Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6

1.Тема учебной программы: «Однофазные цепи переменного тока».

2.Тема работы: «Исследование электрической цепи переменного тока с последовательным соединением активного и индуктивного сопротивлений».

3.Цель работы: научиться анализировать процессы, возникающие в простых электрических цепях переменного тока с последовательно включенным активным и индуктивным сопротивлением.

4.Материально-техническое оснащение:

лабораторный стол с комплектом оборудования, электроизмерительные приборы, соединительные провода.

5.Теоретическая часть:

Переменным называется электрический ток, величина и направление которого изменяются во времени. Самый простой переменный ток изменяется во времени по синусоидальному закону. В электрической цепи происходит преобразование электрической энергии: в тепловую, световую., механическую и т.д. Электрические цепи могут быть неразветвленными и разветвленными.

В цепях переменного напряжения в качестве нагрузки используются реостаты и лампы накаливания, имеющие активное сопротивление. А также электродвигатели, преобразователи, конденсаторы, катушки индуктивности, имеющие реактивное сопротивление.

Синусоидальный переменный ток часто изображают вращающимися векторами. Совокупность нескольких векторов, изображающих синусоидальные величины одной частоты, называют векторной диаграммой. В неразветвленных цепях, при последовательном соединении элементов, строится векторная диаграмма напряжений Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru . Для неразветвленных цепей может быть записан второй закон Кирхгофа в векторной форме: Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru или Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru .. В соответствии с этим выражение для напряжения, подводимого к электрической цепи можно построить векторную диаграмму напряжений и тока электрической цепи.

6.Практическая часть:

-анализ физических явлений, происходящих в неразветвленной цепи переменного тока с активно-индуктивной нагрузкой;

-расчет параметров элементов цепи;

-построение по данным исследования векторной диаграммы напряжений и тока.

6.1.Техника безопасности при выполнении работы:

Перед выполнением сборки цепей убедиться, что лабораторный стол обесточен. При выполнении работы не прикасаться к неизолированным проводам, соединительным зажимам и другим частям цепей, которые могут оказаться под напряжением. Любые изменения в схеме производить только после отключения питания. При возникновении во время выполнения работы неисправностей оборудования или приборов немедленно выключить напряжение питания и сообщить о неисправности преподавателю.

6.2.Описание выполнения задания:

- ознакомиться с измерительными приборами;

- определить предел измерения и цену деления приборов;

- определить технические характеристики приборов.

6.2.1.Собрать электрическую цепь по схеме (рис.1):

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru

-предъявить собранную электрическую цепь преподавателю для проверки;

-убедиться, что переключатель лабораторного автотрансформатора на рабочем столе установлен в положение «0 переменный ток»;

-установить в цепи с помощью лабораторного автотрансформатора значение переменного тока, указанное преподавателем;

-определить показания всех измерительных приборов, результаты измерений и записать в таблицу1:

Таблица1

№п./п.   Измерено вычислено
U I P1 U1 U2 Z R R1 XL L S Q Ua Up cosφ φ
В А Вт В В Ом Ом Ом Ом Ом Ом Гн ВА ВАр В В    
                                   
                                   
 

-не изменяя напряжение и силу тока в цепи, не отключая цепь от источника, приподнять сердечник катушки, убедиться, что при этом изменяются показания измерительных приборов, т.е. режим работы цепи;

-удерживая сердечник катушки в некотором фиксированном положении, определить новые значения измеряемых величин, записать их в таблицу1.

6.3.Требования к оформлению отчета:

Отчет о лабораторной работе выполнить в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. В отчет должны быть внесены: № группы, ФИО учащегося. Отчет должен содержать название раздела, темы работы, цели работы, схемы, графики, таблицы, основные расчетные формулы; таблицы и схемы электрических цепей чертить карандашом с применением чертежных инструментов.

-перечертить в отчет схему электрической цепи (рис.1) и таблицу1;

-выполнить необходимые расчеты по формулам, результаты вычислений записать в таблицу1:

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru -полное сопротивление электрической цепи;

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru - активное сопротивление цепи;

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru - активное сопротивление резистора;

Rк = R - R1 –активное сопротивление катушки;

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru - полное сопротивление катушки;

XL=ωL = 2 πf,- индуктивное сопротивление катушки, частота тока f=50 Гц, Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru - индуктивность катушки, также Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru - полная мощность цепи;

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru - реактивная мощность цепи;

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru -активная составляющая напряжения сети;

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru -реактивное (индуктивное) напряжение цепи;

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru - коэффициент мощности, φ -угол сдвига фаз между колебаниями напряжения и силы тока цепи,
-по расчетным значениям cosφ определить градусную меру угла φ;

-построить на масштабно-координатной бумаге векторную диаграмму напряжений для каждого опыта.

Для построения векторной диаграммы нужно выбрать масштаб для значения силы тока и значений напряжений. Длины векторов тока Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru и напряжений Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru отстроить в соответствии с выбранным масштабом.

Построение векторной диаграммы начать с вектора тока Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru , длину которого нужно отложить по горизонтали. Помня, что на активном сопротивлении R колебания силы тока и напряжения совпадают, вектор напряжения Uа прочертить горизонтально, как вектор Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru .

Колебания силы тока и напряжения на индуктивном сопротивлении не совпадают. Вектор напряжения Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru на индуктивном сопротивлении XL опережает вектор тока Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru на угол Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru . Поэтому вектор падения напряжения Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru на индуктивном сопротивлении отстроить на диаграмме под углом 90° к вектору тока, (от конца вектора Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru перпендикулярно вверх). Соединить начало вектора Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru и конец вектора Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru , получить вектор напряжения, приложенного к зажимам цепи Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru . Необходимые соотношения между напряжениями отдельных участков цепи можно определить из эквивалентной электрической схемы опыта (рис.2).

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru

Примерный вид векторной диаграммы (рис.3).

Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 6 - student2.ru

На построенной векторной диаграмме измерить транспортиром угол φ, убедиться, что расчетные значения угла φ в таблице вычислений совпадают со значением на диаграмме.

Проанализировать результаты измерений и вычислений, записать выводы.

6.4.Контрольные вопросы:

1.Дать определение переменного тока.

2.Записать формулы действующего значения тока и напряжения, если известны их амплитудные значения.

3.Объяснить может ли величина напряжения на индуктивности быть больше величины питающего напряжения цепи. Заключение по данному вопросу подтвердить примером.

4.Записать формулы активной и реактивной мощности в однофазной цепи переменного тока, указать в каких единицах их измеряют.

5.Дать определение понятию « коэффициент мощности».

6.Перечислите признаки резонанса напряжений цепи переменного тока.

7.Какое значение принимает коэффициент мощности при резонансе напряжений?

6.5.Используемая литература: 1) «Общая электротехника с основами электроники». И.А. Данилов, П.М. Иванов М. «Высшая школа» ,2000г.

2) «Общая электротехника с основами электроники» В.С. Попов, С.А. Николаев М. 1980

Свириденко Э. А., Китунович Ф.Г. Основы электротехники и электроснабжение. Мн., 2008.

Отчет о выполнении

Лабораторная работа № ____

Учащийся группы № ______ _______________________________

(Ф.И.О.)

Тема программы:

Тема работы:

Цель работы:

Материально-техническое оснащение: Технические данные измерительных приборов:

амперметр …..

вольтметр…..

Отчет о выполнении практической части задания:

Схема электрической цепи.

таблица.

Расчетные формулы…..

графики.

Контрольные вопросы и ответы:

1)

2)

3)

4)

5)……

Выводы:

Преподаватель: _________________________ ______________________

(зачет/незачет) (Ф.И.О.)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

Филиал «Индустриально-педагогический колледж»

Учебная дисциплина

«Электротехника с основами электроники»

Лабораторная работа №7

Исследование параллельного соединения катушки и конденсатора

Специальности

2-02 06 31 Технический труд и черчение

2-36 01 06-02 Оборудование и технологии сварочного производства (по направлениям)

2-52 05 31 Оборудование и технологии мебельного производства (по направлениям)

Выполнил учащийся группы № …………….… …..

(Ф.И.О. учащегося)


Наши рекомендации