Исследование зависимости при

10. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER(рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS IIв положение О(выключен).

11. Нажмите на рабочем поле кнопку Следующий (>>) и измените схему на плате в соответствии с рисунком 1.24.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 1.24

12. Представьте собранную схему для проверки преподавателю. После проверки установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER(рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS IIв положение I(включен).

13. Чтобы начать измерения нажмите на панели управления (рисунок 1.23) кнопку (1) Старт/Стоп, затем поставьте галочку в поле (3) Смещ. 0.

14. Вращая ручку потенциометра х100 Ом на плате, установите переменное сопротивление в положение «0». Введите в поле значения R1 на рабочем поле величину полного сопротивления цепи – 100 Ом.

15. Вращая ручку VPS+ на рабочем поле, установите соответствующее заданному преподавателем варианту (N) напряжение, в соответствии с таблицей 1.3.

Таблица 1.3 – Варианты (N) для эксперимента

N
U (В) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16. Потенциометром x100 Омпошагово увеличивайте сопротивление цепи (от 100 до 1000Ом, с шагом 100 Ом). На каждом шаге вводите в поле значениявеличину получившегося сопротивления цепи и, нажимая Запись, фиксируйте показания приборов. При этом проверяйте запись данных измерительных приборов в файл MS Excel.

17. По окончании переведите потенциометр х100 Омв положение «0» и нажмите Новый график.

18. Повторите пп.14 - 16 для разных значений напряжения, отличных от заданного преподавателем согласно варианта (см. таблица 1.3).

19. При этом проверяйте запись данных измерительных приборов в файл MS Excel. По окончании сохраните файл MS Excel.Данные этого файла будут необходимы при подготовки отчета о лабораторной работе.

20. Нажмите Стоп.

21.Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER (рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS II в положение О (выключен).

2 эксперимент: «Законы Кирхгофа».Приборы и компоненты:

1. Сопротивления (зона резисторов на плате);

2. Источники напряжения (Е1, Е2);

3. Амперметры (A1, A2, A3);

4. Вольтметры (V1, V2, V3).

Подготовка к проведению эксперимента

1. Закрыть Панель управления, нажав на крестик в правом верхнем углу. В результате будет доступно Главное меню(рисунок 1.20).

2. Из главного меню двойным щелчком выберите эксперимент «Законы Кирхгофа». Нажмите кнопку Следующий (>>) на панели инструментов. Откроется заранее подготовленное в соответствии с рисунком 1.25 изображение электрической схемы лабораторной работы с установленными на ней полями компонентов и приборов.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 1.25

3. Соберите на плате цепь в соответствии со схемой, показанной на рисунке 1.25. Установите номиналы сопротивлений, соответствующие заданному преподавателем варианту (N) (см. таблицу 1.4). К узлу а – следует присоединить концы амперметров с одинаковой полярностью.

Примечание. При сборке схемы внимательно соблюдайте полярность амперметров, вольтметров, источников ЭДС и тока.

Таблица 1.4 – Варианты (N) для эксперимента «Законы Кирхгофа»

N E1 E2 R1 R2 R3
  [В] [В] [Ом] [Ом] [Ом]
-1
-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

4. Введите в поле изображенное на рисунке 1.25 значение R (Ом) согласно заданному варианту таблицы 1.4.

5. Представьте собранную схему для проверки преподавателю. После проверки приступать к выполнению эксперимента «Закон Кирхгофа».

Пошаговый порядок выполнения эксперимента «Законы Кирхгофа».

Первый закон Кирхгофа.

1. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER(рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS IIв положение I(включен). Загорятся светодиод Питаниена плате и индикатор включения питания на панели NI ELVIS II.

2. Чтобы начать измерения нажмите на панели управления (рисунок 1.23) кнопку (1) Старт/Стоп, затем поставьте галочку в поле (3) Смещ. 0.

3. Установите соответствующие заданному преподавателем варианту (см. таблицу 1.4) значения источников напряжения, Е1: + Е (VPS+) и Е2: -Е (VPS-). Приборы А1, А2, А3 покажут токи в исследуемой цепи. Нажмите Запись. Затем нажмите кнопку (8) панели управления (рисунок 1.23), откроется файл MS Excel. Необходимо убедитесь в том, что в указанный файл были записаны данные измерительных приборов. Данные этого файла будут необходимы при подготовки отчета о лабораторной работе.

4. Нажмите Стоп, затем Новый график.

Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER (рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS II в положение О (выключен).

Второй закон Кирхгофа.

5. Щелчком по кнопке Следующий (>>) на рабочем поле откройте новую схему (рисунок 1.26).

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 1.26

6. Подключите к схеме вольтметры в соответствии со схемой рисунок 1.26.

Примечание. При сборке схемы будьте внимательны по отношению к полярности амперметров, вольтметров и источников ЭДС и тока.

7. Представьте собранную схему для проверки преподавателю.

8. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER(рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS IIв положение I(включен). Загорятся светодиод Питаниена плате и индикатор включения питания на панели NI ELVIS II.

9. Чтобы начать измерения нажмите на панели управления (рисунок 1.23) кнопку (1) Старт/Стоп, затем поставьте галочку в поле (3) Смещ. 0.

10. Установите соответствующие заданному преподавателем варианту (см. таблицу 1.4) значения источников напряжения, Е1: + Е (VPS+) и Е2: -Е (VPS-). Приборы А1, А2, А3 и V1, V2, V3 покажут токи и напряжения в исследуемой цепи. Нажмите Запись. Затем нажмите кнопку (8) панели управления (рисунок 1.23), откроется файл MS Excel. Необходимо убедитесь в том, что в указанный файл были записаны данные измерительных приборов. Данные этого файла будут необходимы при подготовки отчета о лабораторной работе.

11. Нажмите Стоп.

12. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER (рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS II в положение О (выключен).

3 эксперимент: «Изучения источника постоянного напряжения».Приборы и компоненты:

1. Резистивные переключатели x10 Ом и x100 Ом;

2. Источник напряжения (+Е);

3. Вольтметр (V1);

4. Амперметр (A1).

Подготовка к проведению эксперимента

1. Закрыть Панель управления, нажав на крестик в правом верхнем углу. В результате будет доступно Главное меню(рисунок 1.20).

2. Из главного меню двойным щелчком выберите эксперимент «Изучения источника постоянного напряжения». Нажмите кнопку Следующий (>>) на панели инструментов. Откроется заранее подготовленное в соответствии с рисунком 1.27 изображение электрической схемы лабораторной работы с установленными на ней полями компонентов и приборов.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 1.27

4. Соберите на плате цепь в соответствии со схемой на рисунке 1.27. Установите номинал внутреннего сопротивления Исследование зависимости при - student2.ru , соответствующий заданному преподавателем варианту (N) в соответствии с таблицей 1.5.

Таблица 1.5 – Варианты (N) для эксперимента

N r0 E
[Ом] [В]
 

5. Введите в поле значения Исследование зависимости при - student2.ru на рабочем поле лицевой панели величину, соответствующую номиналу установленного на плате резистора, эмулирующего внутреннее сопротивление источника.

6. Установите ручку потенциометра x100 Ом в положение 500 Ом, это значение будет использоваться в качестве сопротивления нагрузки R.

7. Представьте собранную схему для проверки преподавателю.

Пошаговый порядок выполнения эксперимента «Изучения источника постоянного напряжения».

1. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER(рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS IIв положение I(включен). Загорятся светодиод Питаниена плате и индикатор включения питания на панели NI ELVIS II.

2. Чтобы начать измерения нажмите на панели управления (рисунок 1.23) кнопку (1) Старт/Стоп, затем поставьте галочку в поле (3) Смещ. 0.

3. Установите напряжение холостого хода (в отсутствие тока нагрузки) равным 10В. Для этого отключите один из проводов от потенциометра Rот схемы, вращая ручку Е(VPS+) на рабочем поле, установите значение напряжения 10 В, нажмите Запись, подключите нагрузку Rобратно.

4. Для снятия внешней характеристики, вращая ручку потенциометра x100 Ом, пошагово увеличивайте сопротивление цепи от 500 до 1000 Ом, с шагом 100 Ом. На каждом шаге, нажимая Запись,записывайте показания приборов А1 и V1 в файл MS Excel. Данные этого файла будут необходимы при подготовки отчета о лабораторной работе.

5. Щелчком по иконке MS Excelоткройте файл данных и сохраните его.

6. Нажмите Стоп.

7. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER (рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS II в положение О (выключен).

4 эксперимент: «Изучения источника постоянного тока».Приборы и компоненты:

1. Потенциометры x10 Оми x100 Ом;

2. Источник тока (+J);

3. Вольтметр (V1);

4. Амперметр (A1).

Подготовка к проведению эксперимента

1. Закрыть Панель управления, нажав на крестик в правом верхнем углу. В результате будет доступно Главное меню(рисунок 1.20).

2. Из главного меню двойным щелчком выберите эксперимент «Изучения источника постоянного тока». Нажмите кнопку Следующий (>>) на панели инструментов. Откроется заранее подготовленное в соответствии с рисунком 1.28 изображение электрической схемы лабораторной работы с установленными на ней полями компонентов и приборов.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 1.28

3. Соберите на плате цепь в соответствии со схемой на рисунок 1.28. Установите номинал внутреннего сопротивления Исследование зависимости при - student2.ru , соответствующей заданному преподавателем варианту из таблицы 1.6.

4. Введите в поле значения Исследование зависимости при - student2.ru на рабочем поле лицевой панели величину, соответствующую номиналу установленного на плате резистора.

Таблица 1.6

N +J r0
[мА] [Ом]
 

5. В качестве сопротивления нагрузки Rбудет использоваться потенциометр x10 Ом. Установите ручку потенциометра в нулевое положение.

6. Представьте собранную схему для проверки преподавателю.

Пошаговый порядок выполнения эксперимента «Изучения источника постоянного тока».

1. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER(рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS IIв положение I(включен). Загорятся светодиод Питаниена плате и индикатор включения питания на панели NI ELVIS II.

2. Чтобы начать измерения нажмите на панели управления (рисунок 1.23) кнопку (1) Старт/Стоп, затем поставьте галочку в поле (3) Смещ. 0.

3. Установите ток короткого замыкания (сопротивление нагрузки равно нулю) равным 10мА.

4. Для снятия внешней характеристики, вращая ручку потенциометра x10 Ом, пошагово увеличивайте сопротивление цепи (от 0 до 50 Ом с шагом 10 Ом). На каждом шаге, нажимая Запись,записывайте показания приборов.

5. Снимите внешние характеристики для двух дополнительных вариантов внутреннего сопротивления, заданных преподавателем.

6. Щелчком по иконке MS Excelоткройте файл данных и сохраните его.

7. Нажмите Стоп.

8. Установите переключатель PROTOTYPING BOARD POWER (рисунок 1.12) на рабочей станции NI ELVIS II в положение О (выключен).

Обработка экспериментальных данных

Необходимо провести расчёты в соответствии с требованиями раздела пошаговый порядок выполнения экспериментов лабораторной работы.

Для 1 эксперимента необходимо:

1. По данным 1 эксперимента рассчитайте сопротивление Исследование зависимости при - student2.ru на каждом шаге измерения, определите относительную погрешность Исследование зависимости при - student2.ru и среднее значение сопротивления Исследование зависимости при - student2.ru для заданного преподавателем варианта. Результаты расчетов занести в таблицу 1.7.

Таблица 1.7

I=f(U)при R=Const. R=   [Ом]
    N Измерить Рассчитать
V1 A1 R Погрешность σ Среднее значение R
[В] [мА] [Ом] [%] [Ом]
         
       
       
       
       
       
       
       
       
       

2. Исходя из полученных значений постройте график Исследование зависимости при - student2.ruпри Исследование зависимости при - student2.ru.

3. По данным 1 эксперимента рассчитайте сопротивление на каждом шаге измерения для заданного преподавателем варианта значения напряжения источника Исследование зависимости при - student2.ru. Результаты расчетов занести в таблицу 1.8.

4. Исходя из полученных значений, постройте график I = f (R) при Исследование зависимости при - student2.ru.

Таблица 1.8

I=f(R) при U=Const. E=   [В]
    N Установить Измерить Рассчитать
R1 V1 A1 R1
[Ом] [В] [мА] [Ом]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
           

Для 2 эксперимента необходимо:

5. По данным эксперимента рассчитайте сумму токов в узлах aи bдля заданного преподавателем варианта. Результаты расчетов занести в таблицу 1.9.

Таблица 1.9

  N Установить Измерить Рассчитать
  E1   E2   R1   R2   R3   A1   A2   A3   ∑Ia   ∑Ib
[В] [Ом] [мА] [мА]
                     

6. По данным эксперимента рассчитайте сумму ЭДС и падений напряжений контуров I и II для заданного преподавателем варианта. Результаты расчетов занести в таблицу 1.10.

Таблица 1.10

  N Установить Измерить Рассчитать
  Е1   Е2   R1   R2   R3   V1   V2   V3 m n å Ek -åVi k =1 i =1 Контур I m n å Ek -åVi k =1 i =1 Контур II
[В] [Ом] [В] [В] [В]
                     

7. На основании данных из таблицы 1.10 постройте потенциальную диаграмму контура (E1, R1, R3, E2) для заданного преподавателем варианта.

Потенциалы обозначенных в схеме (рисунок 1.26) точек при известных токах определятся следующим образом: Исследование зависимости при - student2.ru Исследование зависимости при - student2.ru Исследование зависимости при - student2.ru Исследование зависимости при - student2.ru Исследование зависимости при - student2.ru .

Для 3 эксперимента необходимо:

8. По данным эксперимента рассчитайте внутреннее сопротивление Исследование зависимости при - student2.ru и падение напряжения Исследование зависимости при - student2.ru для внешней характеристики, заполните таблицу 1.11. Сравните величины номиналов установленных на плате элементов со значениями, рассчитанными на основании экспериментально полученных данных.

Таблица 1.11

  N Установить Измерить Рассчитать
r0 E R V1 A1 ΔU ΔI r0
[Ом] [В] [Ом] [В] [мА] [В] [мA] [Ом]
    хх          
         
         
         
         
         
         

9. По данным эксперимента постройте внешнюю характеристику.

Для 4 эксперимента необходимо:

10. По данным эксперимента рассчитайте внутреннее сопротивление Исследование зависимости при - student2.ru для каждой характеристики и заполните таблицу 1.12.

Таблица 1.12

  N Установить Измерить Рассчитать
r0 +J R V1 A1 ΔU ΔI r0
[Ом] [мА] [Ом] [В] [мА] [В] [мА] [Ом]
             
         
         
         
         
         

11. Сравните величины номиналов установленных на плате элементов со значениями, рассчитанными на основании экспериментально полученных данных.

Содержание отчета

Каждый студент, выполнивший лабораторную работу, должен оформить отчет и предоставить его преподавателю.

Отчет должен содержать:

1. Название и цель работы.

2. Принципиальные схемы исследуемых цепей.

3. Таблицы экспериментальных и расчетных данных.

4. Графики зависимостей, полученных в результате эксперимента и расчета.

5. Выводы по результатам работы, в которых должна быть дана оценка исследуемых явлений, подтверждение в выполнении законов, объяснение характера кривых.

Отчет должен иметь титульный лист с указанием Ф.И.О. студента, номера группы и даты выполнения работы.

Контрольные вопросы

1. Понятие электрическая цепи, ее элементы, схема замещения и топология электрической цепи: ветвь, контур, узел.

2. Сформулируйте законы Кирхгофа для цепей постоянного тока.

3. Сколько независимых уравнений необходимо составить по первому и второму законам Кирхгофа для определения токов в ветвях?

4. Величины, каких ЭДС и падений напряжений в контурах схемы следует считать положительными, а какие – отрицательными при составлении уравнений по второму закону Кирхгофа?

5. Как производится расчет сложной электрической цепи постоянного тока методом непосредственного применения законов Кирхгофа?

6. Записать уравнения по первому и второму законам Кирхгофа для электрических схем по заданию преподавателя.

7. Каковы основные соотношения при последовательном и параллельном соединении потребителей постоянного тока?

8. Запишите уравнения энергетического баланса для цепей постоянного тока.

9. Что отражает потенциальная диаграмма и ка по ней определяются токи в ветвях электрической цепи?

10. В какой последовательности необходимо откладывать сопротивления резистивных элементов при построении потенциальной диаграммы?

11. Можно ли определить направление тока через резистивный элемент, зная величины потенциалов на его зажимах?

12. Может ли оказаться, что несколько точек электрической цепи имеют нулевой потенциал, если заземлена только одна точка?

13. Изменится ли токораспределение в электрической цепи, если заземлить одну из ее точек?

14. Построить потенциальную диаграмму для контуров электрической цепи по заданию преподавателя.

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Основная учебная литература

1. Немцов М.В. Электротехника и электроника (6-е изд., стер.) учебник. –М: Академия, 2013. – 480 с. – ISBN: 9785446804320.

2. Электротехника и электроника: Учебное пособие для вузов / В.В. Кононенко [и др.]; под ред. В.В. Кононенко. – Изд. 6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 784 с. (Серия «Высшее образование». – ISBN 978-5-222-17568-2.

Дополнительная литература

1. Григораш, О. В. Электротехника и электроника : учебник для вузов / О. В. Григораш, Г. А. Султанов , Д. А. Нормов . – Ростов-на-Дону : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. – 462 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-222-13949-3.

2. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. Углубленный курс. Учебник для бакалавров. Изд.12, испр., доп., 2014. – 701 с. – ISBN 978-5-9916-3210-2.

Лабораторная работа 2

Последовательное соединение потребителей однофазного переменного тока. Резонанс напряжений и токов в цепях синусоидального тока (4 ч)

Цель работы:

1. Изучение основных свойств, законов и режимов работы электрической цепи синусоидального тока, содержащей последовательно соединенные резистор и индуктивность. Экспериментальное определение значений параметров элементов, входящих в исследуемую цепь, изучение их влияния на режим ее работы.

2. Изучение основных свойств, законов и режимов работы электрической цепи синусоидального тока, содержащей последовательно соединенные резистор и емкость. Экспериментальное определение значений параметров элементов, входящих в исследуемую цепь, изучение их влияния на режим ее работы.

3. Исследование резонанса в цепи синусоидального тока с последовательно соединенными индуктивностью и емкостью.

4. Исследование резонанса в цепи синусоидального тока с параллельно соединенными индуктивностью и емкостью.

В результате выполнения практического занятия у студента формируются компетенции ПК-10 (владение методами проведения инженерных изысканий), ПК-17 (владение научно-технической информацией, отечественным и зарубежным опытом по профилю деятельности).

Теоретическое обоснование

Синусоидальным током называют ток, изменяющийся во времени по синусоидальному закону (рисунок 2.1)

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.1 – График функции синусоидального тока

Выражения для тока, напряжения и ЭДС в цепи синусоидального тока могут быть представлены в следующем в виде:

Исследование зависимости при - student2.ru (2.1)

Исследование зависимости при - student2.ru (2.2)

Исследование зависимости при - student2.ru (2.3)

где Исследование зависимости при - student2.ru , Исследование зависимости при - student2.ru , Исследование зависимости при - student2.ru – мгновенные значения тока, напряжения и ЭДС; Исследование зависимости при - student2.ru , Исследование зависимости при - student2.ru , Исследование зависимости при - student2.ru – амплитуды (максимальные значения) тока, напряжения и ЭДС; Исследование зависимости при - student2.ru – период; Исследование зависимости при - student2.ru – угловая частота, Исследование зависимости при - student2.ru – частота; Исследование зависимости при - student2.ru – начальная фаза.

Для удобства принято производить отсчет с нулевой начальной фазы напряжения, Исследование зависимости при - student2.ru и соответственно Исследование зависимости при - student2.ru

В электротехнике широко применяется понятие действующего значения синусоидально изменяющейся величины (его называют также эффективным или среднеквадратичным). Действующее значение синусоидального тока определяется следующим образом:

Исследование зависимости при - student2.ru

Действующее значение синусоидального тока численно равно значению такого постоянного тока Исследование зависимости при - student2.ru , который за время, равное периоду синусоидального тока, выделяет на активном сопротивлении такое же количество теплоты, что и при прохождении синусоидального тока с амплитудой Исследование зависимости при - student2.ru .

Все электроизмерительные приборы, предназначенные для измерения синусоидальных токов и напряжений, показывают действующие значения.

Изображение синусоидально изменяющихся величин на комплексной плоскости. На рисунке 2.2 показан синусоидальный ток Исследование зависимости при - student2.ru , представляющий собой на комплексной плоскости вектор Исследование зависимости при - student2.ru .

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.2 – Изображение синусоидальных величин на комплексной плоскости

Синусоидальный ток Исследование зависимости при - student2.ru может быть записан в комплексном виде Исследование зависимости при - student2.ru (точка, поставленная над током Исследование зависимости при - student2.ru , означает, что эта величина изменяется во времени синусоидально) следующим образом:

Исследование зависимости при - student2.ru .

где Исследование зависимости при - student2.ru – комплексная величина, модуль (длина вектора) которой равен Исследование зависимости при - student2.ru ;

Исследование зависимости при - student2.ru – единица измерения по мнимой оси комплексной плоскости;

Исследование зависимости при - student2.ru – угол, под которым вектор Исследование зависимости при - student2.ru проведен к вещественной оси +1 комплексной плоскости, равный начальной фазе. Выражение Исследование зависимости при - student2.ru называют показательной формой записи комплексного числа Исследование зависимости при - student2.ru .

Исследование зависимости при - student2.ru называют алгебраической формой записи комплексного числа Исследование зависимости при - student2.ru .

Исследование зависимости при - student2.ru – вещественная часть комплекса Исследование зависимости при - student2.ru или активная составляющая тока Исследование зависимости при - student2.ru .

Исследование зависимости при - student2.ru – мнимая часть комплекса Исследование зависимости при - student2.ru или реактивная составляющая тока Исследование зависимости при - student2.ru .

Резистивный, индуктивный и емкостной элементы в цепи синусоидального тока. Элементами реальных электрических цепей синусоидального тока являются резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы. Резистивный элемент – это идеализированный схемный элемент, учитывающий выделение теплоты в том или ином элементе реальной электрической цепи. Индуктивный элемент – это идеализированный, элемент представляющий катушку индуктивности без активного сопротивления Исследование зависимости при - student2.ru . Емкостной элемент – это идеализированный элемент, представляющий собой конденсатор без потерь Исследование зависимости при - student2.ru .

Напряжение совпадает с формой вызванного этим напряжением тока только в резистивных цепях, т.е. ток и напряжение в этом случае совпадают по фазе. В цепях с индуктивными и емкостными элементами формы напряжения и тока отличаются друг от друга.

В цепях с индуктивным элементом ток и напряжение связаны следующим выражением: Исследование зависимости при - student2.ru . Если напряжение, приложенное к индуктивному элементу, имеет синусоидальную форму Исследование зависимости при - student2.ru , то ток определится из выражения

Исследование зависимости при - student2.ru , Исследование зависимости при - student2.ru ,

где Исследование зависимости при - student2.ru .

Произведение Исследование зависимости при - student2.ru обозначается Исследование зависимости при - student2.ru и называется индуктивным сопротивлением Исследование зависимости при - student2.ru .

Таким образом, если к индуктивному элементу приложить напряжение гармонической формы, то ток будет отставать от напряжения на 90о (рисунок 2.3, 2.4).

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.3 – Мгновенные токи и напряжение на индуктивном и емкостном элементах. При начальной фазе напряжения равной нулю

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.4 – Мгновенные токи и напряжение на индуктивном и емкостном элементах. При начальной фазе тока равной нулю

В цепях с емкостным элементом ток и напряжение связаны следующим выражением Исследование зависимости при - student2.ru . Если ко входу цепи приложено напряжение синусоидальной формы Исследование зависимости при - student2.ru , то ток через емкостной элемент определится из выражения:

Исследование зависимости при - student2.ru .

Так как множитель Исследование зависимости при - student2.ru имеет размерность тока, обозначим его Исследование зависимости при - student2.ru . Известно, что Исследование зависимости при - student2.ru . Таким образом, ток через емкостной элемент Исследование зависимости при - student2.ru опережает напряжение на 90о (рисунок 3.5, 3.6). Величина Исследование зависимости при - student2.ru обозначается Исследование зависимости при - student2.ru и называется емкостным сопротивлением Исследование зависимости при - student2.ru .

Протекание синусоидальных токов по участкам электрической цепи сопровождается потреблением энергии от источников. Скорость поступления энергии характеризуется мощностью. Под мгновенной мощностью, понимают произведение мгновенного значения напряжения Исследование зависимости при - student2.ru на участке цепи на мгновенное значение тока Исследование зависимости при - student2.ru , протекающего по этому участку:

Исследование зависимости при - student2.ru .

Напряжение и ток на входе на входе нагрузки в общем случае сдвинуты по фазе на угол Исследование зависимости при - student2.ru . Примем начальную фазу напряжения Исследование зависимости при - student2.ru , а начальную фазу тока Исследование зависимости при - student2.ru . При таком условии мгновенные значения напряжения и тока: Исследование зависимости при - student2.ru , Исследование зависимости при - student2.ru .

Таким образом, мгновенная мощность определится следующим образом:

Исследование зависимости при - student2.ru

Мгновенная мощность имеет постоянную составляющую и гармоническую составляющую, частота которой в 2 раза больше частоты напряжения и тока (рисунок 2.5). Мгновенная мощность положительна, когда у напряжения и тока одинаковые знаки, и она отрицательна, когда у напряжения и тока разные знаки.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.5 – График изменения мгновенных значений величин: синусоидальных напряжения, тока и мощности

Когда мгновенная мощность отрицательна, энергия поступает не в нагрузку, а возвращается из нагрузки к источнику ЭДС. Такой возврат энергии источнику питания возможен, так как энергия периодически запасается в магнитном и электрическом полях элементов цепи, входящих в состав нагрузки. Если нагрузка состоит из резистивных элементов, энергия накапливаться в нем не может. В этом случае нет сдвига фаз между напряжением и током. Среднее значение мгновенной мощности за период называется активной мощностью или иногда просто мощностью:

Исследование зависимости при - student2.ru . (2.4)

Активная мощность, получаемая нагрузкой, не может быть отрицательной (рисунок 2.6). Активная мощность измеряется в ватах [Вт].

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.6 – Графики изменения мгновенных значений активной мощности и синусоидальных напряжения и тока, совпадающих по фазе

При Исследование зависимости при - student2.ru будет наблюдаться наибольшее значение активной мощности равное произведению Исследование зависимости при - student2.ru . Эту величину принято назвать полной мощностью и обозначать буквой Исследование зависимости при - student2.ru . Единицей измерения полной мощности является вольтаметр [В Исследование зависимости при - student2.ru А].

Отношение активной мощности Исследование зависимости при - student2.ru к полной Исследование зависимости при - student2.ru равно косинусу угла сдвига фаз между напряжением и током и называется коэффициентом мощности:

Исследование зависимости при - student2.ru . (2.5)

На практике желательно обеспечивать работу электрооборудования при высоком Исследование зависимости при - student2.ru , в идеале Исследование зависимости при - student2.ru . Высокий Исследование зависимости при - student2.ru приводит к уменьшению потерь при передаче энергии по линиям.

При расчетах электрических цепей находит применение так называемая реактивная мощность: Исследование зависимости при - student2.ru , которая положительна при Исследование зависимости при - student2.ru и отрицательна при Исследование зависимости при - student2.ru . Единицей измерения реактивной мощности является вар [Вар]. За один период переменного тока Исследование зависимости при - student2.ru дважды отдается генератором в цепь и дважды он получает ее обратно, т.е. реактивная мощность является энергией, которой обмениваются генератор и приемник.

Мощности Исследование зависимости при - student2.ru можно представить прямоугольным треугольником с катетами Исследование зависимости при - student2.ru и гипотенузой Исследование зависимости при - student2.ru , тогда справедлива следующая зависимость:

Исследование зависимости при - student2.ru .

Резонансный режим работы цепей переменного тока.

В цепи переменного тока, содержащей один или несколько индуктивных или емкостных элементов, подключенных к источнику энергии возможен режим резонанса, при котором ток и напряжение на входе цепи будут совпадать по фазе. В резонансном режиме электрическая цепь ведет себя как активное сопротивление, поэтому ток и напряжение на его входе совпадают по фазе. Реактивная мощность электрической цепи в режиме резонанса равна нулю. Различают два основных вида резонансных режимов: резонанс напряжений и резонанс токов. Резонансный режим на практике используют для уменьшения сдвига фаз между напряжением на приемнике и током, потребляемым от генератора. Такая операция называется компенсацией сдвига фаз.

Резонанс напряженийвозможен на неразветвленном участке электрической цепи, который содержит индуктивный Исследование зависимости при - student2.ru , емкостной Исследование зависимости при - student2.ru и резистивный Исследование зависимости при - student2.ru элементы, т.е. в последовательном колебательном контуре рисунок 2.7.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.7 – Последовательный колебательный контур

По закону Ома комплексная величина тока в контуре определяется

Исследование зависимости при - student2.ru ,

где Исследование зависимости при - student2.ru – комплексное входное сопротивление, Исследование зависимости при - student2.ru – его модуль (полное сопротивление), Исследование зависимости при - student2.ru – его аргумент.

Действующее значение тока: Исследование зависимости при - student2.ru .

Режим работы неразветвленного участка цепи, при котором ее ток и напряжение совпадают по фазе Исследование зависимости при - student2.ru , Исследование зависимости при - student2.ru , называется резонансом напряжений. В режиме резонанса напряжение на емкостном и напряжение на индуктивном элементах равны и находятся в противофазе рисунок 2.8.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.8 – Векторная диаграмма напряжений при последовательном резонансе

Резонансного режима можно достичь, изменяя частоту приложенного к цепи напряжения или параметры цепи: индуктивность катушки и емкость конденсатора. Величины угловой частоты Исследование зависимости при - student2.ru , индуктивности Lo и емкости Co, в резонансном режиме: Исследование зависимости при - student2.ru

Если напряжение U на зажимах цепи и активное сопротивление R цепи не изменяются, то ток при резонансе имеет наибольшее значение, равное Исследование зависимости при - student2.ru и не зависящее от величин реактивных сопротивлений. Напряжения на емкостном и индуктивном элементах могут во много раз превысить напряжение питания, если Исследование зависимости при - student2.ru , где Исследование зависимости при - student2.ru – характеристическое (волновое) сопротивление колебательного контура. Отношение Исследование зависимости при - student2.ru определяет кратность превышения напряжения на зажимах индуктивного и емкостного элементов над напряжением питания и называется добротностью контура.

Практическое значение имеют зависимости действующих или амплитудных значений токов и напряжений от частоты для цепей, в которых возможен резонанс. Эти зависимости называются резонансными кривыми (рисунок 2.9).

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.9 – Резонансные кривые

Для оценки избирательных свойств электрической цепи введено понятие ширины резонансной кривой или полосы пропускания контура, которую определяют как разность верхней ωВ и нижней ωН частот, между которыми Исследование зависимости при - student2.ru . Чем выше добротность Q, тем уже полоса пропускания контура (рисунок 2.10).

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.10 – Зависимость полосы пропускания контура от его добротности

На рисунке 2.11 представлены векторные диаграммы напряжений на элементах цепи до режима резонанса напряжений (а), в режиме резонанса напряжений (б) и после режима резонанса напряжений (в), соответственно. В режиме резонанса напряжений векторы напряжений на индуктивном и емкостном элементах Исследование зависимости при - student2.ru и Исследование зависимости при - student2.ru больше вектора входного напряжения Исследование зависимости при - student2.ru

Исследование зависимости при - student2.ru

а) б) в)

Рисунок 2.11

Резонанс токов возникает в параллельном колебательном контуре (рисунок 2.12).

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.12 – Параллельный колебательный контур

При напряжении питания Исследование зависимости при - student2.ru комплексное значение общего тока будет равно:

Исследование зависимости при - student2.ru ,

где Исследование зависимости при - student2.ru

Исследование зависимости при - student2.ru – комплексная проводимость цепи;

Исследование зависимости при - student2.ru – ее модуль (полная проводимость);

Исследование зависимости при - student2.ru – аргумент.

Действующее значение тока I

Исследование зависимости при - student2.ru .

При угловой частоте Исследование зависимости при - student2.ru индуктивная Исследование зависимости при - student2.ru и емкостная Исследование зависимости при - student2.ru проводимости ветвей одинаковы Исследование зависимости при - student2.ru , угол сдвига фаз тока и напряжения Исследование зависимости при - student2.ru . Полная проводимость цепи Исследование зависимости при - student2.ru , и общий ток Исследование зависимости при - student2.ru . Если напряжение Исследование зависимости при - student2.ru на зажимах цепи и активная проводимость Исследование зависимости при - student2.ru цепи не изменяются, то общий ток при резонансе имеет наименьшее значение. Токи в индуктивном и емкостном элементах равны по величине и находятся в противофазе. Векторная диаграмма при резонансе токов представлена на рисунке 2.13.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.13 – Векторная диаграмма токов при параллельном резонансе

Если в ветвях с индуктивным и емкостным элементами включены резисторы Исследование зависимости при - student2.ru и Исследование зависимости при - student2.ru , то условием резонанса токов в цепи будет равенство индуктивной и емкостной проводимостей ветвей (рисунок 2.14):

Исследование зависимости при - student2.ru , резонансная частота Исследование зависимости при - student2.ru .

Добротность для параллельного контура Исследование зависимости при - student2.ru определяет кратность превышения тока в индуктивном и емкостном элементах над общим током в режиме резонанса. Резонансные свойства контура характеризуют также величиной, носящей название затухание контура Исследование зависимости при - student2.ru .

Исследование зависимости при - student2.ru Исследование зависимости при - student2.ru

а) б)

Рисунок 2.14 – Электрическая схема (а) и векторная диаграмма (б) параллельного колебательного контура в режиме резонанса

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) тока Исследование зависимости при - student2.ru и фазо-частотная характеристика (ФЧХ) Исследование зависимости при - student2.ru параллельного контура приведены на рисунке 2.15.

Исследование зависимости при - student2.ru

Рисунок 2.15

Оборудование и материалы

Аналогично лабораторной работы 1.

Наши рекомендации