Конкурентная карта
Цена | Высокая | Драть три шкуры | Цена завышена | Высокая цена за высокое качество |
Умеренная | Хлам | Умеренно | Завоевание рынка | |
Низкая | Бросовый товар | Хорошая торговля | Супер-торговля | |
Низкое (хорошее) | Среднее (лучшее) | Высокое (самое лучшее) | ||
Качество / услуги |
Вот несколько общих путеводных нитей при заполнении этой конкурентной карты:
• Ваши прямые конкуренты должны находиться в той же ячейке, что и вы, или в ячейке, примыкающей к вашей. Прямые конкуренты — это те фирмы, которые как бы отнимают у вас часть вашего дела. Именно эти фирмы заслуживают самого пристального внимания.
• Те фирмы, что не находятся в непосредственной близости к вашей ячейке, — это вторичные конкуренты. Это те фирмы, которые также работают с потребителями, но их подача продуктов и услуг не имеет ничего общего с вашей. Примером вторичных конкурентных отношений будут отношения специализированного магазина по продаже аудио- и видеотехники и крупного супермаркета с отделами бытовой электроники.
Специализированный магазин предлагает продукцию высокого класса и с системой обслуживания. А супермаркет предлагает более низкие цены и меньшую ответственность за качество и класс поставляемой техники. Потребитель приходит в специализированный магазин, чтобы поглядеть на новинки аудиовидеотехнологий, а затем отправляется к более крупному дисконтному продавцу, дабы купить ту же продукцию на 40% дешевле.
В данном примере очевидны две вещи. Такие потребители не являются реальной целевой аудиторий для специализированно-то магазина. Все, что им нужно, — это аудиовидеотехника по умеренной цене. Но если потребитель становится страстным приверженцем видео и хочет поставить у себя домашнюю видеосистему высокого класса, то тем самым он оказывается целевым потребителем для специализированного магазина электроники.
КОНКУРЕНТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Дифференциация — это уникальность. Дифференциация — это то, как выглядит ваш бизнес в глазах потребителя в отличие от бизнеса ваших конкурентов. Тем самым дифференциация имеет некоторую ценность для потребителя. Именно она некоторым образом удовлетворяет те или иные нужды потребителя. И когда такая дифференциация существует реально, это оказывается первым серьезным шагом к устойчивому преимуществу перед конкурентами на рынке.
С одной стороны, вы можете дифференцировать себя и своих конкурентов самым различным образом и в самых различных аспектах и отношениях. С другой стороны, существует четыре категории, в которых возможно провести реальную дифференциацию. Это:
• Продукты
• Услуги
• Пункты продаж
• Цена
Обратим внимание на каждую из этих категорий.