Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром

Цель работы: Ознакомиться с работой однополупериодного выпрямителя и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром.

Таблица 33.Приборы и оборудование

Блок – схема электронного выпрямителя     1 шт.
Осциллограф G1-93   1 шт.

Теоретическая часть

Выпрямителями переменного тока называются устройства, преобразующие переменный ток в постоянный. В качестве электронных вентилей используются электронные приборы, обладающие односторонней проводимостью.

В однополупериодном выпрямителе ток через нагрузку проходит в течение одной половины периода. В двухполупериодном выпрямителе ток через нагрузку проходит в течение обеих половин периода.

Выпрямители переменного тока позволяют переменный ток преобразовывать в пульсирующий, то есть в ток, постоянный по направлению, но изменяющийся по величине. Для преобразования пульсирующего тока в постоянный используют сглаживающие фильтры. В качестве фильтров используют катушки индуктивности и конденсаторы. На практике, как правило, применяют комбинированный фильтры: Г-образные и П-образные.

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru

Рис. 15. Электрическая схема для исследования работы выпрямителя

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с приборами (таблица 33), необходимыми для выполнения работы.

2. Подать в схему (рис. 15) напряжение и включить электронный осциллограф.

3. Получив на экране устойчивую кривую напряжения, зарисовать ее и измерить в миллиметрах максимальную и минимальную ординаты кривой напряжения hMAX и hMIN.

4. Записать результаты в таблицу 34.

Таблица 34.Исследование работы выпрямителя

№ п/п Однополупериодный выпрямитель Двухполупериодный выпрямитель
Наблюдение q hmax hmin Наблюдение q hmax hmin
  - мм мм   - мм мм
Без фильтра       Без фильтра      
Включен дроссель       Включен дроссель      
Включена емкость С2       Включена емкость С2      
Включена емкость С1       Включена емкость С1      

5. По полученным данным определить коэффициенты пульсации:

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru .

Ответить на вопросы

1. Какие устройства необходимы для преобразования переменного тока в постоянный?

2. В какой ток преобразуется переменный ток при использовании одно- и двухполупериодного выпрямителя?

3. Чем отличается однополупериодный выпрямитель от двухполупериодного?

4. Для чего нужен сглаживающий фильтр?

Лабораторная работа № 14. Исследование характеристик электронного усилителя

Цель работы: изучить работу усилителя низкой частоты (УНЧ), порядок снятия его характеристик и научиться определять по ним параметры усилителя.

Таблица 35.Приборы и оборудование

Генератор сигналов Г3-112   1 шт.
Вольтметр Ц 4324   2 шт.
Съемный блок «Усилитель низкой частоты»     1 шт.

Теоретическая часть

В лабораторной работе используется схема усилителя низкой частоты (рис 16), которая широко применяется в электронных усилителях.

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru

Рис. 16. Электрическая схема усилителя низкой частоты

В зависимости от назначения УНЧ источником входного сигнала может быть микрофон, звукосниматель, различные датчики и др. В качестве усилительного элемента используют транзисторы. Нагрузкой УНЧ могут быть входная цепь следующего каскада усилителя, усилитель мощности и др. На сопротивление R5 выделяется полезный сигнал. УНЧ предназначен для усиления электрических сигналов в некоторой полосе частот. Об особенностях УНЧ можно судить по его амплитудной характеристике (выходной) (рис. 17) и частотной характеристике (рис.18). По амплитудной характеристике УНЧ можно определить динамический диапазон, т.е.

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru

Рис. 17. Амплитудная характеристика УНЧ

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru

Где Uвых.max и Uвх.max ограничивают линейный участок характеристики.

Обычно динамический диапазон определяют в децибелах, т.е.

Д дБ = 20 lg Д

Чем больше Д, тем выше качество усилителя.

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru

Рис. 18. Частотная характеристика УНЧ

0,7Ко
К = f (F), при Uвх. = const, где К – коэффициент усиления;

F – частота входного напряжения.

Из характеристики видно, что электрические сигналы проходят через УНЧ с искажениями, причем искажения увеличиваются на самых низших и на самых высших частотах.

На высших рабочих частотах существенное влияние оказывает емкость Со. Ее сопротивление соизмеримо с сопротивлением нагрузки и, следовательно, емкость Со заметно шунтирует нагрузку.

В области средних рабочих частот обычно выполняется условие:

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru ; Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru .

При этом конденсатор С3 и емкость Со на коэффициент усиления каскада влияния не оказывают. Помимо разделительного конденсатора С3 и паразитной емкости Со на частотные свойства каскада оказывают влияние и другие реактивные элементы, в частности С2.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с приборами и оборудованием (таблица 35), необходимым для проведения работы.
  2. Зарисовать схему усилителя низкой частоты (рис. 16).
  3. Снять частотную характеристику усилительного каскада К = f (F), при U вх = 0,2 В. На вход усилителя от звукового генератора подается напряжение 0,2 В, которое в течение всего опыта поддерживается постоянным и, изменяя частоту (указана в таблице 36), измерить выходное напряжение.

Вычислить коэффициент усиления:

Лабораторная работа № 13. Исследование формы кривой и величин напряжений в различных участках одно- и двухполупериодного выпрямителя без фильтра и с фильтром - student2.ru .

Результаты записать в таблицу 36.

Таблица 36.Снятие частотной характеристики УНЧ

F Гц 1кГц
Uвых В                      
К -                      
  1. Снять амплитудную характеристику каскада U вых = f (U вх) на частоте F = 1 кГц при изменении входного напряжения в пределах от 0 до 1 В. Результаты измерений записать в таблицу 37.

Таблица 37.Снятие амплитудной характеристики УНЧ

U вх В 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0
U вых В          
  1. Построить графики частотных и амплитудных характеристик.
  2. Сделать выводы по каждой из характеристик.

Техника безопасности

Исследование законов электротехники связано с применением достаточно высоких напряжений. В лаборатории применяются напряжения величиной 220, 127, 110 В и других более низких значений. Поражение током при этих напряжениях может привести к тяжелым последствиям. Необходимо помнить, что электрический ток силой 0,05 А является опасным для жизни, а ток силой 0,1 А и выше смертельным.

1.Приступая к работе с электрическим оборудованием, помните об опасности поражения электрическим током и будьте осторожны.

2. К сборке схемы приступайте только после того, как все вопросы, связанные с аппаратурой и источниками питания, выяснены.

3.Электрические схемы необходимо собирать только при отключенном источнике питания.

4. Убедитесь в исправности изоляции соединительных проводов. Во избежание обрывов и замыканий соединительных проводов располагайте их аккуратно и надежно зажимайте клеммами.

5. Приборы управления и измерительные приборы надо расставлять так, чтобы было удобно и безопасно управлять их работой и наблюдать за показаниями.

6. Собранная схема должна быть проверена преподавателем.

7. Включать схему можно только после разрешения преподавателя и в его присутствии.

8.Все изменения в схеме или выяснение причин ее неисправности производить только при отключенном источнике питания, а при работе с электрическими машинами – только после полной остановки движущихся частей.

9. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться оголенных токоведущих частей цепи, находящихся под напряжением, а при работе с электрическими машинами следите за тем, чтобы одежда, волосы, провода или посторонние предметы не были захвачены вращающимися частями.

10. Помните, что прикосновение к конденсаторам, имеющим остаточный заряд, опасно. После выключения цепи необходимо разрядить их.

11. Для проверки наличия напряжения на элементах схемы следует пользоваться индикаторами напряжения (вольтметром или контрольной лампой).

12. При любой неисправности, в том числе исчезновения напряжения в питающей сети, электрическая схема должна быть полностью отключена.

13. После окончания работы следует отключить источник питания. С разрешения преподавателя разобрать схему и привести в порядок рабочее место.

14. В случае поражения человека электрическим током немедленно отключить электроустановку, вызвать преподавателя, а при необходимости врача и оказать первую помощь пострадавшему.

15. В случае возникновения пожара или признаков горения необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю и организованно покинуть помещение.

Литература

  1. Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника : учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / Наталия Юрьевна Морозова /.- 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
  2. Немцов М.В. Электротехника : учеб. пособие для сред. учеб. заведений / М.В. Немцов, И.И. Светлакова. - Гриф МО. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 572 с.
  3. Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники., М., Высшая школа, 1989.
  4. Ярочкина Г.В. Основы электротехники : учеб.пособие для учреждений нач.проф.образования / Галина Владимировна Ярочкина/ . – М : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  5. Ярочкина Г.В. Контрольные материалы по электротехнике : учеб.пособие для учреждений нач.проф.образования / Галина Владимировна Ярочкина. – 2-е изд.испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 112 с.
  6. Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленников В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники., М., Высшая школа, 1983.
  7. Масленников В.В. Руководство к проведению лабораторных работ по основам электроники., М., Высшая школа, 1985.
  8. Чекалин И.А. Руководство к проведению лабораторных работ по общей электротехнике., М., Высшая школа, 1983.

Для заметок

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для заметок

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПОДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Составитель: И.В. Шапорева

Редактор: Л.В.Дубова

Подписано в печать . Формат 60´80 1/16.

Печать плоская. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .

Тираж 50 экз. Заказ №

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический

университет имени В.И. Ленина»

Отпечатано в УИУНЛ ИГЭУ

153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34.

Наши рекомендации