Рактическая работа в семестре
УДК 621.38.061
ББК 30.2-5-05
П 237
Рецензент
Доцент кафедры «Промышленная электроника» ТГУ, к.т.н. Позднов М.В.
Певчев В.П.Методическое пособие по лабораторным работам по дисциплине «Компьютерные технологии в научных исследованиях 2»/ В.П. Певчев. - Тольятти : ТГУ, 2014. - 28с.
Пособие содержит описания семи лабораторных работ по курсу " Компьютерные технологии в научных исследованиях ", выполняемых в семестре 10 (А) в компьютерном классе в диалоговом режиме, в ходе которого студент каждую неделю демонстрирует ход работ и их результаты с использованием компьютера и проектора.
УДК 621.38.061
ББК30.2-5-05
© Тольяттинский государственный университет, 2014
Введение
Целью лабораторного курса является изучение анализа, систематизации и обобщения научно-технической информации по теме диссертационного исследования, получение навыков использования средств HTML и JavaScript в научных исследованиях, научиться строить полезные компьютерные приложения, которые можно было бы запускать на локальном компьютере.
В курсе студент изучает организацию доступа к информационным ресурсам в локальных и глобальных компьютерных сетях, гипертекст и гиперссылки; HTML, возможности дистанционного обучения.
Задачи курса:
1. Изучение средств библиографического поиска с использованием современных информационных технологий;
2. Освоение использования типовых программных продуктов, ориентированных на решение научных, проектных и технологических задач электроники;
3. Освоение подготовки результатов исследований для опубликования в научной печати, а также составления обзоров, рефератов, отчетов и докладов
Компетенции, формируемые в результате прохождения интерактивного курса:
- готовность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК - 6);
- способность анализировать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников (ПК - 7);
- способность разрабатывать технологическую документацию на проектируемые устройства, приборы и системы электронной техники (ПК - 13);
- способность разрабатывать с использованием современных языков программирования и обеспечивать программную реализацию эффективных алгоритмов решения сформулированных задач (ПК - 17);
В результате изучения курса:
1. студент должен уметь:
- использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности;
- выполнять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно– технической информации по теме исследования, выбирать методики и средства решения задачи;
- готовить научно–технические отчеты, обзоры, рефераты, публикации по результатам выполненных исследований, готовить и представлять доклады на научные конференции и семинары;
2. студент должен владеть:
- современными программными средствами моделирования, оптимального проектирования и конструирования приборов, схем и устройств электроники и наноэлектроники различного функционального назначения;
- способностью анализировать состояние научно-технической проблемы путем подбора, изучения и анализа литературных и патентных источников;
- способностью разрабатывать проектно–конструкторскую документацию в соответствии с методическими и нормативными требованиями;
абораторная работа №1
Нажмите кнопку "Сброс", затем выберите верные ответы на вопросы.
1.Что такое HTML-программа?
- Документ, который показывает браузер;
- Интернетовская WEB-страница;
- Текст на языке HTML;
- Список тегов.
2.Кто выполняет HTML-программу?
- Человек;
- Браузер;
- Компилятор;
- Windows.
3.Записывая на HTML абзац, Петя Умников между двумя соседними словами поставил пять пробелов. Сколько пробелов увидит он в браузере?
- пять;
- один;
- ни одного;
- два.
4.Записывая на HTML свое имя, Иван Гавриков написал так:
<P> Иван Гавриков </P> |
Как покажет этот текст браузер?
- В две строки
- В одну строку с двумя пробелами
- В одну строку с одним пробелом
- Не покажет вовсе.
5.Какая из трех программ задает вывод текста в две строки:
программа 1 | программа 2 | программа 3 |
<P> Иван<BR> Гавриков<BR> </P> | <P> Иван<BR> Гавриков </P> | <P> Иван<BR>Гавриков |
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку "Проверка".
абораторная работа №2
Нажмите кнопку "Сброс", затем выберите верные ответы на вопросы.
1.Посмотрите следующий документ
Разговор двух друзей
Ниже приводится разговор двух друзей который, как известно, закончился изрядной потасовкой.
- Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали, - сказал Незнайка. - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.
- А вот и не лопну, - ответил Гунька, - Очень мне нужно лопаться!
- Лопнешь, лопнешь! - уверял Незнайка. - Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.
"Незнайка в Солнечном городе"
Николай Носов
Отметьте ошибки в его оформлении:
Цветовое решение документа
Уровень заголовка
Выделение больших фрагментов размером шрифта и жирностью
Неверно оформлена цитата
Неверно оформлен источник цитаты
2.Исправьте замеченные ошибки оформления следующего документа:
<HTML>
<HEAD>
<META http-equiv="Content-Type"
content="text/html; charset=windows-1251">
<TITLE>Урок 2. Задание 1</TITLE>
</HEAD>
<BODY>
<H4 align=center> Разговор двух друзей</H4>
<HR>
<BIG>
<BIG>
<P>
Ниже приводится разговор двух друзей который, как
известно, закончился изрядной потасовкой.
</BIG>
</BIG>
<STRONG>
<P>
- Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали, - сказал
Незнайка. - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.
<P>
- А вот и не лопну, - ответил Гунька, - Очень мне
нужно лопаться!
<P>
- Лопнешь, лопнешь! - уверял Незнайка. - Такая, брат,
штука! Ты и во сне не видел.
</STRONG>
<P align = right>
"<CITE>Незнайка в Солнечном городе</CITE>"<BR>
Николай Носов
</BODY>
</HTML>
3.Какие команды способны изменить цвет фона документа.
команда <HTML>...</HTML>
команда <BODY>...</BODY>
команда <FONT>...</FONT>
команда <P>...</P>
команда <BIG>...</BIG>
4.Какие команды способны изменить цвет шрифта.
команда <HTML>...</HTML>
команда <BODY>...</BODY>
команда <FONT>...</FONT>
команда <P>...</P>
команда <BIG>...</BIG>
5.Какой командой выделяются небольшие цитаты и текстовые ссылки.
команда <CITE>...</CITE>
команда <BLOCKQUOTE>...</BLOCKQUOTE>
6.Какой командой выделяются большие многостроковые цитаты.
команда <CITE>...</CITE>
команда <BLOCKQUOTE>...</BLOCKQUOTE>
7.Каким способом можно выделить элементы текста
размером шрифта
цветом
плотностью шрифта (жирностью)
курсивом
смещением от границы полей
8.Запишите имя команды (без символов "< >"), при помощи которой можно увеличить размер шрифта
9.Запишите имя команды (без символов "< >"), при помощи которой можно уменьшить размер шрифта
10.Запишите имя атрибута команды <FONT>, при помощи которой можно изменить цвет шрифта
11.Запишите имя команды, предназначенной для выделения элементов текста
12.При помощи какой команды можно у абзацев делать красные строки и выводить на экран таблицы, схемы и другую сложную информацию.
13.При помощи какого атрибута команды <P> можно изменить выравнивание абзаца по горизонтали.
14.Запишите имя атрибута команды <P> и значение параметра для выравнивания абзаца по центру.
15.Запишите имя атрибута команды <P> и значение параметра для выравнивания абзаца по правому краю.
16.Какой командой можно отцентрировать сразу несколько абзацев.
17.Какой командой можно отцентрировать одновременно заголовок и абзац.
18.Как вывести эти символы на экран браузера.
- <
- >
- пробел
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку "Оценка".
абораторная работа №3
Нажмите кнопку "Сброс", затем выберите верные ответы на вопросы.
1.Запишите имя команды для задания маркированного списка
2.Запишите имя команды для задания нумерованного списка
3.Запишите имя атрибута для задания вида метки списка
4.Какая программа формирует следующий список:
§ Все, что может испортиться - портится. § Все, что не может испортиться - портится тоже. | |||||
<UL type=disc> <LI>... <LI>... </UL> | <UL type=circle> <LI>... <LI>... </UL> | <UL type=square> <LI>... <LI>... </UL> |
5.Какая программа формирует список:
v. Если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно. vi. Если на вид она трудна, значит, выполнить ее абсолютно невозможно. |
<UL type=i start=5> <LI>... <LI>... </UL> | <OL type=i start=5> <LI>... <LI>... </OL> | ||
<OL type=i start=v> <LI>... <LI>... </OL> | <OL type=v> <LI>... <LI>... </OL> |
6.Какая программа формирует следующий список:
5. Закон избирательного тяготения. Предмет упадет таким образом, чтобы нанести наибольший ущерб. · Следствие Дженнинга. Вероятность того, что бутерброд упадет маслом вниз прямо пропорциональна стоимости ковра. · Следствие Клипштейна. Уронят самую хрупкую деталь. 6. Любой предмет, если его уронят, закатывается в самый недоступный угол. · Следствие. Закатываясь в угол, он ударит вас по пальцам ноги. |
<OL type=1 start=1> <LI>... <UL type=disc> <LI>... <LI>... </UL> <LI>... <UL type=disc> <LI>... </UL> </OL> | <OL type=1 start=1> <LI>... <UL type=disk> <LI>... <LI>... </UL> <LI>... <UL type=disk> <LI>... </UL> </OL> | ||
<UL type=1 start=1> <LI>... <OL type=disc> <LI>... <LI>... </OL> <LI>... <OL type=disc> <LI>... </OL> </UL> | <UL type=1 start=1> <LI>... <UL type=disc> <LI>... </UL> <LI>... <UL type=disc> <LI>... </UL> </UL> |
7.Отметьте строки, содержащие ошибки c точки зрения браузера.
<ol type=1> | |
<LI> | |
<UL type=i> | |
<Li> | |
<UL type=disk> | |
<LI> | |
</UL> | |
</UL> | |
</OL> |
8.Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку "Оценка".
абораторная работа №4
Нажмите кнопку "Сброс", затем выберите верные ответы на вопросы.
1.Запишите имя команды для задания гиперссылки
2.Запишите имя атрибута команды <A> для задания гиперссылки
3.Запишите имя атрибута команды <A> для задания метки внутри программы
4.Однажды Иван Ломтиков программировал гипертекст -- справочник по животным. В начало страницы он захотел поместить список зверей, а ниже -- их описание. Подумав немного, он решил каждый элемент списка сделать гиперссылкой. У него получилась такая программа:
... <UL> <LI><A href=#волк></A>волк <LI><A href=#цыпа></A>цыпа </UL> <HR> <A name=волк></A> <P> Волк - плохой зверь. Кусается. <HR> <A name=цыпа></A> <P> Цыпа - хороший зверь (птица). Не кусается, несет яйца. Вкусные. <HR> ... |
Почему браузер не показывает ссылки?
Ссылки нельзя записывать внутри списков | Метки нужно записывать так: <A name=#волк></A> <A name=#цыпа></A> | ||
Ссылки нужно записать так: <A href=#волк>волк</A> <A href=#цыпа>цыпа</A> | Имя метки нужно записывать в кавычках. |
5.В другой раз, Иван Ломтиков решил улучшить свой справочник и сделать его многофайловым гипертекстом. В файл 00.htm Иван поместил содержание справочника, а в файлы 01.htm и 02.htm -- описания животных.
Все файлы Иван поместил в один каталог.
Файл 00.htm | Файл 01.htm | Файл 02.htm |
... <UL> <LI><A href=01.htm>волк</A> <LI><A href=02.htm>цыпа</A> </UL> ... | ... <BODY> <P> Волк - плохой зверь. Кусается. </BODY> ... | ... <BODY> <P> Цыпа - хороший зверь (птица). Не кусается, несет яйца. Вкусные. </BODY> ... |
Отметьте верные утверждения:
Программы написаны правильно
Ссылки не будут видны на экране
Иван забыл разместить в файлах 01.htm и 02.htm метки
Перед именем файла в ссылках нужно записывать символ "#"
Ссылки заданы правильно
В файле 01.htm должен быть тег <A name=волк>
В файле 02.htm должен быть тег <A name=цыпа>
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку "Оценка".
абораторная работа №5
Нажмите кнопку "Сброс", затем выберите верные ответы на вопросы.
1.Запишите имя команды для задания картинки
2.Запишите имя атрибута для задания файла с картинкой
3.Запишите имя атрибута для задания надписи
4.Запишите имя атрибута для задания положения картинки
5.Запишите имя атрибута для задания толщины рамки
6.Задавая разные значения атрибутам width, height, можно изменить размер картинки на диске.
- да;
- нет.
7.Какой графический формат можно использовать для передачи высококачественных фотографий?
- jpg;
- gif.
8.Файл какого графического формата может содержать мультипликацию?
- jpg;
- gif.
9.
Бабочка крапивница зимовала в стогу. Солнце нагрело стог, и заструилось от него тепло. К теплу, на припек, и выползла неловкая и сонная бабочка... Крапивница отогрелась и затрепетала от нетерпения. Качнулся ветерок, она вспорхнула и понеслась. "Теплая струйка" Н.Сладков | Установите атрибуты команды IMG в соответствие с видом картинки в документе.
|
Бабочка крапивница зимовала в стогу. Солнце нагрело стог, и заструилось от него тепло. К теплу, на припек, и выползла неловкая и сонная бабочка... Крапивница отогрелась и затрепетала от нетерпения. Качнулся ветерок, она вспорхнула и понеслась. "Теплая струйка" Н.Сладков | Установите атрибуты команды IMG в соответствие с видом картинки в документе.
|
Бабочка крапивница зимовала в стогу. Солнце нагрело стог, и заструилось от него тепло. К теплу, на припек, и выползла неловкая и сонная бабочка... Крапивница отогрелась и затрепетала от нетерпения. Качнулся ветерок, она вспорхнула и понеслась. "Теплая струйка" Н.Сладков | Установите атрибуты команды IMG в соответствие с видом картинки в документе.
|
Бабочка крапивница зимовала в стогу. Солнце нагрело стог, и заструилось от него тепло. К теплу, на припек, и выползла неловкая и сонная бабочка... Крапивница отогрелась и затрепетала от нетерпения. Качнулся ветерок, она вспорхнула и понеслась. | Установите атрибуты команды IMG в соответствие с видом картинки в документе.
|
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку "Оценка".
абораторная работа №6
Нажмите кнопку "Сброс", затем ответьте на вопросы.
1.Запишите имя тега, в котором задается фоновая картинка.
2.Запишите имя атрибута, задающего фоновую картинку.
3.Посмотрите вызываемый по ссылке документ-картинку. Впишите ответы на вопросы (движение по полям ввода удобно выполнять клавишей TAB):
Заголовок документа? | |
Надпись рисунка? | |
Ширина рисунка? | |
Высота рисунка? | |
Имя файла с рисунком? | |
Имя каталога с рисунком? | |
Имя файла с программой? | |
Автор программы? | |
4.Дима Мочалкин не смог закончить программу, так как забыл имена некоторых ключевых слов. Помогите человеку!
<HTML> <HEAD> <META http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251"> <TITLE>Чеширский Котик</TITLE> </HEAD> <BODY =./pic/fon4.gif text=black> <BLOCKQUOTE> <P> < =./pic/cheshr.jpg border=1 hspace=10 ="Чеширский Котик" =left> - Чеширский Котик, скажите, пожалуйста, как мне выйти из этого леса?<BR> - Это зависит, - ответил Кот, - от того, куда ты хочешь попасть.<BR> - А мне все равно куда, - объяснила Алиса.<BR> - Значит, - твердо сказал Кот, - все равно как. </BLOCKQUOTE> <P =right> < >"Приключения Алисы в стране Чудес"</ ><BR> Л.Кэролл <HR> </BODY> </HTML> | |
|
5.Ниже показан вид двух документов. Программы, которые их строят, отличаются только значением атрибута команды . В программе первого документа этот атрибут имеет значение , во второй -- . В программах нет ни одной команды IMG. Как же так? Ведь на экране картинки?
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку "Оценка".
абораторная работа №7
Нажмите кнопку "Сброс", затем ответьте на вопросы.
1.Запишите имя команды, которой задается таблица.
2.Запишите имя команды, которой задается строка таблицы.
3.Запишите имя команды, которой задается ячейка таблица.
4.Помогите Пете Трясогузкину правильно задать таблицу.
| <TABLE = > < =aqua> < > </ > < > </ > </ > < > < > </ > < =yellow> </ > </ > </TABLE> |
5.Кузя Ивашкин придумал хитрую таблицу. А вы сможете описать ее на HTML?
| <TABLE = > < =aqua> < = > </ > </ > < > < = > </ > < > </ > </ > < > < > </ > </ > </TABLE> |
6.Отметьте верные высказывания
Существует атрибут для задания ширины таблицы | Существует атрибут для задания высоты таблицы |
Для таблицы можно задать фоновый рисунок | Можно задать фоновый рисунок для отдельной строки таблицы |
Можно задать фоновый рисунок для отдельной ячейки таблицы | Можно задать цвет фона для отдельной строки таблицы |
Можно задать цвет фона для отдельной ячейки таблицы | Команда TH задает ячейку таблицы |
Команда TD задает ячейку таблицы | Таблицу можно выровнять по вертикали |
Внутри ячейки таблицы можно задать другую таблицу | Таблица - это линейный список элементов |
Линии границ таблицы можно сделать невидимыми | В строках таблицы можно задать разное (не одинаковое) число ячеек. |
Таблица на HTML задается по строкам | Таблица на HTML задается по столбцам |
Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку "Оценка".
рактическая работа в семестре
Практическая работа в студента в семестре заключается формированию базы знаний по теме диссертационной работе:
- Разработка структуры базы знаний.
При этом рекомендуется использовать в качестве её основы HTML– документы, однако по желанию студента он может использовать иной формат;
- Наполнение базы знаний.
База знаний должна содержать в обязательном порядке текстовую, фактографическую информацию, а также ссылки на Internet– ресурсы.
Рекомендуется в качестве отдельного раздела базы знаний формировать и в последующем наращивать текстовое содержание диссертации, автореферата, отчётов о работе в очередном семестре и по практикам. Ведение такого раздела позволит в текущем и последующих семестрах магистратуры упростить процедуру обязательных отчётов студента на заседаниях кафедры, так как одна и та же информация, как правило, дублируется в различных документах.
Рекомендуется в качестве отдельного раздела базы знаний формировать бланк компьютерной презентации в формате Microsoft Power Point и модифицировать его для очередного доклада.
При выполнении практической работы по дисциплине студент каждую неделю демонстрирует с использованием компьютера и проектора одногруппникам ход работы над диссертацией и его результаты. Это позволит вести регулярное коллективное обсуждение диссертационной работы и повысить её качество.
Литература
1. Дейв Раггетт Спецификация HTML 3.2
2. Чувахин Н.. Практическое руководство по HTML