Прочность искусственных покрытий

3.3.1. Искусственные покрытия аэродрома должны выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, для которых они предназначены.

3.3.2. Для каждой ИВПП, РД, а также перрона, должна быть определена и объявлена в ИПП и документах аэронавигационной информации несущая способность искусственных покрытий.

3.3.3. Несущая способность искусственного покрытия, предназначенного для эксплуатации воздушных судов с массой на стоянке более 5700 кг, должна определяться по методу "Классификационное число самолета - классификационное число покрытия (ACN - PCN)" с представлением следующих данных:

- классификационное число покрытия (PCN);

- тип покрытия;

- категория прочности грунтового основания;

- категория максимально допустимого давления в пневматике или величина максимально допустимого давления в пневматике;

- метод оценки.

Если несущая способность покрытия подвергается значительным сезонным колебаниям, могут быть представлены различные значения PCN.

Примечания:

1. Классификационные числа искусственных покрытий (PCN) определяются по действующей в гражданской авиации "Методике оценки прочности покрытий гражданских аэродромов" или в авиации вооруженных сил "Методике определения классификационных чисел воздушных судов и жестких покрытий аэродромов авиации Вооруженных сил СССР".

2. Классификационные числа воздушных судов (ВС) ACN рассчитываются в соответствии с методикой определения ACN, приведенной в ДОС 9157-AN/901 Часть 3, ИКАО и указываются изготовителями воздушных судов в РЛЭ. При отсутствии в РЛЭ воздушного судна значений ACN используются значения, указанные в табл.3.15.

3.3.4. Представление данных, указанных в п.3.3.3, должно осуществляться при помощи кодов для обозначения типа покрытия, характеристик прочности основания, обозначения максимально допустимого давления в пневматике, метода оценки прочности покрытия.

Для обозначения типа покрытия применяются два кода:

R - жесткие покрытия, усиленные и не усиленные асфальтобетоном;

F - нежесткие покрытия.

Для характеристик прочности основания применяются четыре кода в соответствии с табл.3.16.

Таблица 3.15

#G0Тип воздушного судна Масса максимальная и пустого самолета, кг Нагрузка на одну основную опору шасси, %   Давление в шинах, мПа ACN при категории прочности основания
        Жесткие покрытия (R) Нежесткие покрытия (F)
          высокая (А)   средняя (В)   низкая (С)   сверхнизкая (Д)   высокая (А)   средняя (В)   низкая (С)   сверхнизкая (Д)  
Ил-62М 47,0 1,08  
Ил-62 47,0 1,08  
Ил-96 31,7 1,08  
Ил-76Т 23,5 0,588  
Ил-76ТД 23,5 0,686  
Ил-86 31,2 0,932  
Ил-18 47,0 0,92  
Ил-114 47,5 0,588  
Ту-154 45,1 0,932  
Ту-134 45,6 0,834  
Як-42 47,0 0,88  
Як-40 44,0 0,39  
Ан-12 46,0 0,74  
Ан-24 46,6 0,49  
Ан-26 46,6 0,39  
Ан-32 46,7 0,49  
Ан-72 45,9 0,49  

Таблица 3.16

#G0Код основания     Категория прочности основания Значение коэф. постели основания жестких покрытий (К) мн/м3 Значение калифорнийского числа несущей способности (CBR) Модули упругости грунтового основания нежестких покрытий (Е), мПа
    стандарт расчетное стандарт расчетное  
А высокая св.120 св.13 св.130
Б средняя св.60 до 120 св.8 до 13 св.60 до 130
С низкая св.25 до 60 св.4 до 8 св.40 до 60
Д очень низкая 25 и менее 4 и менее 40 и менее

Примечание. При определении категории прочности основания нежестких покрытий допускается использовать значение калифорнийского числа (CBR) или модуля упругости (Е) грунтового основания в зависимости от принятого метода расчета.

Для обозначения максимально допустимого давления в пневматиках применяются 4 кода в соответствии с табл.3.17.

Таблица 3.17

#G0Код   Категория давления Максимально допустимое давление в пнев-матиках, мПа   Жесткие покрытия с классом бетона верхнего слоя   Асфальтобетонные покрытия с суммарной толщиной слоев, см
W высокое более 1,5 4,0/50 - 6,4/80 более 25
Х среднее не более 1,5 2,9/35 - 3,6/40* 16 - 25
Y низкое не более 1,00     7 - 15
Z очень низкое не более 0,5   5 и менее

* В том числе для жестких покрытий, усиленных асфальтобетоном.

Для представления данных по методу оценки покрытий применяются два кода:

Т - техническая оценка, полученная на основании специальных исследований характеристик прочности покрытия, включая теоретические методы;

U - использование опыта эксплуатации воздушных судов, когда известно, что данное покрытие при регулярных полетах удовлетворительно выдерживает нагрузку от воздушного судна определенного типа и массы.

3.3.5. Рекомендуется, чтобы классификационные числа покрытий (PCN) были не ниже классификационных чисел эксплуатируемых воздушных судов (ACN).

Если значения PCN менее значений ACN, рекомендуется вводить ограничения по массе и/или интенсивности движения ВС.

Примечание. Инструктивный материал содержится в Приложении, раздел 2.

3.3.6. При введении на аэродроме ограничений в части массы и/или интенсивности движения ВС они должны быть отражены в ИПП и документах аэронавигационной информации.

3.3.7. Данные о несущей способности искусственных покрытий, предназначенных для использования воздушными судами со стояночной массой 5700 кг и менее, должны быть представлены в следующем виде:

1) максимально допустимая масса воздушного судна;

2) максимально допустимое давление в пневматике.

Наши рекомендации