Построение структуры диалогового взаимодействия
Выделите отдельные функциональные блоки, составляющие Вашу систему и отдельные блоки данных (файлы, базы данных).
Составьте спецификацию на каждый функциональный блок (или на основные блоки). Примерная структура спецификации приведена в таблице 1.
Таблица 1
Спецификация функционального блока
Атрибут | Значения |
Назначение | Описание назначения блока, его цели |
Описание | Общий обзор действий блока |
Внешнее отображение | Связанные с блоком экранные элементы (окно) |
Входные/выходные данные | Содержание входных и выходных потоков данных |
База данных | Используемая блоком постоянная информация |
Входные/выходные сигналы управления | Содержание входных и выходных сигналов управления и действий, осуществляемых по этим сигналам |
Составьте структуру взаимодействия объектов (функциональных блоков, файлов и пользователей), в которой необходимо отразить потоки данных и потоки управления. Пример схемы взаимодействия приведен на рис. 1.
Опишите все потоки данных и потоки управляющей информации. Обозначение потоков данных начинается с буквы D (Data), потоков управления - с буквы C (Control). После буквы через черточку указывается блок-отправитель и блок-получатель потока. Например, описание потоков данных и управления, которыми обмениваются блок 2 "пользователь" и блок 4 "поиск данных" может быть следующим:
C2-4 - команда проведения поиска
D4-2 - система запрашивает ввод шаблона поиска
D2-4 - пользователь вводит шаблон поиска
Можно привести функциональную модель системы, созданную по технологии IDEF0 или UML (диаграммы Use case и/или Activity) .
Вся информация о взаимодействии системы с пользователем может быть сведена к матрице "роль пользователя/ функция системы", структура которой приведена в таблице 4.
Таблица 4
Матрица "роль пользователя/ функция системы"
Функциональный блок | Роль пользователя | ||
управление | входные данные | выходные данные | |
Функция 1 | |||
Функция 2 |
3.4. Разработка интерфейсных объектов.
При разработке меню и экранных форм, в том числе окон, диалоговых панелей и др. Вы должны учитывать принципы создания дружественных интерфейсов, изложенные в лекционном материале:
- принцип минимального рабочего усилия;
- принцип экономии памяти пользователя;
- принцип минимального времени на обучение;
- принцип согласованности элементов интерфейса;
- принципы учета возможностей пользователя (уровня знаний в области ВС, профессиональных привычек, общепринятых традиций и ассоциаций, индивидуальных особенностей пользователя.);
- принцип отображения текущего состояния процесса
- принцип визуализации;
- принцип "помощи" пользователю
- принцип объяснения результатов
- принцип диагностики ошибок и отказов
- принцип контроля доступа
- принцип активности пользователя
- принцип открытости, изменяемости системы
Кроме того, Вы должны руководствоваться правилами использования цвета и форматирования экранных форм:
1. Данные должны располагаться так, чтобы пользователь мог просматривать их в логической последовательности. Как правило, направление просмотра - из левого верхнего угла слева направо и сверху вниз.
2. Данные должны располагаться так, чтобы пользователь мог идентифицировать связанные группы информации. Отдельные группы логически связанных данных можно отделять вертикальными и горизонтальными линиями, помещать в отдельные ниши, панели.
3. Информация должна располагаться так, чтобы окно было композиционно "уравновешенным", т.е. "центр тяжести" должен быть примерно посредине окна. Желательно также, чтобы информация не была слишком плотной, чтобы не утомлять пользователя.
4. Расположение одинаковой или сходной информации в различных окнах должно быть согласованно. Желательно использование единого шаблона. Во время проектирования изображений полезно нарисовать их на разлинованной бумаге. При этом те элементы, которые являются общими для различных изображений (например, кнопки Ok, Cancel) следует помещать в одно место.
5. Выбор цвета и цветовых сочетаний не должен быть хаотичным. Вот несколько советов по использованию цвета:
- используйте минимальное количество цветов (не более 3 - 4-х), т.к. слишком пестрые изображения быстро утомляют глаза;
- для фона лучше использовать более спокойные тона. Если в изображении используется большое количество цветов, фон лучше сделать белым или серым. На светлом фоне цвета кажутся ярче и легче воспринимаются при различном внешнем освещении;
- текст и изображение должны четко выделяться на фоне. Нельзя использовать желтый цвет на белом фоне и синий - на черном;
- некоторые комбинации неприятны для глаз, например, голубой цвет символов на красном фоне;
- нужно учитывать общепринятые представления о цветах. Например, красный цвет считается цветом опасности и его лучше использовать в сообщениях об ошибках.
При создании справочной службы Вашей системы используйте правила и советы по созданию системы справок:
1. Полезно организовывать систему справок таким образом, чтобы она имела древовидную структуру. Самый первый раздел должен содержать перечень основных разделов. Это своеобразный каталог (содержание) всей справочной информации. Любой раздел может содержать список подчиненных разделов (см. рис. 2). Не следует делать слишком запутанную систему ссылок, это лишь затруднит пользователю поиск нужной справочной информации.
2. Каждый раздел, по возможности, должен полностью отображаться в распахнутом окне. Избегайте слишком длинных пояснений, длинный раздел лучше разбить на несколько связанных подразделов. Учтите, что люди считают текст на экране гораздо медленнее, чем напечатанный текст.
3. Старайтесь излагать справочную информацию простым и ясным языком с использованием примеров, иллюстраций. Можно использовать юмор, но не переусердствуйте в этом. Не используйте профессиональный жаргон.
4. Избегайте тесноты "монолитный" текст очень утомляет и затрудняет усвоение информации. Вставляйте пустые строки, абзацы, рисунки, выделяйте важную информацию шрифтом и цветом. Но помните, что слишком "раскрашенный" текст тоже может утомлять.