Система электроснабжения переменного тока вертолета
Система электроснабжения переменного тока предназначена для выработки электроэнергии и питания приемников переменного тока и состоит из систем трехфазного переменного тока 208 В 400 Гц и 36 В 400 Гц, однофазного переменного тока 115 В 400 Гц и 36 В 400 Гц.
СЭС трехфазного тока 208 В 400 Гц состоит из двух каналов (см. рис. 1). Каждый из них включает в себя: генератор трехфазного переменного тока ГТ40ПЧ6, блок регулирования напряжения БРН-208М, блок защиты и управления БЗУ-4А, блок трансформаторов тока БТТ-40П и аппаратуру управления, защиты, коммутации и сигнализации.
Оба генератора получают вращения от общего привода (коробки приводов) и в нормальном режиме работают параллельно на общую нагрузку. Каждый канал имеет свои распределительные шины А, В и С (соответственно фазным выводам генераторов). Между собой шины соединяются контактором для обеспечения параллельной работы генераторов.
Источниками однофазного переменного тока 115 В 400 Гц служат два трансформатора ТС/1-2 и преобразователь П0-750А. Один трансформатор является основным, другой - резервным.
При выходе из строя основного трансформатора аппарат переключения АПП-1А автоматически подключает резервный. В случае выхода из строя обоих трансформаторов, а также на земле при неработающих двигателях и генераторах важнейшие потребители получают питание от преобразователя П0-750А, включенного вручную.
Источниками трехфазного переменного тока 36 В 400 Гц служат два трансформатора ТС330С04Б и преобразователь ПТ-125Ц. Один трансформатор является основным, другой резервным. Питание переключается с основного трансформатора на резервный автоматически, аппаратом переключения АПП-1А или вручную переключателем. При выходе из строя обоих трансформаторов аварийные потребители питаются от преобразователя ПТ-125Ц, который может включаться как автоматически с помощью аппарата АПП-1А, так и вручную с помощью переключателя.
Рисунок 1 ‒Схема размещения элементов СЭС вертолета Ми-24
Правый пульт АЗС и правая панель предохранителей; 2. Правое выпрямительное устройство ВУ-6А; 3. РУ правое постоянного тока; 4. РУ правое переменного тока; 5. РК правого генератора; 6. Стартер-генератор СТГ-3; 7. Блок защиты и управления БЗУ-4А правого генератора; 8. Левый и правый генераторы ГТ40ПЧ6; 9. РК аккумуляторов; 10. Регулятор напряжения РН-120У; 11. Автомат защиты от перенапряжения АЗП-8М; 12. РК АИ-9В; 13. Штепсельный разъем (вилка) ШРАП-400-3Ф аэродромного питания переменным током; 14. Штепсельный разъем (вилка) ШРАП-500К аэродромного питания постоянным током; 15. Блок защиты и управления БЗУ-4А левого генератора; 16. РК левого генератора; 17. Блоки регулирования напряжения БРН-208М7А; 18. РК ПОС; 19. Аккумуляторные батареи 12САМ-28; 20. РУ левое; 21. Левое выпрямительное устройство ВУ-6А; 22. Преобразователь ПТ-125Ц; 23. Преобразователь ПО-750А; 24. РУ ~115V, ~36V, 27V; 25. РК автоконтроля ПОС; 26. Левый пульт АЗС и левая панель предохранителей; 27. Правый пульт летчика; 28. РК сисетмы «День-Ночь».
Источниками однофазного переменного тока 36 В 400 Гц служат два трансформатору Tp-115/36. Один из них является основным, другой резервным. Питание переключается с основного трансформатора на резервный вручную переключателем или автоматически при выходе из строя основного трансформатора.
Питание потребителей от источника аэродромного питания осуществляется через вилку штепсельного разъема ШРАП-400-ЗФ, установленную на левом борту вертолета.
Работа источников электроэнергии контролируется по специальным табло "Лев. генер. отключен", "Прав, генер. отключен", "Включен резервн. тр-р 115 В", "Включен резервн. тр-р 36 В", "ПО-750 включен", "ПТ-125 включен" и "Аэродр. источн. включен". Контроль напряжений в фазах генератора и сети осуществляется по вольтметру ВФ-0,4-25, а тока нагрузки - по амперметрам АФ1-150.