Невоенное применение гидроакустики
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ
Из всех известных видов излучения звук распространяется в море с наименьшими потерями. Например, радиоволны и свет затухают в мутной и солёной морской воде значительно сильнее, чем механические колебания, называемые звуком. Относительно свободное распространение звука в водной среде позволило найти ему разнообразное применение при исследовании и освоении океана. Изучение областей применения подводного звука составляет сущность гидроакустики как технической науки.
Устройства, которые в том или ином виде используют распространяющийся под водой звук, называются гидроакустическими системами. Принято говорить, что гидроакустические системы, оборудование и аппаратура являются активными, если одно из входящих в них устройств, называемое излучателем, специально генерирует звук. Звуковые волны, создаваемые излучателем, распространяются в морской воде и, достигнув цели, возвращаются в виде акустических эхо-сигналов к гидрофону, который преобразует звуковые колебания в электрические. Электрический выходной сигнал гидрофона усиливается, подвергается различной обработке и, в конце концов, поступает в управляющее или индикаторное устройство. В результате обеспечивается решение задач, для которых данная гидроакустическая система предназначена. Принято говорить, что активные гидроакустические системы осуществляют эхо-локацию целей.
В пассивных гидроакустических системах, или шумопеленгаторах, используются акустические колебания, излучаемые (как правило, непреднамеренно) самой целью. В этом случае звук проходит в море путь только в одном направлении — от источника к приёмнику, и поэтому основой шумопеленгаторной системы является гидрофон, улавливающий излучаемые целью звуки.
В системах связи, телеметрии и управления находят применение гибридные типы гидроакустических устройств, содержащие излучатель и гидрофон на обоих концах акустической линии связи.
1.1 Исторический обзор
Несмотря на то, что отсчёт «современной эпохи» гидроакустики принято начинать за четверть века до Второй мировой войны, истоки гидроакустики следует искать в далёком прошлом. Одно из самых ранних упоминаний о существовании звука в море (так же как в воздухе над ним) содержится в записной книжке Леонардо да Винчи, многостороннего и необычайно талантливого инженера. В 1490 г., за два года до открытия Колумбом Америки, Леонардо писал [1]: «Если вы остановите свой корабль и опустите один конец длинной трубки в воду, а другой её конец приложите к уху, вы услышите корабли на большом расстоянии от вас». Хотя это устройство, являющееся самым ранним примером пассивной гидроакустической системы, обладает завидными достоинствами, обусловленными его чрезвычайной простотой, оно не позволяет определять направления, с которых приходит звук, и малочувствительно из-за резкой несогласованности акустических характеристик воды и воздуха. Тем не менее, идея прослушивания подводных звуков с помощью заполненной воздухом трубки между морской водой и ухом слушателя широко использовалась вплоть до Первой мировой войны. Причём добавление ещё одной трубки, прикладываемой ко второму уху наблюдателя и опускаемой в море на некотором удалении от первой, позволило определять направление прихода сигнала и пеленговать цель.
По всей вероятности, первые количественные измерения в гидроакустике были выполнены в 1827 г. совместно швейцарским физиком Даниэлем Колладоном и французским математиком Шарлем Штурмом. Измеряя промежуток времени между моментами регистрации вспышки света и звука от удара погружённого в Женевское озеро колокола, они с удивительной точностью определили скорость звука.
Позднее ряд известных физиков XIX в. косвенно занимались проблемами гидроакустики, изучая преобразование электрической энергии в звуковую и обратно [2]. Имена Жака и Пьера Кюри обычно связывают с открытием в 1880 г. пьезоэлектричества — способности некоторых кристаллов при воздействии на них давления генерировать на определённых парах граней электрические заряды. Несколько раньше, но более поверхностно этой проблемой занимались и другие физики. Например, имеются сведения, что Шарль Кулон предполагал возможность возникновения электричества под действием давления, а Вильгельм Рентген написал статью об электрических зарядах, возникающих при давлении на различные грани кристаллов.
Двойником пьезоэлектричества как процесса преобразования одного вида энергии в другой является магнитострикция, вызывающая изменение формы некоторых тел под действием магнитного поля. Впервые это явление было продемонстрировано в 1840 г., когда удалось получить музыкальный звук, изменяя или прерывая ток в катушке, расположенной вблизи полюсов подковообразного магнита. Джеймс Джоуль в 40-х годах XIX века провёл измерения изменений длины, возникающих вследствие магнитострикции, и с тех пор считается общепризнанным первооткрывателем этого явления.
Отмеченные выше исследования, а также работы других учёных в 40-х и 50-х годах XIX в. заложили фундамент для изобретения телефона, на который в 1876 г. после длительных споров был выдан патент А. Беллу. Другим изобретением того же века, послужившим основой гидроакустических систем до появления электронных усилителей, явился капсульный угольный микрофон, который, по-видимому, и до настоящего времени остаётся наиболее чувствительным гидрофоном в гидроакустике.
Первое практическое применение гидроакустика нашла на пороге XX в., когда был создан подводный колокол, использовавшийся кораблями для навигации в прибрежных водах. Измеряя промежуток времени между приёмом звукового сигнала колокола и посланного вместе с ним звука горна, команда корабля определяла расстояние от судна до плавучего маяка, на котором устанавливались колокол и горн. Создание этой системы послужило толчком для основания компании Submarine Signal Company (в настоящее время входит в фирму Raytheon Mfg. Co.), явившейся первым в Соединённых Штатах коммерческим изготовителем гидроакустического оборудования.
Метод навигации с помощью подводного колокола не получил широкого распространения, и вскоре на смену ему пришли методы, использующие радио, в частности радиопеленгование.
Ещё одним достижением в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, явилось создание первых устройств для обнаружения подводных объектов с помощью эхолокации. В 1912 г., через пять дней после столкновения «Титаника» с айсбергом, Л. Ф. Ричардсон зарегистрировал в Британском патентном управлении заявку на изобретение эхопеленгования с помощью звука, излучаемого в воздухе [2]. Месяц спустя он же подал заявку на подводный аналог этого изобретения. В заявках Ричардсона содержались новые для того времени устройства — направленный излучатель звуковых волн в килогерцевом диапазоне частот и избирательный по частоте приёмник с отстройкой от частоты излучения для компенсации доплеровского сдвига, создаваемого движением эхолоцирующего судна.
К сожалению, Л. Ф. Ричардсон ничего не сделал в своё время для реализации этих идей. Тем временем Р. А. Фессенден в Соединённых Штатах Америки сконструировал и изготовил новый тип преобразователя с подвижной катушкой, предназначенный для эхолокации и подачи сигналов под водой. К 1914 г. с помощью нового устройства уже можно было обнаруживать айсберги на расстоянии до 2 миль. Вибраторы Фессендена, работавшие на частотах около 500 и 1000 Гц, как известно, были установлены на всех подводных лодках США периода Первой мировой войны для обеспечения обмена сигналами между ними в погружённом состоянии [3]. До недавнего времени они использовались в качестве мощных источников синусоидальных звуковых колебаний при проведении научных исследований.
Первая мировая война, разразившаяся в 1914 г., дала толчок к разработке различных методов применения гидроакустики в военных целях. Во Франции молодым русским инженером-электриком Константином Шиловским совместно с выдающимся физиком Полем Ланжевеном проводились эксперименты с конденсаторным (электростатическим) излучателем и капсульным угольным микрофоном, помещённым в фокус вогнутого зеркала. Несмотря на утечки и частые электрические пробои в аппаратуре из-за высокого напряжения, необходимого для работы излучателя, к 1916 г. изобретатели уже могли получать эхосигналы от дна и от листа броневой стали на расстояниях до 200 м. Позднее, в 1917 г., Ланжевен обратился к пьезоэлектрическому эффекту и заменил конденсаторный излучатель излучателем из кварца со стальными накладками. Он использовал также бывшие в то время новинкой усилители на вакуумных лампах, что явилось, по всей вероятности, первым случаем применения электроники в гидроакустической аппаратуре.
В 1918 г. впервые были получены эхо-сигналы от подводных лодок на расстояниях, достигавших 1500 м. Одновременно в Англии группа учёных под руководством Р. У. Бойля вела исследования кварцевых излучателей. Работы этой группы, проводившиеся в обстановке секретности, шифровались специально придуманным словом «асдик»*. Однако Первая мировая война окончилась прежде, чем гидроакустика смогла внести какой-то вклад в дело отражения угрозы нападения немецких подводных лодок.
Между тем система с заполненной воздухом трубкой Леонардо, нашедшая широкое применение для пассивного обнаружения, была усовершенствована добавлением ещё одной трубки, что позволило использовать преимущества бинаурального определения направления, присущего человеку. Устройство типа MV [51] состояло из двух линейных антенн с 12 воздушными трубками в каждой, установленных по правому и левому бортам днища корабля. Сканирование характеристик направленности этих антенн осуществлялось с помощью специального компенсатора. При определении пеленга шумящей цели была достигнута удивительная точность; нетренированный наблюдатель пеленговал удалённую цель с ошибкой не более 0,5°.
В эти же годы была разработана [5] гибкая линейная антенна с нейтральной плавучестью, содержавшая 12 гидрофонов и получившая название «угорь». Антенна легко устанавливалась на любой корабль и могла буксироваться за кормой на достаточном удалении от шумящего корабля-носителя. В общей сложности в период Первой мировой войны около 300 экскортных судов были оборудованы шумопеленгаторными устройствами различных типов. Группы кораблей в количестве двух-трёх боевых единиц методом пересекающихся пеленгов «засекали» подводную лодку по первому же неуверенному контакту.
После Первой мировой войны наблюдалось непрерывное, хотя и чрезвычайно медленное расширение области применения гидроакустики для практических нужд. Вскоре был разработан метод эхолотирования при движении судна, и к 1925 г. эхолоты (фатометры; fathometer — слово, созданное фирмой «Submarine Signal Company» для обозначения своей аппаратуры) стали широко доступным товаром как в США, так и в Великобрита-
* По мнению А. В. Вуда [4], слово «асдик» (asdic) первоначально было акронимом из слов, образовавших название группы Бойля, — Antisubmarine Division — ics. Суффикс в этом слове имел то же значение, что в словах physics, acoustics и т. п. На протяжении многих последующих лет слово «асдик» употреблялось англичанами для обозначения эхолокации и активных гидролокационных систем вообще.
нии. В научно-исследовательской лаборатории военно-морского флота США небольшая группа исследователей под руководством X. К. Хейса занималась поиском практических средств эхопеленгования подводных целей. Проблема создания подходящего для эхолокации излучателя звука была решена путём использования магнитострикционных преобразователей для генерирования акустических колебаний. В качестве основного материала для пьезоэлектрических преобразователей вместо природного кварца стали применять искусственные кристаллы сегнетовой соли. В период между двумя мировыми войнами развитие гидроакустики получило мощный практический импульс благодаря успехам электроники, позволившим создать такие новые и обширные области гидроакустической техники, как усиление, обработка и отображение гидроакустической информации в виде, удобном для наблюдателя.
Ультразвуковые частоты, т. е. частоты, лежащие выше области чувствительности человеческого уха, лишённого каких-либо приспособлений, нашли применение как в шумо-, так и в эхопеленговании и позволили реализовать повышенную направленность излучателей и гидрофонов умеренных размеров. В этот период появилось несколько небольших, но весьма важных для гидроакустических систем устройств, к которым в первую очередь следует отнести разработанный англичанами рекордер для активных гидролокаторов, позволявший «запоминать» полученную информацию. Вторым нововведением явился обтекатель, обеспечивающий защиту акустической антенны на движущемся корабле от воздействия образующегося при движении корабля шумящего турбулентного потока.
К 1935 г. было разработано несколько гидроакустических систем с достаточно хорошими характеристиками, а в 1938 г., когда неотвратимость Второй мировой войны стала очевидной, в США началось массовое производство гидроакустических станций. К началу войны многие американские корабли были оснащены аппаратурой, обеспечивавшей шумо- и эхопеленгование. Стандартным активным гидролокатором для надводных кораблей явилась станция типа QC. Поиск и определение пеленга целей в этой станции осуществлялись оператором, вращавшим штурвал и прослушивавшим при этом эхосигналы с помощью наушников или громкоговорителя. При регистрации эхосигнала дистанция до цели определялась по вспышке вращающейся лампочки или по записи на рекордере дальности.
Подводные лодки были оборудованы шумопеленгаторами типа JP, содержавшими вращавшуюся в горизонтальной плоскости линейную антенну, усилитель, избирательный полосовой фильтр и пару наушников. Стоимость этой станции вместе с запасными частями составляла 5000 долларов (!). С такими примитивными гидролокаторами велась и в итоге была выиграна в Атлантике битва с немецкими подводными лодками.
Однако с научной точки зрения, очевидно, наиболее выдающимся достижением в период между Первой и Второй мировыми войнами явилось уточнение представлений об особенностях распространения звука в море. В первых гидролокационных станциях, устанавливавшихся на кораблях в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века, наблюдалась странная нестабильность характеристик. Часто случалось, что хорошие эхосигналы, получаемые утром, резко ослаблялись или полностью пропадали в послеполуденное время. Когда стало ясно, что операторов гидролокационных станций винить не в чем и что эхосигналы действительно ослабляются днём, причину этого явления стали искать в особенностях характеристик передачи морской среды. Только с помощью специальной аппаратуры для измерения температуры воды удалось установить, что небольшие температурные градиенты, о существовании которых раньше никто не подозревал, могли стать причиной отклонения звуковых лучей в глубь моря, в результате чего цель оказывалась в области, получившей в настоящее время название «зоны тени».
Стефенсон назвал это явление «послеполуденным эффектом».
В 1937 г. Спилхауз создал первый батитермограф для измерения температурных градиентов в верхних слоях морской воды. К началу Второй мировой войны каждый корабль ВМС, принимавший участие в операциях противолодочной обороны, был оснащён этим прибором.
В рассматриваемый период было получено также ясное представление об эффекте поглощения звука в море и с очень высокой точностью определён коэффициент поглощения на частотах от 20 до 30 кГц, представлявших в то время наибольший интерес. Все эти и ряд других достижений в период между двумя мировыми войнами рассмотрены в статье Клейна [6].
Период Второй мировой войны так же, как и Первой, отмечен лихорадочной активностью в области гидроакустики по обе стороны Атлантического океана. В Соединённых Штатах Америки большая группа учёных, организованная Комитетом по научным исследованиям в области национальной обороны (NDRC), приступила к изучению всех связанных с гидроакустикой вопросов *.
Большинство наших современных представлений и практических применений гидроакустики берёт своё начало именно в этот период. Акустическая самонаводящаяся торпеда, современные акустические мины и гидролокаторы со сканируемыми характеристиками направленности были созданы в годы войны. В этот период разработаны и впервые применены методы быстрой калибровки излучателей и гидрофонов, уяснены и обобщены в уравнениях гидроакустики многие факторы, влияющие на работу гидролокатора. В годы Второй мировой войны получили количественное выра-
* В конце войны итоги работы группы, занимавшейся гидроакустикой, были собраны в превосходно изданной серии из 22 статей, получившей название «Итоговые доклады 6-го отделения NDRC».
жение, в частности, такие понятия, как сила цели, шумовое излучение различных классов кораблей на разных скоростях движения и частотах, морская реверберация и распознавание подводных звуков человеческим ухом. Действительно, оглядываясь назад, можно увидеть, что очень немногие из наших теперешних знаний в области гидроакустики не уходят своими корнями в открытия периода Второй мировой войны.
Следует отдать должное и немецким учёным за несколько уникальных достижений. Одним из них было создание звукопоглощающего покрытия «Альберих» для подводных лодок. Это покрытие состояло из перфорированных листов резины, приклеенных к корпусу подводной лодки и покрытых тонким слоем сплошной резины, препятствовавшей проникновению воды в заполненные воздухом поры. Покрытие «Альберих» было эффективно лишь в ограниченном диапазоне частот и глубин и не отличалось долговечностью в условиях работы подводных лодок. Другим нововведением было применение шумопеленгаторных антенн, монтируемых на надводных кораблях заподлицо с корпусом.
Антенна этого типа, получившая обозначение GHGJ (gruppen — horch—gerat — антенное шумопеленгаторное оборудование), была установлена на крейсере «Принц Евгений» и работала достаточно успешно [7].
По утверждению Батчелдера [8], слово sonar было придумано в конце войны как аналог популярного в те годы слова «радар», но вошло в употребление после того, как получило определение в качестве акронима слов sound navigation and ranging.
1.2 Послевоенное развитие гидроакустики
Годы, прошедшие после Второй мировой войны, отмечены значительными достижениями в применении гидроакустики для военных и гражданских целей. Наблюдалось увеличение размеров и мощности активных гидролокаторов военных кораблей с одновременным снижением на несколько октав по сравнению с периодом Второй мировой войны диапазона рабочих частот. В результате дальность действия современных активных гидролокаторов стала значительно больше, чем в годы войны. На более низкие рабочие частоты перешли и в шумопеленгаторах, что позволило реализовать преимущества пеленгования тональных, или дискретных, составляющих в низкочастотной области спектра излучения подводных лодок.
Акустические антенны пассивных гидролокаторов, содержащие большое число гидрофонов, были установлены на дне океана с целью максимально эффективного использования преимуществ малошумной среды и хороших условий распространения звука на низких частотах.
В то же время шла работа по снижению шумности подводных целей пассивных гидролокаторов, в связи с чем обнаруживать их становилось всё труднее и труднее. Создание сложных методов обработки сигналов во временной и пространственной плоскостях, применение для их реализации цифровых ЭВМ позволили извлекать значительно больше информации во всех режимах работы гидролокатора. Наконец, исследования особенностей распространения звука в море позволили выявить и использовать такие пути его прохождения, которые просто не приходили в голову в прежние годы. Примером может служить открытие зон конвергенции в глубоком море и их использование в последние годы гидролокаторами с достаточно высокими тактико-техническими характеристиками.
Невоенное применение гидроакустики
Значительным достижением послевоенного периода, не утратившим своей актуальности и в наше время, является расширение сферы применения гидроакустики для гражданских нужд. Гидроакустическая аппаратура, использовавшаяся вначале только для измерения глубины, в настоящее время применяется для решения широкого круга задач (табл. 1.1). Устройства, разработанные для этих целей, вполне доступны и часто имеются в нескольких моделях, которые можно приобрести у различных фирм.
Таблица 1.1