Ослабление поля возбуждения тяговых электродвигателей
При определенной скорости наступает ограничение по напряжению. Дальнейшее увеличение скорости вызывает уменьшение тока при почти постоянном напряжении и приводит к резкому уменьшению мощности генератора.
Для возврата дизель-генератора в зону полной нагрузки и возможности расширения диапазона скоростей применяется регулирование тяговых электродвигателей путем изменения их магнитного потока возбуждения (ослабления магнитного поля).
Переход на ослабленное поле и назад должен происходить непосредственно перед началом ограничения мощности на внешней характеристике генератора, чтобы было соблюдено условие постоянства мощности до и после перехода. В противном случае будет наблюдаться рывок тепловоза и нежелательные переходные процессы в электрической цепи генератор—электродвигатель. Это может привести к повреждению электрических машин и аппаратов.
На тепловозе используется автоматическое двухступенчатое ослабление поля возбуждения тяговых электродвигателей при помощи реле перехода РП1 и РП2 типа РД-3010. Они управляют контакторами ВШ1 и ВШ2, включающими резисторы шунтировки СШ1— СШ6 I и II ступеней ослабления поля.
Катушки напряжения реле включены через регулировочные резисторы СРПН1 и СРПН2 на напряжение тягового генератора (плюс— провод 508, минус — провод 499). Таким образом, ток в катушках напряжения реле пропорционален напряжению генератора и может быть отрегулирован этими резисторами.
Токовые катушки подключены через резистор СРПТ параллельно участку силовой цепи тягового генератора (502, 499). Ток в них пропорционален току тягового генератора и вместе с возвратной пружиной удерживает якорь реле в отключенном состоянии.
При увеличении скорости тепловоза и уменьшении тока генератора удерживающее усилие якоря уменьшается. Одновременно увеличение напряжения усиливает действие тока катушек напряжения, что и вызывает срабатывание реле. Это происходит в определенных точках тяговой характеристики (перед началом ее ограничения) и при определенных скоростях тепловоза, приблизительно равных для I ступени 39—44 км/ч, для II ступени 55—65 км/ч.
После включения РП1 его замыкающий контакт (262, 157, 264) подает питание на электро-пневматический вентиль группового контактора ослабления поля ВШ1, который главными контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторы ослабления поля (шунтировки) СШ1—СШ6, npи этом по обмоткам возбуждения пойдет 57—63% общего тока цепи. Вспомогательный контакт ВШ1 (518, 519) вводит в цепь катушки напряжения дополнительный резистор, подготавливая ее к заданному режиму отключения. Замыкающий контакт ВШ1 (501, 509) подготавливает цепь питания катушки реле РП2, что гарантирует необходимую последовательность включения реле.
Включение II ступени ослабления поля от реле РП2 и подключение параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей резисторов СШ1—СШ6 II ступени происходит аналогично. Величина тока, проходящего по обмоткам возбуждения, составляет 35—39% общего тока цепи.
Уменьшение скорости движения тепловоза вызывает увеличение тока тягового генератора и снижение его напряжения, что приводит к отключению реле перехода РП2 (переход на I ступень ослабления поля). При дальнейшем уменьшении скорости отключается реле РП1 (переход на полное поле).
Для исключения звонковой работы реле перехода часть резистора СРПН на отключение реле (408, 409, 511, 666) закорачивается замыкающим контактом реле РУ4 с 1-й по 11-ю позицию контроллера. Тумблер «Управление переходом» в цепи питания катушек групповых контакторов ВШ1 и ВШ2 служит аварийным отключателем в случае появления неисправности в цепях управления ослаблением поля.
Для уменьшения подгара контактов контакторов ВШ1 и ВШ2 и переходных процессов в цепи тяговых электродвигателей в схему введены вспомогательные контакты ВШ1 и ВШ2, исключающие снятие нагрузки генератора на нулевой позиции контроллера при включенных контакторах ВШ1 и ВШ2. От замкнутого на нулевой позиции контакта контроллера через замыкающие контакты реле РУ18 (1186, 1187) и контакторов ВШ1 и ВШ2 (1067, 1068) напряжение подается в цепь питания контакторов возбуждения ВВ и КВ. Нагрузка на нулевой позиции снимается только после отключения контакторов ВШ1 и ВШ2.