние уменьшается по мере его нагревания.
7 Проверка исправности этого датчи
ка описана в Разделе 4А.
Снятие
8 Слейте жидкость из системы охлаж
дения как описано в Разделе 1.
9 Отключите соединитель электропро
водки от датчика.
10 Открутите датчик от головки блока
цилиндров (см. иллюстрацию).
Установка
11 Производите установку в обратной
последовательности. Зажмите датчик
усилием затяжки, регламентированным
Спецификациями и заполните систему
охлаждения как описано в Разделе I.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости Проверка исправности
6.10 Снимите датчик температуры двигателя с правого конца головки блока цилиндров |
12 Датчик находится на правом конце
головки блока цилиндров, перед датчи
ком температуры охлаждающей жидко
сти.
13 Отсоедините от датчика красный
провод (двигатель должен быть холод
ным), затем соедините омметр между
клеммой датчика и заведомо исправной
точкой заземления на двигателе (напри
мер, впускным коллектором).
14 Убедитесь, что сопротивление дат
чика соответствует данным, приведен
ным в Спецификациях.
15 Прогрейте двигатель до нормальной
рабочей температуры (должен заработать
вентилятор), затем убедитесь, что сопро
тивление датчика соответствует данным,
приведенным в Спецификациях.
16 Если это не так, замените датчик.
17 Чтобы проверить стрелочный указа
тель температуры, отсоедините от дат
чика красный провод и заземлите это на
впускной коллектор. Включите зажига
ние и убедитесь, что стрелка указателя
перемещается в сторону красной зоны.