Условных размеров выявленного дефекта.
Для измерения координат расположения дефекта и коэффициента его выявляемости необходимо установить ПЭП на поверхность сканирования рельса в положении, при котором регистрируется максимальная амплитуда эхо-сигнала от дефекта, совместить маркер на экране дефектоскопа с эхо-сигналом и отсчитать индицируемые на экране значения H, L и Кд.
Для дефектов типа горизонтально ориентированных трещин, отслоений и выкрашиваний металла (коды 10.1-2, 11.1-2, 17.1-2, 30.Г.1-2, 38.1, 52.1-2), а также для вертикальных расслоений головки или шейки (коды 30.В.2, 50.2) при определении условной протяженности выявленного дефекта вдоль рельса (DL) необходимо, при заданной чувствительности контроля, перемещать ПЭП вдоль рельса вперед и назад, отметить мелом места расположения точки ввода ПЭП на поверхности рельса при граничных положениях ПЭП, в которых амплитуда эхо-сигнала в зоне сканирования будет находиться на пороговом уровне индикации, после чего измерить линейкой расстояние вдоль рельса между нанесенными метками, которое и является значением DL(рис. 37, 38, 39).
Условная высота дефекта (DН) при сканировании с поверхности катания определяется как максимальная разность индицируемых на экране дефектоскопа (при совмещении маркера с эхо-сигналом) значений координаты Н дефекта, полученных в той же зоне сканирования, которая используется при определении параметра DL. При сканировании с боковых поверхностей головки или шейки рельса при уточняющем контроле дефектов кодов 30В.2 и 50.2 (рис. 37, 38) для определения условной высоты дефекта DН перемещение ПЭП надо проводить в вертикальном направлении (по высоте рельса). Отметка двух положений ПЭП по высоте рельса, при которых эхо-сигнал находится на пороговом уровне, и измерение значения DН проводится аналогично, как и при измерении параметра DL, только в вертикальном направлении.
Для определения условной ширины дефекта (DХ) в направлении, перпендикулярном оси рельса (рис. 39), при сканировании с поверхности катания перемещение ПЭП надо проводить поперек рельса в направлении, перпендикулярном направлению акустической оси ПЭП. Отметка двух положений точки ввода ПЭП на рельсе, при которых эхо-сигнал находится на пороговом уровне, и измерение значения DХ проводится аналогично, как и при измерении параметра DL, только в поперечном направлении.
Рис. 37
Рис. 38
Рис. 39
ВНИМАНИЕ!
Для дефектов типа вертикальных поперечных трещин, выявленных наклонными ПЭП при контроле сварных стыков и отдельных сечений рельсов (коды дефектов 20.1-2, 21.1-2, 24.2, 25.2, 26.3, 27.2, 56.3, 66.3, 69.2), смысловые определения терминов условной ширины дефекта DХ и условной протяженности дефекта DL, приведенные в ГОСТах 14782-86 «Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые» и 18576-96 «Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые», а также в технологических инструкциях по ультразвуковой дефектоскопии сварных стыков рельсов, отличаются от приведенным выше. В этом случае значение DХ определяется при перемещении ПЭП вдоль рельса, а значение DL – при перемещении ПЭП поперек рельса - при сканировании с поверхности катания или с поверхности перьев, или по высоте рельса - при сканировании с боковых поверхностей головки и шейки рельса (см. рис. 40).
Рис. 40
Схема перемещения ПЭП относительно сварного стыка при
определении условных размеров дефектов:
а - условной протяженности DL, б - условной высоты DH и
условной ширины DX; 1,2 - крайние положения ПЭП и соот-
ветствующие им амплитуды; 3,4 - эхо-сигналы при измерении
условных размеров (DХ, DН, DL) дефектов; 5 - уровень сраба-
тывания АСД
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12