Недостаточное количество смазки
Причины недостаточного количества смазки могут быть самыми разными:
— ошибки на стадии проектирования и выбора мощности холодильных установок (в случае холодильных систем с раздельными секциями (сплит-системами));
— неправильная регулировка и балансировка контура;
— миграция холодильного агента;
— неполадки в компрессоре.
Недостаточное количество масла в картере приводит к различным поломкам механических частей. Самую большую опасность представляет наличие следующих признаков:
1) прерывистый режим функционирования (даже при наличии дифференциального реле давления масла эта опасность сохраняется);
2) продолжительное функционирование с пониженной нагрузкой, в результате которого может быть осложнен нормальный возврат масла;
3) тенденция к образованию пены в масле при изменении рабочего режима. Масляная пена засасывается газообразным холодильным агентом внутрь контура, что приводит к понижению нагрузки компрессора;
4) растворение масла холодильным агентом (сильно разбавленное масло часто образует сильную пену, что приводит к снижению давления в картере и затрудняет распределение масла насосом). При запуске со слишком разведенным маслом возникает опасность попадания холодильного агента на подшипники и стенки цилиндра, соприкасающиеся с поршнем. Компрессионные кольца оставляют на стенках цилиндра царапины, являющиеся причиной появления частиц металла, стирающих поршень, придавая ему колоколообразную форму. Следствием этого является частичное или полное заклинивание поршня.
Функция масла, сама по себе являющаяся чрезвычайно важной, так как обеспечивает смазку подвижных частей, приобретает еще большее значение в винтовых компрессорах, где масло играет также роль уплотнения между винтом и корпусом, а также между боковыми поверхностями впадин главного винта и зубьями роторов.
Обычно использование дифференциального реле давления исключает возможность наличия недостаточного давления масла при нормальном функционировании, однако чаще всего не позволяет определить кратковременные и повторяющиеся перебои с подачей масла. Учитывая это, наилучшим способом решения проблемы является установка аварийных электронных манометров, способных определить наличие даже незначительных аномалий с давлением масла.
Типичным признаком наличия неисправности компрессора, вызванной недостатком смазки, является износ дальнего подшипника коленчатого вала, в то время как передний подшипник остается смазанным должным образом.
Как известно, в поршневых компрессорах уровень масла проверяется визуально через смотровое стекло. Температуру и давление в контуре может определить на щите управления холодильной машины специально обученный работник. Он должен также сравнить полученные данные с показателями, рекомендованными изготовителем оборудования.
При диагностике возможных неисправностей специалисту может понадобиться соответствующим образом обновленная техническая документация по установке.
Износ и поломки
Повышенное давление на выходе или на входе может привести к созданию нагрузок на вкладыши, превышающие максимально допустимые показатели, а это, в свою очередь, может повлечь за собой выход из строя не только вкладышей, но и шатунов и коленвала. При высоких показателях соотношения давлений в поршневых компрессорах первым объектом перегрузки становится палец, соединяющий шатун с поршнем, подверженным прогрессивному износу. Если соотношение давлений увеличивается еще больше, то давление остаточного газа, скапливающегося в мертвой зоне цилиндра, увеличивается и толкает поршень вниз на большей части его спуска. Таким образом, не только затрудняется поступление смеси в цилиндр, но и поддерживается практически постоянное давление на палец поршня, препятствуя попаданию на него смазки и подвергая металл перегрузкам. В этих условиях отверстие шатуна может принять овальную форму, приводя к его ускоренному износу, а также вызывая износ пальца.
Некоторые модели компрессоров разрабатываются и изготавливаются с использованием шатунов и пальцев повышенной прочности для того, чтобы выдерживать высокое соотношение давлений. Как бы то ни было, в средне- и долгосрочном плане единственным способом предотвращения выхода из строя пальца является поддержание режима работы компрессора в предусмотренных пределах. Таким образом, конструкция компрессора, условия и продолжительность его эксплуатации являются основными факторами, определяющими способность компрессора переносить повышенное соотношение давлений.Соотношение давлений
Соотношение давлений при работе компрессора является одним из самых важных условий положительности, а также постоянства режима его функционирования: его завышение всегда связано с возникновением риска появления неисправностей, а слишком низкое соотношение, в свою очередь, также является причиной возникновения проблем. Поэтому при эксплуатации установок, особенно на низкотемпературных режимах, очень важно поддерживать соотношение давлений в пределах показателей, предусмотренных изготовителем компрессора.
Как известно, под соотношением давлений понимается результат деления абсолютного давления на выходе на значение абсолютного давления на входе. Термин «абсолютное» относится к понятию абсолютного вакуума, в закрытом холодильном контуре абсолютное давление на выходе и на входе соответствует показанию манометра с добавлением значения атмосферного давления. Манометр калибруется таким образом, чтобы показывать 0 барпри нормальном атмосферном давлении, то есть когда он не подсоединен к холодильному контуру или к иному источнику возникновения давления. В связи с тем, что атмосферное давление меняется с изменением высоты, для удобства принимаются за основу показатели на уровне моря.