И определение действительных напряжений на шинах 10 кВ ГПП
Регулирование напряжения под нагрузкой у двухобмоточных трансформаторов осуществляется со стороны высшего напряжения в зависимости от заданного напряжения вторичной обмотки, к которой непосредственно присоединена распределительная сеть 10 кВ.
Желаемая величина напряжения на шинах 10 кВ ГПП, обеспечивающая нормальную работу присоединенных к ней потребителей [6, с. 256], принимается равной:
в режиме максимальных нагрузок — 10,5—10,7 кВ;
в режиме минимальных нагрузок — 10,2—10,4 кВ.
Исходя из найденных расчетом значений напряжений на шинах 10 кВ, приведенных к стороне высшего напряжения трансформаторов, определяются рабочие ответвления обмоток ВН трансформаторов для разных режимов нагрузки. После этого находятся действительные напряжения на этих шинах при работе трансформаторов на выбранных ответвлениях.
Пример.При электрическом расчете электропередачи получены расчетные напряжения на шинах 10 кВ ГПП, приведенные к стороне ВН трансформаторов: при максимальной нагрузке 94,3 кВ; при минимальной нагрузке 108,6 кВ. На ГПП установлены два двухобмоточных трансформатора типа ТМН-6300/110 мощностью 6,3 МВ×А каждый. Пределы регулирования напряжения 9 ´ 1,78 %. Номинальное напряжение обмоток ВН — 115 кВ, НН — 11 кВ. Требуется выбрать рабочие ответвления обмотки ВН трансформаторов для разных режимов нагрузки шин 10 кВ ГПП и определить действительные напряжения на этих шинах при работе трансформаторов на выбранных ответвлениях.
Р е ш е н и е
1. Выбор рабочего ответвления для режима максимальной нагрузки
Желаемое напряжение на шинах 10 кВ ГПП при максимальной нагрузке принимаем 10,6 кВ. Расчетное напряжение на шинах 10 кВ ГПП в режиме максимальной нагрузки, приведенное к стороне ВН трансформаторов, равно 94,3 кВ. Действительное расчетное напряжение на шинах 10 кВ при работе трансформаторов на основном ответвлении обмотки ВН ( 0 %), т.е. при коэффициенте трансформации nT = 115/11, будет равно
т.е. ниже принятого уровня желаемого напряжения. Отсюда следует, что для получения принятого уровня желаемого напряжения необходимо уменьшить коэффициент трансформации.
Примем число витков обмотки ВН при работе на основном ответвлении за 100 %. Тогда необходимое относительное снижение числа витков обмотки ВН трансформаторов для получения желаемого напряжения на шинах, равного 10,6 кВ, вместо расчетного 9 кВ будет равно
что соответствует работе обмотки ВН или на ответвлении –8 ´1,78 = –14,2 % (с пониженным относительно желаемого напряжением) или на ответвлении –9 ´1,78 % = –16 % (с повышенным напряжением).
Выберем рабочее ответвление обмотки ВН –9 ´1,78 % = –16 %, т.е. работу ее с относительным числом витков, равным 84 %. Напряжение на шинах 10 кВ при работеобмотки на этом ответвлении будет равно
2. Выбор рабочего ответвления для режима минимальной нагрузки
Желаемое напряжение на шинах 10 кВ в режиме минимальной нагрузки принимаем равным 10,2 кВ. Расчетное напряжение на шинах 10 кВ, приведенное к стороне ВН трансформаторов, при минимальной нагрузке равно 108,6 кВ. Действительное расчетное напряжение на шинах 10 кВ при работе трансформаторов на основном ответвлении (±0 %), т.е. с номинальным коэффициентом трансформации, будет равно
т.е. выше принятого уровня желаемого напряжения. Отсюда следует, что для достижения принятого уровня желаемого напряжения необходимо увеличить коэффициент трансформации трансформаторов.
Примем число витков обмотки ВН при работе на основном ответвлении за 100 %.Тогда необходимое относительное повышение числа витков обмотки ВН трансформаторов для получения желаемого напряжения на шинах, равного 10,2 кВ, вместо расчетного 10,4 кВ будет равно
Выберем рабочее ответвление обмотки ВН +1 ´1,78 % = 1,78 %, т.е. работу ее с относительным числом витков, равным 101,78 %. Напряжение на шинах 10 кВ при работе обмотки ВН трансформаторов на этом ответвлении будет равно
.
Примечание.Выбор рабочего ответвления для аварийного режима производится по рассмотренной выше методике.