Пренеприятнейшая приставка
Морфемическая улыбка
Переделанная песня "Улыбка " - муз. В.Шаинского, м/ф "Крошка Енот"
|
Без приставки любой корень сиротинка.
"по" приставь к простому слову "бег"
и увидишь сразу разницу в картинках.
Прибежать и убежать, забежать, перебежать,
отбежать, вбежать, сбежать... Ну, сколько можно?
А за корнем суффикс есть, не один, их всех не счесть...
Не пугайся, всё не так уж безнадежно.
И пускай меняются они,
и кичатся своей значимостью в слове,
в корень зри, он главный и один
остается неизменным в этой своре.
Корень все слова родит: Родина, народ, родник,
род, родня, родименький, урод бездарный...
Родственников надо знать, звать, искать и выбирать,
тех особенно, в которых слог ударный.
Если слово будем мы склонять,
и спрягать, и род менять, менять и числа,
окончанье можно увидать -
штука нужная для связи слов по смыслу.
Вот теперь, наверняка, услыхав издалека
фразу: "мол, моя твоя не понимает" -
будешь знать, кто говорил - части слова не учил
и в сравнении с тобой морфем не знает.
Но, чтоб точно утверждать, слово надо разобрать,
например, простое слово — "улетаю".
Песенка львенка
|
Я на солнышке лежу,
загораю иль горю?
-гар- иль (-гор-), -зар- иль, (-зор-)?
как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар,
с ударением корень -гáр-,
без него в корне "о":
загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот,
ударение не берет.
Есть заря, нет двух зóрь -
хочешь верь, не хочешь — спорь.
Клáн, склонéние, наклóн
клáняться, баклáн и склóн...
Что за чушь с "а" и "о"
внутри корня одного?
С корнем -клан- совсем легко,
в безударном всегда "о",
а ударит - не спрошу,
слышу как, так и пишу.
Я на солнышке лежу,
Все вопросы отложу...
Ложить, все-таки, иль класть?
Ох, в дурдом бы не попасть.
Череда чередований
Переделанная "Песенка Мамонтенка" - муз. В.Шаинского, м/ф "Мама для мамонтенка"
|
однокоренные слова к "замереть":
замри, умирать, помереть -
как общую часть в них узреть?
Пугают слова: удеру - удираю,
стелю - расстилать, раздеру - раздираю,
блестеть, но блистать, сжечь - сжигаю,
стереть, запереть - запираю.
Я скоро, наверно, залаю,
где "е" а где "и" я не знаю.
Скорее до сути добраться хочу,
любую цену за билет заплачу...
Ой, что это я лепечу?
Пора обратиться к врачу.
Ведь суть очевидна, где есть суффикс -а-,
там в корне "и" пишется, вот чудеса.
Во всех остальных вариантах
"е" пишем и без консультантов.
Во всех остальных вариантах
"е" пишем и без консультантов.
Пол- полу-
Переделанная песня «Я у бабушки живу» - муз. Э. Ханок
|
дремлют в полузабытье
два полуботинка у трюмо.
Если полу- впереди,
чтоб себе не навредить,
напишите слово слитно, но...
Пол-лимона, пол-листа,
пол-окна, пол-аиста
пол-Европы, пол-Москвы. Везде дефис:
перед эл и гласными,
а перед согласными
перед прописными не забудьте, please (плииз)
В остальных всех случаях,
совестью не мучаясь,
пишем слитно: полдник, полкило,
с полвторого до пяти,
полдороги, полпути,
полдень, полночь, полминуты, но...
Пол-лимона, пол-листа,
пол-окна, пол-аиста
пол-Европы, пол-Москвы. Везде дефис:
перед эл и гласными,
а перед согласными
перед прописными не забудьте, please (плииз)
Все прсто
|
То з, то вдруг буква эс
на конце приставок раз- и без-
С этой парой не было б проблем,
но таких штук шесть иль семь.
Из-бавь, но ис-кусанный;
бес-полезный, без-ответственный;
нис-провергнуть, то есть низ-вергать...
Как узнать, где з, где эс писать?
Раз-, без-, низ-, из-
прежде посмотри,
через-, воз- (вз-)
что за ней стоит.
Если гласная стоит,
то всегда в приставке з звучит.
Надо быть безумцем, чтобы здесь
написать в приставке эс.
Бездарь да и тот поймет,
звонкая согласная дает
право написать в приставке з,
это знает даже шимпанзе.
Ну что ж, как и слышится,
эс перед глухими пишется:
нисходить, рассказывать, воспеть...
Просто все, тут не над чем потеть.
Затертый диалог
Переделанная песня "Веселый ветер" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"
|
- Всю доску вытрать? Ну вот, опять я.
- Не всю, оставь, пожалуй, слово "вытирать" и
ответь как чередуются е с и.
- Суффикс а если есть после корня,
пишем и. Если нет, пишем е.
- Все верно. Ну, о чём же прошу тебя повторно?
Что сделать?
- Доску вытереть.
- А если я скажу тебе: "запри все двери",
что нужно сделать? Давай проверим.
- Закрыть. Закрыл, что еще сделать в интерьере:
собрать тетради и проветрить класс?
- Не хитри, отвечай мне по делу.
Делать что?
- Запирать, отпирать.
- А в совершенном виде поставь вопрос.
- Что сделать?..
Неужто отпереть опять?
Запомни: вытереть, сотру, сотрем , сотрите.
"Сотрать", "трать", "вытрать" не говорите.
Тереть, стирать, протертый - слово тёрка с ними
в одном гнезде, в нем корень -тер- и -тир-.
Трать, потрать деньги, как пожелаешь,
скажет мама, когда в дневнике
увидит все пятерки и, может быть, кто знает,
подарит сотни три иль две.
Расплата
Переделанная песня "Пони бегает по кругу" - муз. Е.Ботяров - м/ф "Пони бегает по кругу"
Мне сказали: "Папа должен
рядом с двойкой расписаться".
Роспись делает художник,
папа мог разволноваться.
|
одним росчерком пера
ставлю закорючку справа,
рядышком с оценкой 2.
Разгадал мой ход учитель
и устроил мне разнос,
россыпью слова рассыпал
все с приставкой раз- и роз-:
розыгрыш, развал, раскраска,
розыск, россказни, разбор,
розвальни, разбег, развязка,
розги, розжиг, разговор.
Выдаю без размышленья
звонким голосом своим:
"Пишем а без ударенья,
пишем эс перед глухим".
Пренеприятнейшая приставка
Переделанная "Песенка о капитане" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"
|
получил два за диктант.
Не сказать, чтоб он был полный профан.
В "местопребывание"
написал и вместо е,
то же самое в "прекрасный" и "предел".
Приуныл, присмирел,
и никто ему по дружески не спел:
Пре- по смыслу близка к слову "очень",
и похожа иногда на пере-.
Голову чтоб себе не морочить,
при- иль пре- смотри почаще в словаре.
Приближать: прибыть, прижать;
прибавлять: пришить, пристать;
не доделать: приоткрыть, приподнять.
Если рядом с чем-нибудь:
пригород, приморье - тут
при- напишут даже шалопут и плут.
Не сочти ты за труд
и запомни то, о чем тебе поют.
Пре- по смыслу близка к слову "очень",
и похожа иногда на пере-.
Голову чтоб себе не морочить,
при- иль пре- смотри почаще в словаре.
РЁВА
Переделанная песня "Неприятность эту мы переживем" - муз. Б.Савельев - м/ф "Лето кота Леопольда"
Меня будут ругать,
я готов заплакать.
Как глаголы спрягать:
тыкать, хныкать, плакать?
Не хочу обижать
слово в форме личной,
рифмы неприличной
мне не избежать.
|
тыкаю, скакаю,
кликаю, плакаю?..
Ой, едва ль. Не знаю.
Не хочу обижать
слово в форме личной,
рифмы неприличной
мне не избежать.
Стоп! У всех этих слов
ка в конце основы.
Не смотря на число,
значит, че. Эх, рёва!
Плачу - надо сказать,
будет симпатичней.
И звучит приличней,
и легко писать.
РУСОФИЛ
Переделанная песня "Танец утят"
За грибами в лес ходил, видно, ноги промочил,
засопливил, капли пил не зря, не зря.
Как-то мне не по себе, может, нужен суффикс -е-.
Слова этого нигде нет в словарях.
Опротивить или -еть, обессилить, зареветь...
так недолго очуметь. Вчера не зря
надо мной смеялся дед, мол, в свои тринадцать лет,
не осилил книгоед и букваря.
На мгновенье надо
мне притормозить,
можно без напряга,
что знал, то вспомнить,
сообразить.
Обессилить (сил лишить), обесчестить, очернить,
но кого-нибудь, а только не себя.
Переходный, знать, глагол. Вот и всё - ответ нашёл.
Даже насморк вдруг прошёл, и понял я:
в переходных пишем -и-, зеленеть, но зеленить.
Как же я оклеветал себя любя,
хоть из носа потекло, я не мазал никого,
не виновна в этом и моя ноздря.
А в непереходных - -е-: оплешиветь, столбенеть,
не дай бог, завшиветь - тоже суффикс -е-,
осопливел, окривел, обеззубел, очерствел
и глагол обезголосел - -е- везде.
А пока я нос лечил, разбирался, голосил,
зачервивели грибы, их выбросил.
Но, спасибо им, они здорово мне помогли,
даже дед сказал мне вслед: "Ты - русофил".
БОЙКАЯ С ДВОЙКОЙ
Переделанная "Оранжевая песня" - муз. К.Певзнера
Безударные в корнях
а с о чередую.
Знает вся моя родня,
пару дай любую,
правило я расскажу,
букву в корне подскажу.
|
предполагаемое,
безотлагательное -
за корнем суффикс -а-.
Когда нет ударенья,
пишу -лаг- без сомненья,
и есть предположенье,
"а" перед "г" всегда.
В дневнике пятёрки сплошь,
правда, не брешу я.
В безударном корне -лож-
о всегда пишу я.
И, конечно, не вопрос,
знаю как писать -кас- (-кос-).
В словах: касательная,
касаемо, касанье,
или соприкасаться -
за корнем суффикс -а-.
Когда нет ударенья,
пишу -кас- без сомнения.
Ну, а в "прикосновение"
пишу я -кос- всегда.
Поросль, заросли, росла,
но не повзрослела -
корень -рос- во всех словах,
мне до них нет дела...
Перед ст и перед щ
а пишу я... и вообще...
Я наврала тут лишку,
едва закрою книжку,
и сразу корни с корнем
из головы долой.
Сижу после уроков,
но только, что в том проку,
я бойкая, но с двойкой
боюсь идти домой.
ПРОСТОЕ ПРАВИЛО
Переделанная песня "Какое небо голубое" - муз.А.Рыбникова - к/ф "Приключения Буратино
Суффиксы -чик-, -ик-и-ек-,
вас не забуду вовек.
Коль убегает гласная, барашек пишем с е.
Дождичка ждем мы в четверг.
"Дождичек" - с суффиксом -ек-,
так же в орешке, и ножечке, листочке и т.д.
Когда в словах есть буквы-бегуны,
писать в них суффикс -ек- мы все должны.
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
"Горошек" написала с "и",
где были у меня мозги?
О, боже, помоги
по русскому закрыть мои долги,
не то хоть к репетитору беги.
|
Папа услышал меня,
снова заставил правила о суффиксах зубрить.
Чтоб от ошибок сберечь,
суффиксы дал -ичк-и -ечк-.
Времечко жалко. Ладно, прочитаю, так и быть.
Ой, в женском роде от основ на "иц"
-ичк- суффикс: пуговичка - пуговиц.
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
А в случаях-то остальных
-ечк- пишется, а я своих
подружек-то двоих
поздравила, сваляла дурака,
с -ичк-:Соничка, другую - Феничка.
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
После д, т, з, ж и эс
-чик- пишется. А Ян, балбес,
"донощик" пишет. Yes!
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
Напрасно все пророчат мне
уборщицы карьеру. Не-е!!!
Учу теперь вдвойне!
ПУСТЬ ВСЕГДА
|
Я не педант, но за диктант
пять получил, это - чудо!
То, что не знал, я угадал,
самую малость списал.
Пусть всегда так и будет,
пусть меня не осудят,
пусть всегда будет чудо,
пусть всегда будет пять!
Знал я, две нв суффиксе -енн-
у прилагательных пишем,
а там, где -ан-, -ин- или -ян-,
две н - изъян и обман.
В слове длина н есть одна,
я и подумал, что "длинный"
будет с двумя н, не смотря
на то что -ин-,и не зря.
А "раненый" и "масленый",
честно признаюсь, списал я.
Дай волю мне, н было б две.
Тут я ни бе и ни ме.
ЛОМАТЬ — НЕ СТРОИТЬ
Переделанная песня "Крылатые качели" - муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника"
|
В старом парке тает снег.
Я проснулся еле-еле
и теперь беру разбег.
Опоздал, мне в наказанье
дали слово разобрать:
корень, суффикс, окончанье
и приставку указать.
Ха-ха, ломать - не строить!
Я слово расчленю,
команду дать мне стоит
как гончей: "У-лю-лю!"
Для разбора слово дали
всем знакомое - "проспал".
Я проспал, они проспали -
окончанье откопал.
Окончанье нулевое.
А приставку чтоб найти,
аналогии построю:
про-гулять, про-гнать, про-йти.
А сейчас отыщем корень
в однокоренных словах:
сон, про-сп-ать, у-сн-ул... О, горе,
буква общая одна.
Рассказал тогда учитель
о чередованиях:
"Любят корни, вы учтите,
переодевания".
Я очень был расстроен,
и больше не пою:
Команду дать мне стоит
как гончей: "У-лю-лю!"
ИДТИ И ПРИЙТИ
|
По роще осиновой
шел ёжик резиновый
на именины к щенку.
Должен давно прийти.
Что помешало в пути?
Дырочка в правом боку?
Дырочка в памяти,
вы это знаете,
ох, как мешает порой.
Вроде, никчёмная,
но если не вспомню я,
дырочка станет дырой.
Что за раззява я,
память дырявая,
вспомнить никак не могу:
как "прийти" пишем,
так же как слышим
или придти, как приду?
В слове идти две -тт-?
Нет, всё-таки -дт-.
Раз мы идём, то придём.
Даже на ум нейдёт,
как "прийти" пишется?..
А ежу всё нипочём.
Сменим приставку
и сделаем правку:
сменим "при-й-ти" на "до-й-ти".
Додти через -д-!!! Я
такой ахинеи
вряд ли сумею снести.
Много дорожек
прошёл этот ёжик.
Скажем спасибо ежу.
Смело в тетрадку я
через -й- краткое
слово "прийти" напишу.
НЕДО- И НЕ ДО-
Переделанная песня "Весеннее танго" (Приходит время - птицы с юга прилетают) - муз. Валерий Миляев
Недослышал, недопонял, недогнал,
в смысле том, что я не догадался,
все глаголы с не раздельно написал,
О приставке недо- я не знал.
Бывает так, что до- приставка означает
(кто-то цели достигает с ней заодно),
частица не-, встав перед ней, всё отрицает.
Приставка эта называется недо-.
Раз приставка, слитно пишется всегда,
почему же "недошёл до дома"
красным "недошёл" подчеркнуто тогда,
хотя недо- слитно, вот беда.
Недослышал, недопонял - нет без не-,
но догнал - глагол вполне нормальный,
без частицы не- он мог бы быть вполне.
Почему же два влепили мне?
Недотёпа, недоучка, недострой -
тут понятно: недо- тут приставка.
А с глаголом недо- - случай непростой,
должен вариант быть запасной.
НЕДО- -сложная приставка, указывающая на неполноту, недостаточность действия или качества, например, недолить, недовыпуск, недоразвитый. Она состоит из двух самостоятельно употребляемых элементов: приставки "до-", обозначающей достижение цели, доведение действия до конца (доесть, доехать, дочитать, дожить), и частицы "не-", которая отрицает то, что "до" обозначает (недоесть, недоехать...). Глаголы с не до- Первичным значением приставки до-, которая генетически восходит к предлогу до, было значение пространственно-временного предела (долететь, добрести, дожить, дождаться). Семантика данных приставочных образований препятствовала слиянию глагольной основы с отрицательной частицей не. Именно для этой группы глаголов в современном русском языке характерно всегда раздельное написание с отрицательной частицей (не долететь, не добрести, не дожить, не дождаться). В возвратных глаголах с приставкой до- (конструкция до- + -ся.) не бывает приставки недо-: не добудиться, не дозвониться, не достучаться, не додуматься... Структурные особенности основы глаголов (добы/ть, доказ/а/ть, довер/я/ть, доним/а/ть...), в которых до не является приставкой, препятствуют слиянию с отрицательной частицей не, а следовательно, и образованию сложной приставки недо-. Поэтому: не добыть, не доказать, не доверять, не донимать... Глаголы с НЕДО- Неполнота действия, проявляющаяся в отсутствии достаточной нормы, связана в глаголах 1) с недостатком количества чего-либо (недобрать, недовесить недодать, недолить), 2) с недостатком протяженности чего-либо во времени (недодержать, недопеть, недоспать, недокиснуть), 3) с недостаточной степенью интенсивности действия (недоглядеть, недосмотреть, недослышать, недовидеть). Наиболее многочисленной является первая группа глаголов. Среди глаголов с НЕДО- есть те, которые без НЕ не употребляются (недомогать, недопонять, недоиспользовать, недооценить недолюбливать, недослышать, недоумевать, недосчитаться...) Глаголы домогать, допонять, доиспользовать, дооценить, долюбливать, дослышать, доумевать, досчитаться... отсутствуют в языке. НЕДО- и не до- Глаголы с приставкой до- в значении ’дополнительно совершить действие, довести до необходимой нормы’: недоплатить – ’заплатить неполностью’ и не доплатить – ’не произвести дополнительной оплаты за переработку’. Один глагол с пространственным значением: не довезти (’не доставить до какого-либо места’ не довезти до дома ) и недовезти (’привезти что-либо в меньшем количестве, чем положено’ недовезти хлеба). Глаголы с приставкой до- в значении ’довести действие до конца’ недоговорить – умолчать о чём-то и не договорить – замолчать, не досказав; недосмотреть за ребёнком (допустить упущение при надзоре) и не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали; дети часто не доедали за обедом свой суп. |
ПОДСКАЗКА ОТ ПРИСТАВКИ
Переделанная песня "Прощайте, голуби" - муз. М. Фрадкина, из кинофильма "Прощайте, голуби!"
|
И пора различать,
когда нет ударенья на ней,
что в конце у наречий писать:
-о иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
Замертво, заново, начерно,
насухо, начисто -
видишь за- или на-, всё равно,
"о" конечную ставь запросто.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
У наречий с приставкою по-
-у в конце: поровну, -
а с приставкою в- -е и -о:
вскоре, влево... Как видишь, не вру.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
-А в конце напишу я тогда,
когда с-,до- и из-:
снова, досыта, изредка... да,
спьяну, сослепу - это сюрприз.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
Не забыть бы впоследствии мне,
-и в конце, а не -е,
с ним не спутать предлог вследствие,
хватит с нас и наречий вполне.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
ЗРЮ В КОРЕНЬ
Переделанная песня "Школьные годы" - муз. Д. Кабалевского
|
много таких, где Е И не перечит,
после них суффикс -а- ориентир,
он в корне букву И увековечит.
Припев:
Скороговоркой я их зубрю,
бербир, перпир, дердир повторю.
Корни тиранят меня,
но не теряю ни дня,
выберу пару-другую корней,
и подбираю примеры скорей,
то есть, зрю в корень.
Пусть меня в классе считают ку-ку,
раз я играю с корнями в чёт-нечет,
буду по чётным я с И начеку,
а по нечётным с Ебуду ждать встречи.
Припев:
Скороговоркой я их зубрю,
дердир, тертир, мермир повторю.
Корни тиранят меня,
но не теряю ни дня,
выберу пару-другую корней,
и подбираю примеры скорей,
то есть зрю в корень.
Корни заучены, два в дневнике:
следуя правилу, Е написала
я в лаберинте, мерке, перожке,
корни неправильно в них отыскала.
Припев:
Но невозможно же всё учить,
некогда будет в кино сходить.
А по два года сидеть
в классе одном - обалдеть,
школьные годы мои никогда
могут не кончиться, вот ведь беда.
Снова зрю в корень.
А и У
|
Я склоняю в мужском роде:
огород, нет огорода.
Окончанье -а(-я), вроде,
у родительного в моде.
Как же из лесу выходят,
ложку мёду в рот кладут?
Без ýмолку, с толку, нет году,
ни слýху ни дýху - как тут?
Припев:
Если часть вещества берём от целого -
две таблетки пургену, мелу воз.
Ну, а если нам нужно мела белого -
буква А букве У утёрла нос.
Я могу вам дать наколку:
у устойчивых "сбить с толку"
и подобных сочетаний
У в конце без нареканий.
Мне б медку, ледку - тут тоже
окончанье будет У,
ласкательный суффикс, похоже,
с У чаще встречался в быту.
Припев:
Если часть вещества берём от целого -
две таблетки пургену, мелу воз.
Ну, а если нам нужно мела белого -
буква А букве У утёрла нос.
ОТ ПРИСТАВОК НЕТ ОТБОЯ
Переделанная песня "Где водятся волшебники" - муз Минков М., к/ф "Незнайка с нашего двора"
|
найдут для прилагательных
с десяток показательных
приставок, но они
не сменят основательно
суть слова, но блистательно
значение сознательно
способны оттенить.
Приставки пре-, наи- и раз- у нас
как лупа с качеством играют:
"Наиточнейший, превосходный пас,
а разлюбезный наш зевает!"
Приставки не-, без-,а-,небез- (небес-)
известный признак отметут:
"Недобрый, небезвредный интерес
и аморальные, асоциальные
поступки все к беде ведут".
****
У относительных приставки на-,
над-,под-,при-,вне- укажут место;
до-,перед-,после- могут времена
нам обозначить одним жестом.
У них ещё есть анти-,интер- и
приставка противо-,любой
значение их знает, выберет.
У прилагательных приставки все, но их
полно в словах других...
Отбой!!!
****
СЛОЖНАЯ ЯИЧНИЦА
Переделанная песня "Хорошо и плохо" - муз. Е. Стихина, м/ф "Кто, ребята, у нас хороший?"
Яйца есть с двумя желтками,
а слова - с двумя корнями,
-о- и -е- не в каждом слове
держат их в одной основе.
В сложном слове семядоля
обе чсти без контроля,
и времяпровождение
легко обходится без -е-.
Впрочем, как и время, семя,
мега, авиа отменят
право -о- и -е- на связку,
правило им не указка.
|
"скопи|дом", "ума|лишенный"
написал раз без пробелов
и два сложных слова сделал.
Семицветик, пятисотка,
но, заметьте, одногодка.
О числительных не будем,
за год всё равно забудем.
ТЕМ КТО З/ДАЁТ
|
Слишком часто приставки безударны,
не проверишь их - вот ведь что кошмарно.
Про/ныра - про- звучит как пра-,
но всем запомнить нам пора:
не изменяются никогда
в приставках гласные, чур-чура,
уж если есть приставка до-, не будет да-,
есть по- и про- нет па- и пра-.
У согласных в приставках та же песня:
неизменны всегда, ну и чудесно.
Пусть Т звучит в пред/чувствии,
я очень ей сочувствую:
на изменения есть запрет,
не допускается антипод,
уж если есть приставка пред-, не будет прет-,
нет од- и пот- есть от- и под-.
Нет правил волшебных, всё несовершенно,
про исключения не забывай:
под ударением пишем рос-
без ударения пишем рас-
рассказывать но россказни. Другой вопрос:
у С и З есть свой приказ.
Нет правил волшебных, всё несовершенно,
про исключения не забывай:
приставка С ко всем пристаёт,
глухих и звонких не признаёт:
разбить, воздать, но сдачу сдать. Тем, кто здаёт,
учитель ставит незачёт.
ПОЧЕМУ НЕ Щ?
Переделанная песня "Спрашивайте, мальчики" - муз. М.Г.Фрадкин, к/ф "Не самый удачный день"
Спрашивайте, девочки! Спрашивайте, мальчики!
Спрашивайте, милые, спрашивайте!
А вы, люди, сразу их не ошарашивайте,
А вы, люди, объясните им, почему?..
|
Слов подобного рода не с/честь,
у которых звук [щ'] явно есть.
В сочетании "счастье ищу"
звук один, но в "ищу" буква щ, а вот если про счастье, то здесь
вместо [щ'], как и в слове подпис/чик, всегда я две буквы пишу.
Почему?
Припев.
Почему пол дощ/атый, а дом
почему-то брус/чатый у нас?
И веснуш/чатый мальчик Артём
(он - разнос/чик газет) - почему
в них нельзя написать букву щ? Не могу объяснить, тут я пас.
Почему в слове жен/щина щ, а муж/чина с жч? Не пойму,
почему?
Припев.
В слове хлёсткий не слышится т,
я ее проверяю - хлестать.
Если хлёстче, то вместо трех букв
[щ'] звучит, пишем три не ропща.
Нет чтоб наоборот: слышно три, но одну букву надо писать.
Вот тогда хулиган вместо трёх на стене нацарапал бы щ.
Спрашивайте, девочки! Спрашивайте, мальчики
Обо всем!
БЛИЗНЕЦЫ -ЕНН- И -ЯН-
|
Ма́сляный но я́звенный, льняно́й но именно́й -
суффикс в прилагательном всегда есть запасной.
Коль он под удареньем, то в гласной нет сомненья,
а вот когда он без, жди от него чудес.
Пламя, время, племя, стремя, семя, имя с -мя
образуют прилагательные с -енн-;меня
ни временные встречи, ни пламенные речи
не вынудят иной поставить в "именно́й".
В других же прилагательных ударный слог в конце:
травяно́й иль дощано́й, в любом другом словце -
-ян- (-ан- после шипящих). Спроси нас даже спящих:
льняна́я, ледяно́й - тут суффикс -ян-родной.
Вот если перед суффиксом ударный слог стоит,
то это нам, пожалуй, ни о чём не говорит.
В соло́менный -енн- пишем, а в стре́ляный -ен слышим,
но пишем суффикс -ян-согласно словарям.
ПЕСЕНКА БУХГА́ЛТЕРОВ
Переделанная "Песня переодетых музыкантов" - муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
|
по-видимому, до сих пор не знают,
что мы, как инженеры, офицеры,
джемперы, гербы́,
то́рты, - с буквой Ы.
Мы - ее рабы
и гренадеры.
Мы бух-бух-бух-бухгалтеры,
бухгалтеры, бухгалтеры.
Гросмутеры, гросфатеры,
но до сих пор в фарватере.
Гросмутеры, гросфатеры,
но до сих пор в фарватере.
Профессора́, директора́́ другого сорта,
у тех, кто с буквой А, своя кагорта,
когда их много, А́ под удареньем.
С ними мастера́,
с ними доктора́,
с ними повара́
того же мненья.
СТРАННАЯ РОДНЯ
|
Я безударную
в корне не узнаю.
Вы/скоч/и/ть, в/скак/ива/ть;
вы/стро/и/ть, в/стра/ива/ть -
родственные слова,
но в них и о и а.
Что, мне с учебником
спор/и/ть - о/спар/ива/ть?
Даром, ой...
Даром преподаватели
время со мною тратили,
счастье пишу я с буквы щ
н вместо д - "пинжак"
Да-да да
Слово сосредоточивать
или уполномочивать
вечно переиначу я
с -а-, мне привычней так.
И в о/без/бол/ива/ть,
и в об/условл/ива/ть
о как в глазу бельмо,
просится а сюда.
Как быть с проверочным,
что им считать родным:
славу, условие;
бал или боль тогда?