Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы №13
1.Тема учебной программы: «Электрические машины постоянного тока».
2.Тема работы: «Снятие параметров генератора постоянного тока с параллельным возбуждением и построение графиков».
3.Цель работы: Научить снимать параметры генератора постоянного тока и строить графики.
4.Материально-техническое оснащение:
лабораторный стол с комплектом оборудования, лампы накаливания, электроизмерительные приборы, соединительные провода.
5.Теоретическая часть:
Генератор постоянного тока состоит из статора и вращающегося якоря. На статоре укреплены полюсы, на которых помещается обмотка возбуждения.
Якорь представляет собой цилиндр, набранный из листовой стали, в пазы которого укладывается обмотка. Якорь генератора приводится во вращение асинхронным двигателем, при этом частота вращения асинхронного двигателя должна соответствовать номинальной частоте вращения якоря генератора, а мощность должна превышать номинальную мощность генератора. В обмотке якоря, вращающейся в магнитном поле, наводится ЭДС, и в нагрузке проходит ток. Для изменения тока в обмотке возбуждения применяется регулировочный реостат.
У генератора с параллельным возбуждением обмотка возбуждения присоединена к зажимам якоря параллельно цепи нагрузки. Для возбуждения такого генератора необходимо, чтобы магнитный поток созданный током возбуждения, совпадал с потоком остаточного магнетизма. В этом случае магнитный поток нарастает и увеличивается индуцируемая ЭДС. Этот процесс самовозбуждения длится до тех пор, пока ЭДС не станет равной падению напряжения в обмотке возбуждения, т.е.: Е=Iв∙Rв .
Если генератор не возбуждается, то необходимо изменить направление тока возбуждения.
6.Практическая часть:
-снятие параметров генератора постоянного тока с параллельным возбуждением;
-построение графиков.
6.1.Техника безопасности при выполнении работы:
Перед выполнением сборки цепей убедиться, что лабораторный стол обесточен. При выполнении работы не прикасаться к неизолированным проводам, соединительным зажимам и другим частям цепей, которые могут оказаться под напряжением. Любые изменения в схеме производить только после отключения питания. При возникновении во время выполнения работы неисправностей оборудования или приборов немедленно выключить напряжение питания и сообщить о неисправности преподавателю.
6.2.Описание выполнения задания:
- ознакомиться с измерительными приборами;
- определить предел измерения и цену деления приборов;
- определить технические характеристики приборов.
6.2.1.Собрать электрическую цепь по схеме (рис.1):
-предъявить собранную электрическую цепь преподавателю для проверки;
-убедиться, что указатель лабораторного автотрансформатора на рабочем столе установлен в положение «0 переменный ток»;
-установить ползунок реостата в среднее положение;
-включить лабораторный стол кнопкой «Пуск», снять характеристику холостого хода генератора;
-установить перемещением ползунка реостата силу тока возбуждения Iв= 50мА, определить показания всех измерительных приборов, результаты измерений записать в таблицу1
Таблица1
№п/п | Iв | E | n |
А | В | об/мин | |
-установить перемещением ползунка реостата силу тока возбуждения 100мА, определить показания всех измерительных приборов, результаты измерений записать в таблицу1;
-провести измерения при силе тока возбуждения 150мА, 200мА, результаты измерений записать в таблицу1;
-выполнить измерения для изучения внешней характеристики генератора с параллельным возбуждением;
-запустить асинхронный двигатель при отключенных лампах накаливания SA1, SA2, SA3, что соответствует холостому ходу генератора;
-установить перемещением ползунка реостата силу тока возбуждения 0,2А, определите показания всех измерительных приборов, результаты измерений записать в таблицу2;
Таблица2
Iнагр | U | n | Iв | |
А | В | об/мин | А | |
-не изменяя положение движка реостата, при силе тока возбуждения 0,2А; включить тумблером SA1 одну лампу, определить показания всех измерительных приборов, результаты измерений записать в таблицу2;
-не изменяя положение движка реостата, при силе тока возбуждения 0,2А; увеличить нагрузку генератора, включить тумблером SA2 еще одну лампу, определить показания всех измерительных приборов, Результаты измерений запишите в таблицу2;
-не изменяя положение движка реостата, тумблером SA3 включить еще одну лампу, определить показания всех измерительных приборов, результаты измерений записать в таблицу2.
6.3.Требования к оформлению отчета:
Отчет о лабораторной работе выполнить в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. В отчет должны быть внесены: № группы, ФИО учащегося. Отчет должен содержать название раздела, темы работы, цели работы, схемы, графики, таблицы, основные расчетные формулы; таблицы и схемы электрических цепей чертить карандашом с применением чертежных инструментов.
-перечертить в отчет схему электрической цепи (рис.1) и таблицы;
-построить характеристику холостого хода генератора, которая представляет собой графическое выражение зависимости ЭДС генератора от силы тока возбуждения при выключенной внешней цепи. Примерный вид графика E=f(Iв ) при n=const (рис.2);
-построить график внешней характеристики генератора, которая представляет графическое выражение зависимости напряжения на полюсах генератора от силы тока нагрузки U=f(Iнагр) при постоянном токе в цепи возбуждения (Rв=const) и постоянной частоте вращения (n=const). Примерный вид графика (рис.3).
Проанализировать результаты измерений, записать выводы.
6.4.Контрольные вопросы:
1.Назвать основные составные части генератора постоянного тока.
2.Указать, как разделяются генераторы постоянного тока по способу возбуждения ЭДС.
3.Объяснить, почему генератору с параллельным возбуждением не опасно короткое замыкание.
4.Указать условия, необходимые для самовозбуждения генератора постоянного тока с параллельным возбуждением.
5.Объяснить, что понимают под внешней характеристикой генератора.
6.5.Используемая литература: 1) «Общая электротехника с основами электроники». И.А. Данилов, П.М. Иванов М. «Высшая школа» ,2000г.
2) «Общая электротехника с основами электроники» В.С. Попов, С.А. Николаев М. 1980
Свириденко Э. А., Китунович Ф.Г. Основы электротехники и электроснабжение. Мн., 2008.
Отчет о выполнении
Лабораторная работа № ____
Учащийся группы № ______ _______________________________
(Ф.И.О.)
Тема программы:
Тема работы:
Цель работы:
Материально-техническое оснащение: Технические данные измерительных приборов:
амперметр …..
вольтметр…..
Отчет о выполнении практической части задания:
Схема электрической цепи.
таблица.
Расчетные формулы…..
графики.
Контрольные вопросы и ответы:
1)
2)
3)
4)
5)……
Выводы:
Преподаватель: _________________________ ______________________
(зачет/незачет) (Ф.И.О.)
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Республиканский институт профессионального образования»
Филиал «Индустриально-педагогический колледж»
Учебная дисциплина
«Электротехника с основами электроники»
Лабораторная работа №14
Исследование полупроводникового диода
Специальности
2-02 06 31 Технический труд и черчение
2-36 01 06-02 Оборудование и технологии сварочного производства (по направлениям)
2-52 05 31 Оборудование и технологии мебельного производства (по направлениям)
Выполнил учащийся группы № …………….… …..
(Ф.И.О. учащегося)