Функции и значения модальных глаголов

Модальные глаголы используются для выражения возможности, умения, вероятности, долженствования, разрешений и запретов, предложений, советов, необходимости, логических умозаключений.

Способность,умение(Ability)

Способность,умение в английском языке могут быть выражены модальным глаголом can. С помощью этого глагола мы можем говорить о физической способности и возможности, умении выполнить действие, которое выражено инфинитивом стоящего за ним глагола.

I can speak English and French. Я умею говорить на английском и французском.
My little brother can count to ten. Мой маленький братик умеет считать до десяти.
I can pick you up after school. Я могу подобрать тебя после школы.

Наряду с модальным глаголом can используют модальную конструкцию to be able to. Но can является более общеупотребительным.

1. From our window we can see the Red Square. Из нашего окна мы можем видеть Красную площадь.
2. From our window we are able to see the Red Square.

Глагол can имеет форму прошедшего времени could.

He went to the country where he could finish his work. Он уехал в деревню, где смог закончить свою работу.

Но если нужно показать конкретное реализованное действие в прошлом в значении способности, вместо could употребляется was/were able to.

Будущее время выражается настоящим временем и наречиями времени, которые относятся к будущему.

Can he go to the bank tomorrow? – Yes, he can. Он сможет сходить в банк завтра? – Да, сможет.

Но в случае физической и умственной способности или умения, относящихся к будущему, модальный глагол can не может быть употреблён и заменяется фразой will be able to.

Doctors say Tom will be able to walk in a couple of weeks. Доктора говорят, Том сможет ходить через пару недель.

Возможность(Possibility)

Основные модальные глаголы, выражающие возможность: may, might, can, could.

Can выражает достаточно высокую степень уверенности в возможности совершения действия.

He can win the competition. Он выиграет конкурс (уверен на 90%).

May выражает вероятность того, что событие произойдет или происходит. Might выражает меньшую уверенность, чем may.

The children may be at school now. Дети, вероятно, сейчас в школе (возможно, 50/50).
He might be hungry. Он, наверное, голоден (может быть, уверенность примерно на 40%).

Could имеет то же значение, что might.

You could be right. I’m not sure. Возможно, ты и прав. Я не уверен.

Couldn’t не используется для выражения будущей возможности. Отрицательная форма could в этом значении – might not.

The film might not be any good. Сомневаюсь, что фильм будет хорошим.

Все перечисленные выше модальные глаголы могут быть использованы с перфектным инфинитивом (Perfect Infinitive) для выражения возможности совершения действия в прошлом.

May/might/could + Perfect Infinitive выражают предположения относительно ситуаций в прошлом (с невысокой степенью уверенности).

She may/migh/could have been thirty-five then. Ей тогда (возможно) было лет тридцать пять.

Could + Perfect Infinitive используется для выражения чего-то, что могло бы произойти, но не произошло.

He could have had an accident. Он мог попасть в аварию (к счастью, этого не произошло).

Вероятность(Probability)

Will выражает стопроцентную уверенность.

He will come back. Он вернётся.

Should/ought to выражает почти полную уверенность (90%).

You should/ought to pass the exam. You’ve worked hard. Ты сдашь экзамен. Ты усердно работал.

Should/oughtto + Perfect Infinitive означает, что мы ожидали, что что-то произойдёт, но не уверены, случилось это или нет.

Olga should/ought to have written a letter three days ago. Hasn’t it arrived yet? Ольга должна была написать письмо ещё три дня назад. Разве ещё не пришло?

Логические умозаключения(Logical Assumptions)

Must + Present Infinitive выражает практически полную уверенность в том, что что-то является правдой. Can’t в данном случае является антонимом и выражает практически 100% уверенность, что что-либо невозможно.

They must be very rich. Look at their house! Думаю, они очень богаты. Ты посмотри на их дом!
She can’t be ill. I’ve just seen her in the shop and she looked fine. Не может быть, чтобы она была больна. Я только что видел её в магазине, и она нормально выглядела.

В прошедшем времени глаголы must и can’t (couldn’t)могут употребляться вместе с Perfect Infinitive.В таких случаях они переводятся, как должно быть, вероятно, не может быть и выражают уверенность в том, что что-либо произошло или не произошло в прошлом.

They must have forgotten to send us a copy of the telegram. Они, должно быть (вероятно), забыли отправить нам копию телеграммы.
The cases must have been damaged during the transportation. Ящики, должно быть (вероятно), были повреждены во время перевозки.

Просьба,разрешение(Request,Permission)

Модальный глагол can в форме просьбы, обращения за разрешением употребляется достаточно часто, преимущественно в неофициальной речи. Модальный глагол could в значении просьбы, обращения за разрешением употребляется только в вопросительной форме для выражения вежливой просьбы, данная форма менее категоричная и более вежливая, чем can.Глагол may в данном значении имеет более официальную форму, чем can и could. Модальный глагол might может также употребляться при обращении за разрешением совершить действие. Это менее категоричная, но и наиболее официальная форма. Глагол will придаёт просьбе фамильярное звучание:

Can I use your telephone? Могу я воспользоваться Вашим телефоном?
Could you do me a favour? Не могли бы Вы сделать мне одолжение?
Could you tell me where the bank is, please? Не могли бы Вы мне сказать, где банк?
May I come in? Можно войти?
Will you give me something to eat? Ты мне дашь что-нибудь поесть?
May I have a cup of tea? Можно мне чашку чая?
Might I make a suggestion? Могу я внести предложение?

Модальные глаголы can (cannot) или may (may not)(но не could или might) употребляются в том случае, если даётся либо не даётся разрешение на совершение действия. Значение may значительно более официально. Can’t и mustn’t имеют неофициальное значение, что-то категорически не разрешено.

Can I use your pen? – Yes, of course you can. Можно воспользоваться вашей ручкой? – Да, конечно, можно.
Might I make a suggestion? – Of course, you may. Могу я внести предложение? –Конечно, можете.
May I come in? – No, you may not. You mustn’t open this box. Можно мне войти? – Нельзя. Нельзя открывать эту коробку.

Если речь идет о действиях, на совершение которых уже получено или еще не получено разрешение (например, согласно закону или правилу), употребляется can/cannotилиto be allowed to/to be not allowed to.

You are allowed to get married in Belarus when you are 18. В Беларуси разрешено жениться/ выходить замуж при достижении 18 лет.
Students are allowed to use these books free of charge. Студентам разрешается пользоваться этим книгами бесплатно.

В прошедшем времени употребляется could/was allowed to, либо couldn’t/wasn’t allowed to.

Many years ago you could/were allowed to smoke in cinemas but now it’s banned. Много лет назад разрешалось курить в кинотеатрах, но сейчас это запрещено.

Предложения(Offers,Suggestions)

Shall I/we ...? используется как предложение или приглашение (на русский язык часто переводится утвердительным, а не вопросительным предложением).

Shall I carry your bag? Давай я понесу твою сумку.
Shall we dance? Давай потанцуем./Потанцуем?

Совет(Advice)

Should и ought (to) выражают совет, рекомендацию.

You’re always asking me for money. I think you should spend less. Ты постоянно просишь у меня деньги. Я думаю, ты должен меньше тратить
You ought to be more careful with your health. Тебе нужно бережнее относиться к своему здоровью.

Разницы в употреблении should и ought (to) практически нет, но иногда последний выражает моральный долг.

You ought to help your elderly parents. Ты должен помогать своим престарелым родителям.

Говоря о том, что следовало или не следовало делать в прошлом, мы используем should/shouldn’t + Perfect Infinitive или ought to + Perfect Infinitive.

You should/ought to have told them the truth. (but you didn’t) Ты должен был сказать им правду (но ты не сказал).
You shouldn’t have gone there – it was a mistake. (but you did) Тебе не следовало туда идти, это было ошибкой (но ты пошел).

Долженствование(Obligation)

Must + Present Infinitive употребляется для выражения необходимости совершения действия, часто по воле говорящего, а также для выражения приказания и может относиться к настоящему и к будущему времени.

And now I must go back to my duties. А сейчас я должен вернуться к моим обязанностям.
You must leave the room at once! Ты должен немедленно покинуть комнату!

To have to употребляется тогда, когда речь идет о необходимости совершения действия в силу определённых обстоятельств, но не употребляется для выражения приказания.

I have to go on a diet. Я вынужден сесть на диету.

Для выражения долженствования в прошедшем и будущем вместо must употребляется глагол to have to в прошедшем и будущем времени.

I didn’t have to make any decisions. Мне не пришлось принимать решений.

Необходимость(Necessity)

Глагол need в качестве модального глагола в сочетании с Present Infinitive Passive или -ing form выражает необходимость совершения действия.

My car needs to be repaired. My car needs repairing. Моя машина нуждается в ремонте.

Needn’t/don’t need to/don’t have to + Present Infinitive выражает отсутствие необходимости совершения действия в настоящем или будущем.

We needn’t/don’t need to/don’t have to talk to each other unless we feel like it. Нам не нужно говорить друг с другом, если только мы не захотим этого.

Didn’t need to/didn’t have to + Present Infinitive выражает отсутствие необходимости совершения действия в прошлом. При этом мы не знаем, было ли действие совершено.

She didn’t need to/didn’t have to carry the bags all by herself. There were porters at the station. Ей не нужно было нести сумки самой. На станции были носильщики. (Мы не знаем, несла ли она сумки сама.)

Needn’t + Perfect Infinitive говорит о том, что действие было совершено в прошлом, хотя необходимости совершать действие не было.

She needn’t have carried the bags all by herself. There were porters at the station. (But she did.) Ей не нужно было нести сумки самой. На станции были носильщики. (А она несла.)

EXERCISES

Exercise 1. Write these sentences using the correct form of can, could, or be ableto. Where two answers are possible, write them both.
Model: I ____ see you tomorrow. I’ll be able to see you tomorrow. I can see you tomorrow.
1. It was too expensive – I ____ buy it.
2. When I was younger, I ____ speak Italian much better than I ____ now.
3. I ____ see you next Monday at ten.
4. They didn’t come to the restaurant – they ____ (not) afford it.
5. It took a long time, but in the end Tony ____save enough to buy his own hi-fi.
6. ____ you help me carry this downstairs?
7. He ____ draw or paint at all when he was a boy, but now he’s a famous artist.
8. Tom ____ drive but he hasn’t got a car.
9. Did you buy any fresh fish in the market? – No, I ____ get any.
10. I ____ come tomorrow, I’m afraid. I’m too busy.
11. When they came back from Paris they ____ speak perfect French.
12. I generally leave work at six, but I ____ leave earlier on Fridays.
Exercise 2. Choose the correct alternative.
1. The film’s been such a big success. I guess it ____ must be/can’t be easy to get tickets to see it.
2. You ____ should have thought/might think about going to Spainfor your next holiday.
3. You ____ must be/can’t be very proud of your son winning so many prizes
4. Why don’t you phone Katie now? She ____ can’t have left/must have left yet.
5. You ____ couldn’t have gone/may go on holiday when you’ve just had a holiday.
6. They ____ may be/must have been away for the weekend but I’m not sure.
7. They ____ can’t have been/ought to be in Canada by now
8. Something wrong ____ must have happened/may happen to Olga. She is usually very punctual.
9. She ____ could have/can’t have a ten-year-old daughter! She’s only twenty-one herself!
10. I don’t know why you wanted to stay at that party. You ____ might have enjoyed/can’t have enjoyed talking to all those boring people.
Exercise 3. Write what to say using can, could, may, might, shall, must, would, would you like, would you mind.There may be several possible answers.
Model: Offer to open the door for a stranger. Shall I open the door for you?
1. Ask your friends to join you for a meal.
2. Offer to make someone a sandwich.
3. Give someone permission to use your phone.
4. Suggest your friends to have a holiday with you.
5. Ask a friend for a pen.
6. You are at a party given by people you hardly know. You want to see their garden.
7. Offer to answer the phone.
8. Invite a friend to go for a swim this morning.
9. You are visiting a close friend and want to borrow his new car.
10. Ask someone to wait here for you.
11. Suggest going for a picnic this afternoon.
12. You are in a train. Ask another passenger if you can open the window.
Exercise 4. Fill in the blanks with can, could, might, must, should, would and appropriate forms of the verbs in brackets.
1. A. What’s the weather like? Is it raining?
  B. Not at the moment but it ____ later. (rain)
2. A. Where is Mum?
  B. I’m not sure. She ____ to the bank. (go)
3. A. Why didn’t you come to visit us yesterday?
  B. I had to work that evening, so I ____ .(go)
4. A. I saw you in the cinema yesterday.
  B. No, you didn’t. You ____ me. I didn’t go out yesterday night. (see)
5. A. When did you post the letter to Mary?
  B. This morning. So she ____ it tomorrow. (get)
6. A. When was the last time you saw Bill?
  B. Years ago. I ____ him if I saw him now.(recognise)
7. A. We weren’t sure which way to go. In the end we turned right.
  B. You went the wrong way. You ____ left.(turn)
8.   What are you doing?! You ____ here, it is forbidden! (must)
9.   If I were you, I ____ him (marry)
10. A. Where are the children?
  B. I don’t know exactly. They ____ in the garden.
Exercise 5. Fill in the blanks with appropriate forms of to have to and to be to.
1. She ____ to send a telegram because it was too late to send a letter.
2. You ____ to learn all the words for the next lesson.
3. Who ____ to go to the library to get the new books? – I was, but I couldn’t.
4. It is raining. You ____ to put on your raincoat.
5. “The patient ____ to stay in bed for a few days”, ordered the doctor.
6. The meeting ____ to begin at five o’clock. Don’t be late.
7. I ____ to help my friends with this work now, so I cannot go with you.
8. It was raining hard and we ____ to wait until it stopped raining.
9. I ____ to wear glasses as my eyesight is very weak.
10. They decided that she ____ to send them a telegram every tenth day.
Exercise 6. Choose the correct alternative.
1. You ____ shouldn’t/needn’t add any more salt. It’s bad for you.
2. You ____ shouldn’t/needn’t add sugar to the tea. It’s sweet.
3. You ____ shouldn’t/don’t have to eat so much chocolate. You will be fat.
4. You ____ may not/shouldn’t enter after the bell goes.
5. Shall I get in touch with them? – No, you ____ needn’t/shouldn’t.
6. Etiquette said that they all ____ had to/were to shake hands.
7. Nick came in and Mr. Thomson ____ had to/was to rise to shake hands.
Exercise 7. Paraphrase the following, using the modal verb need.
1. I see no reason why we should argue.
2. Is it so very necessary that you should go there at all?
3. There ia no use worring about her; she is quite able to take care of herself.
4. What’s the use of reproaching yourself!
5. I din’t think there is any need to help them.
6. It was quite unnecessary for you to do the work instead of him.
Exercise 8. Complete the situations with the sentences using should have/ shouldn’t have.
1. The children normally go to bed at 10 o’clock. It is now 10.30. They are not in bed; they are watching television. ____
2. We went for a walk. While we were walking, we got hungry but we hadn’t brought anything with us to eat. Somebody said: “We ____”.
3. I went to Venice. Tom lives in Venice but I didn’t go to see him while I was there. When I saw him later, he said: “You ____”.
4. The notice says that the shop is open every day from 7.30. It is now 9 o’clock but the shop isn’t open. ____
5. The driver in front stopped suddenly without warning and I drove into the back of his car. It wasn’t my faul. ____

Предлог (The Preposition)

предлоги служат средством выражения отношений существительного, местоимения, числительного или герундия к другим словам в предложении.

По своей форме предлоги делятся на простые, сложные и составные.

Простые предлоги – это предлоги, неразложимые на составные части: in, on, at, by, to, with, from и т. д.

Простые предлоги могут иметь по нескольку значений.

Сложные предлоги – это предлоги, которые образовались путём словосложения: inside внутри, outside снаружи, throughout через, upon на, into в и т. п.

Составные предлоги – это предлоги, которые представляют собой, в основном, сочетание существительного, прилагательного, причастия или наречия с простыми предлогами или союзами, объединённое единым значением: because of из-за, instead of вместо, by means of посредством и т. д.

Имеется еще небольшая группа предлогов, которые произошли из причастий: during в течение, including включая, conserning, regarding относительно и т. д.

Наши рекомендации