Прочность искусственных покрытий
3.3.1. Искусственные покрытия аэродрома должны выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, для которых они предназначены.
3.3.2. Для каждой ИВПП, РД, а также перрона, должна быть определена и объявлена в ИПП и документах аэронавигационной информации несущая способность искусственных покрытий.
3.3.3. Несущая способность искусственного покрытия, предназначенного для эксплуатации воздушных судов с массой на стоянке более 5700 кг, должна определяться по методу "Классификационное число самолета - классификационное число покрытия (ACN - PCN)" с представлением следующих данных:
- классификационное число покрытия (PCN);
- тип покрытия;
- категория прочности грунтового основания;
- категория максимально допустимого давления в пневматике или величина максимально допустимого давления в пневматике;
- метод оценки.
Если несущая способность покрытия подвергается значительным сезонным колебаниям, могут быть представлены различные значения PCN.
Примечания:
1. Классификационные числа искусственных покрытий (PCN) определяются по действующей в гражданской авиации "Методике оценки прочности покрытий гражданских аэродромов" или в авиации вооруженных сил "Методике определения классификационных чисел воздушных судов и жестких покрытий аэродромов авиации Вооруженных сил СССР".
2. Классификационные числа воздушных судов (ВС) ACN рассчитываются в соответствии с методикой определения ACN, приведенной в ДОС 9157-AN/901 Часть 3, ИКАО и указываются изготовителями воздушных судов в РЛЭ. При отсутствии в РЛЭ воздушного судна значений ACN используются значения, указанные в табл.3.15.
3.3.4. Представление данных, указанных в п.3.3.3, должно осуществляться при помощи кодов для обозначения типа покрытия, характеристик прочности основания, обозначения максимально допустимого давления в пневматике, метода оценки прочности покрытия.
Для обозначения типа покрытия применяются два кода:
R - жесткие покрытия, усиленные и не усиленные асфальтобетоном;
F - нежесткие покрытия.
Для характеристик прочности основания применяются четыре кода в соответствии с табл.3.16.
Таблица 3.15
#G0Тип воздушного судна | Масса максимальная и пустого самолета, кг | Нагрузка на одну основную опору шасси, % | Давление в шинах, мПа | ACN при категории прочности основания | ||||||||
Жесткие покрытия (R) | Нежесткие покрытия (F) | |||||||||||
высокая (А) | средняя (В) | низкая (С) | сверхнизкая (Д) | высокая (А) | средняя (В) | низкая (С) | сверхнизкая (Д) | |||||
Ил-62М | 47,0 | 1,08 | ||||||||||
Ил-62 | 47,0 | 1,08 | ||||||||||
Ил-96 | 31,7 | 1,08 | ||||||||||
Ил-76Т | 23,5 | 0,588 | ||||||||||
Ил-76ТД | 23,5 | 0,686 | ||||||||||
Ил-86 | 31,2 | 0,932 | ||||||||||
Ил-18 | 47,0 | 0,92 | ||||||||||
Ил-114 | 47,5 | 0,588 | ||||||||||
Ту-154 | 45,1 | 0,932 | ||||||||||
Ту-134 | 45,6 | 0,834 | ||||||||||
Як-42 | 47,0 | 0,88 | ||||||||||
Як-40 | 44,0 | 0,39 | ||||||||||
Ан-12 | 46,0 | 0,74 | ||||||||||
Ан-24 | 46,6 | 0,49 | ||||||||||
Ан-26 | 46,6 | 0,39 | ||||||||||
Ан-32 | 46,7 | 0,49 | ||||||||||
Ан-72 | 45,9 | 0,49 |
Таблица 3.16
#G0Код основания | Категория прочности основания | Значение коэф. постели основания жестких покрытий (К) мн/м3 | Значение калифорнийского числа несущей способности (CBR) | Модули упругости грунтового основания нежестких покрытий (Е), мПа | ||
стандарт | расчетное | стандарт | расчетное | |||
А | высокая | св.120 | св.13 | св.130 | ||
Б | средняя | св.60 до 120 | св.8 до 13 | св.60 до 130 | ||
С | низкая | св.25 до 60 | св.4 до 8 | св.40 до 60 | ||
Д | очень низкая | 25 и менее | 4 и менее | 40 и менее |
Примечание. При определении категории прочности основания нежестких покрытий допускается использовать значение калифорнийского числа (CBR) или модуля упругости (Е) грунтового основания в зависимости от принятого метода расчета.
Для обозначения максимально допустимого давления в пневматиках применяются 4 кода в соответствии с табл.3.17.
Таблица 3.17
#G0Код | Категория давления | Максимально допустимое давление в пнев-матиках, мПа | Жесткие покрытия с классом бетона верхнего слоя | Асфальтобетонные покрытия с суммарной толщиной слоев, см |
W | высокое | более 1,5 | 4,0/50 - 6,4/80 | более 25 |
Х | среднее | не более 1,5 | 2,9/35 - 3,6/40* | 16 - 25 |
Y | низкое | не более 1,00 | 7 - 15 | |
Z | очень низкое | не более 0,5 | 5 и менее |
* В том числе для жестких покрытий, усиленных асфальтобетоном.
Для представления данных по методу оценки покрытий применяются два кода:
Т - техническая оценка, полученная на основании специальных исследований характеристик прочности покрытия, включая теоретические методы;
U - использование опыта эксплуатации воздушных судов, когда известно, что данное покрытие при регулярных полетах удовлетворительно выдерживает нагрузку от воздушного судна определенного типа и массы.
3.3.5. Рекомендуется, чтобы классификационные числа покрытий (PCN) были не ниже классификационных чисел эксплуатируемых воздушных судов (ACN).
Если значения PCN менее значений ACN, рекомендуется вводить ограничения по массе и/или интенсивности движения ВС.
Примечание. Инструктивный материал содержится в Приложении, раздел 2.
3.3.6. При введении на аэродроме ограничений в части массы и/или интенсивности движения ВС они должны быть отражены в ИПП и документах аэронавигационной информации.
3.3.7. Данные о несущей способности искусственных покрытий, предназначенных для использования воздушными судами со стояночной массой 5700 кг и менее, должны быть представлены в следующем виде:
1) максимально допустимая масса воздушного судна;
2) максимально допустимое давление в пневматике.