Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды

Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды

При топогеодезических вычислениях наиболее часто приходится определять по известным стороне и двум углам значение третьего угла и величину двух других сторон треугольника. То есть решить треугольник.

Решить треугольник – это значит определить известные значения угловых и линейных элементов треугольника.

Для решения треугольника необходимо знать значения трех любых его элементов. С решением треугольника связаны все виды засечек. В практике топогеодезических работ привязка элементов боевого порядка засечками сводится к решению треугольника по двум углам и одной стороне.

Пусть в треугольнике Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru АВС (рис.2.21) известны: углы Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru А, Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru В; длина стороны Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru .

Требуется определить остальные элементы треугольника: Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С; стороны Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru и Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru .

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru

Рис. 2.24. Решение треугольника

Угол Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С находится как дополнение до 180о суммы углов Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru А и Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru В, т.к.

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С + Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru А + Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru В = 180о;

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С = 180о – ( Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru А + Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru В)

или Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С = 30-00 – ( Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru А + Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru В).

Длины сторон Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru и Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru можно определить на основании теоремы синусов: в треугольнике отношение длины любой стороны к синусу противолежащего ей угла есть величина постоянная.

Поэтому для треугольника Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru АВС можно записать соотношение

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru /sin C = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru / sin B = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru / sin A.

Из условия задачи длина стороны Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru и угол Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С известны, поэтому отношение Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru /sin C является исходным для решения косоугольного треугольника. Поэтому

на основании теоремы можно написать отношения:

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru /sin C = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru / sin B и Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru / sin С = BC/ sin A,

откуда Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru /sin C . sin В и Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru /sin C . Sin А, (2.14)

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru . cosec C . Sin B и Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru . cosin C . sin A.

Таким образом, чтобы определить сторону плоского треугольника, необходимо:

- найти отношение известной стороны треугольника к синусу

противолежащего ей угла или произведение Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru . cosec C;

- умножить это отношение (произведение) на синус угла, противолежащего искомой стороне.

Полученные формулы позволяют решить треугольник с помощью вычислительных приборов (ЭКВМ, СТМ и т.д.).

Для вычисления сторон треугольника с помощью таблиц логарифмов формулы (2.14) логарифмируют:

lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru - lg sin B;

lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru – lg sin C + lg sin A

или lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru + lgcosec C + lg sin B;

lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = lg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru + lgcosec C + lg sin A.

Пример 2.11 (рис.2.21)

В треугольнике ABC известны:

- углы Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru A = 34о, Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru B = 45о;

- сторона (база) Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = 302 м.

Вычислить остальные элементы треугольника ( Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С), Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru , Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru .

Решение

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru С = 180о – ( Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru А + Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru В) = 180о – (34о + 45о) = 180о – 79о = 101о.

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru . sinB / sinC = 3027(sin34о / sin101о) = 172 м;

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru . sinA / sinC = 3027(sin45o/ sin101о) = 217,5 м.

i. Определение превышений

Определение абсолютных высот привязываемых точек при топогеодезической привязке производится по крупномасштабной карте. Считается, что ошибка определения высоты точки по карте равна половине высоты сечения, принятой для данного масштаба карты.

Для топографических карт масштабов 1: 25000, 1:50000 и 1:100000 высоты сечений соответственно равны 5, 10 и 20 м, следовательно, ошибки определения высот будут 2,5; 5 и 10 м.

При выполнении привязки в горной местности высоты привязываемых точек, расположенных на крутых скатах, определяются с помощью приборов путем измерения углов наклона местности и расстояний от пунктов опорной геодезической сети или от контурных точек, высоты которых можно надежно определить по карте.

Пусть в точке А (рис. 2.25) установлен прибор, а в точке В - рейка МВ. Угол наклона местности обозначен через Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru , а расстояние между точками А и В - через d.

Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru

Рис. 2.25. Определение превышений и высот точек

Тогда высота Н точки В относительно исходной высоты Ни точки А определяется из выражения

Н = Ни + h,

где h – превышение точки В над точкой А.

Превышение h может быть найдено из равенства

H = d . tg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru .

Таким образом, для определения абсолютной высоты точки В необходимо:

- установить углоизмерительный прибор (теодолит, буссоль) на точке А, абсолютная высота которой известна;

- измерить угол наклона Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru , визируя прибор на отметку С на рейке, находящуюся на высоте прибора;

- измерить расстояние d.

Знак превышения определяется знаком угла наклона Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru .

Пример 2.12(рис. 2.22)

Известны:

- высота исходной точки Ни = 890 м;

- угол Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = + 8о30';

- d = 1250 м.

Определить высоту огневой позиции Ноп.

Решение

Превышение огневой позиции над исходной точкой

h = d . tg Методические указания. Пояснить используя иллюстрации мелом на доске, геодезическую аппаратуру, проектор и стенды - student2.ru = 1250 . tg8о30' = 1250 . 0,1495 = + 187 м.

Высота огневой позиции Ноп

Ноп = Ни + h = 890 + 187 = 1077 м.

Пример 2.13(рис. 2.22)

Известны:

- высота исходной точки Ни = 500 м;

- угол = 7о30'; d = 900 м.

Определить высоту огневой позиции Ноп.

Решение

Превышение огневой позиции над исходной точкой

h = d . tg = 900 . tg7о30' = +117м.

Высота огневой позиции Ноп

Ноп = Ни + h = 500 +117= 617м.

.

ВЫВОДЫ

Методические указания.

Сделать выводы. Ответить на вопросы.

Наши рекомендации