Обнаружение неисправностей в холодильных установках
Ниже следует краткое описание действий по проверке работы оборудования, которые должен предпринимать специалист по техническому обслуживанию, их значение и возможные последствия обнаруженных рабочих показателей.
- Простое ощупывание рукой позволяет определить наличие повышенной или пониженной температуры газа на участке нагнетания компрессора. Таким же образом можно обнаружить создание ненормальной температуры газа на всасывании, а также признаки, свидетельствующие о нарушениях значений давления в контуре.
- Повышенная температура головок компрессора или его остановка вследствие срабатывания защиты от повышенной температуры может быть следствием следующих легко определяемых причин: выход напряжения в сети за допустимые пределы (слишком низкое, или слишком высокое), недостаточное количество фреона или масла, слишком высокое значение соотношения давлений, повышенная температурная нагрузка.
- Повышенная вибрация компрессора или недостаточная активация холодильных групп, либо наличие пятен масла на полу являются признаками утечек в контуре, уже имеющих место или потенциальных. Действительно, слишком интенсивная вибрация трубок может легко привести к поломке или нарушению пайки.
- Повышенный уровень шума при работе поршневого компрессора часто вызван износом внутренних частей вследствие недостаточной смазки. Наличие характерного шума «взбивания» при запуске вызвано скоплением жидкого фреона в картере при остановках. Пена смеси масла с фреоном, проходя через клапаны, приводит к возникновению именно такого шума, продолжающегося до тех пор, пока агент не испарится или не восстановится уровень масла.
- Частые циклы запуска/остановки компрессора или эл. двигателей вентиляторов являются признаком неправильной регулировки либо недостатка количества агента в установке.
- Появление инея на линии всасывания на корпусе компрессора свидетельствуют о возврате жидкого агента, который можно устранить, настроив терморегулирующий вентиль.
- Покрытие батареи испарителя инеем, или загрязнение либо засорение батареи конденсатора, являются очевидными причинами несоответствующего рабочего давления, которое можно легко восстановить, удалив иней или очистив батарею от загрязнений.
- Повышенная температура газа на входе в конденсатор может возникнуть из-за наличия воздуха или других неконденсируемых элементов в контуре, в частности, если величина переохлаждения жидкости слишком высока.
- Если при прикосновении рукой очевидно, что приемник жидкости является относительно холодным, это может говорить о наличии неконденсируемых элементов в жидкости.
- Повышенное переохлаждение фреона может быть признаком затопления конденсатора жидким фреоном, то есть имеет место его перезагрузка.
- Повышенный перегрев газа на выходе из испарителя может быть следствием недостаточного количества холодильного агента, либо неправильной регулировки терморегулирующего вентиля.
- Наличие пузырьков под смотровым стеклом на линии жидкости может означать недостаток загрузки агента, либо слишком большого снижения его нагрузки.
- Недостаток фреона может возникнуть вследствие его утечки из контура, для обнаружения которой существует ряд способов. Например, при нанесение кистью мыльной пены на места возможной утечки (места пайки, ударов и пр.), в местах утечки появляются пузырьки. Современные ультразвуковые течеискатели позволяют определять на слух (с использованием наушников) свист вытекающего газа, обычно не различимый на сопровождающих его частотах: эти устройства функционируют даже при ветре, присутствии других газов, способных исказить показатели измерений, не требуют добавления специальных присадок в контур. По мнению организации ЕРА (EnvironmentalProtectionAgency, американское агентство по защите окружающей среды), электронные ультразвуковые течеискатели являются наиболее эффективным типом измерительных приборов для обнаружения небольших утечек хладагента из контура.
- Желтый цвет индикатора влажности означает наличие избытка влаги в контуре. Если в результате этого образуется иней на фильтре-осушителе, необходимо его заменить.
- Остановка вентиляторов конденсатора и испарителя может означать наличие неисправностей или поломок, поэтому их надо осмотреть и при необходимости отремонтировать. Это же правило действует в отношении насосов циркуляции.
- Если после освобождения контура не сохраняется вакуум, это говорит об утечке в контуре, либо о наличии внутреннего хладагента и/или, с учетом давления, кипящей воды. Если внутреннее давление выше атмосферного, речь может идти только о наличии кипящей воды или хладагента, поскольку при утечке внутреннее давление не может быть выше атмосферного.
- Гибкие шланги вакуумного насоса должны иметь одинаковый либо больший диаметр, чем соответствующие штуцеры самого насоса.
- Показания мановакууметра позволяют определить, достигается или не поддерживается требуемое разряжение при отключении контура от насоса и что в контуре полностью отсутствует вода.
- Необходимо убедиться, что аварийные клапаны для сверхдавлений не установлены последовательно, обычно они должны располагаться параллельно.
- Прежде чем производить закачку азота в контур, необходимо проверить наличие регулятора давления на баллоне. Кроме того, необходимо быть уверенным, что загрузка производится не жидким азотом, а азотом в газообразном состоянии.
- При поиске мест утечки в контуре или компрессоре нельзя использовать кислород или сжатый воздух: смешивание некоторых видов хладагентов с воздухом или кислородом может привести к взрыву.
- Во избежание взрыва запрещается приближать к баллонам с хладагентом источники открытого огня. По этой же причине запрещается использовать открытое пламя для разогрева баллона.
- При использовании очень старого холодильного или иного оборудования необходимо проверить имеющиеся в нем холодильные агенты, которыми могут оказаться такие, как метил-хлорид, сульфат-ангидрид, аммиак (последний используется и в недавно выпущенных установках). Сбор этих фреонов нельзя производить обычными способами. Кроме того, при несоблюдении соответствующих мер предосторожности некоторые из них могут представлять опасность для специалиста, производящего работу.
- Если при работах по ремонту холодильного контура или по сбору фреона появляется резкий запах, причиной этого может быть перегорание компрессора, так как фреоны в небольших количествах не имеют запаха.
- При проверке герметичного холодильного контура, в котором обнаружены утечки, прежде всего необходимо искать пятна масла. Наличие масла указывает на место утечки.
- Если для обнаружения утечки в контуре необходимо прибегнуть к использованию сигнального газа, следует выбрать R-22 и ни в коем случае не использовать CFC. Для прокачки контура и поиска утечек необходимо использовать небольшое количество R-22 в смеси с азотом. Использование кислорода или сжатого воздуха недопустимо, так как при его контакте с хладагентом имеется вероятность возгорания или взрыва.
- Фильтр-осушитель необходимо заменять при каждом вскрытии контура при проведении его технического обслуживания.
- При освобождении контура вакуумный насос должен быть в состоянии создавать разряжение, соответствующее давлению в 500 мкм рт. ст. (или просто 500 мкм), эквивалентное 0,5 мм рт. ст.
- Повышение давления нагнетания в холодильном контуре выше нормы может возникнуть из-за наличия неконденсируемых газов в самом контуре.
- Перед операциями по ремонту контура необходимо произвести измерение кислотности извлеченного холодильного агента. На основании результатов измерении можно установить, может ли он быть использован заново или нет. Холодильный агент может помещаться в контур только после проведения анализа его состояния. Кроме того, фильтр-осушитель в любом случае должен быть заменен.
- Если при функционировании установки имеются признаки загрязнения хладагента, он должен быть переработан и очищен от загрязнения. Установки для переработки и очистки могут устранить содержащиеся в нем неконденсируемые элементы, масло, кислоты и влагу и очистить холодильный агент, доводя уровень его качества до показателей, близких к показателям нового; однако регенерированный таким образом холодильный агент не может быть использован сразу же. Перед использованием он должен пройти тест ARI 700 (ARI сокращение от AirconditioningandRefrigerationInstitute). Возврат холодильного агента в контур без прохождения теста может допускаться только в небольших установках, где незначительное количество холодильного агента и низкая стоимость оборудования не оправдывают затрат на тестирование.