Учет справочно-библиографического и информационного обслуживания пользователей

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке учета статистических показателей работы

Муниципального казенного учреждения культуры

«Централизованная библиотечная система» города Челябинска

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данная Инструкция определяет единый порядок и требования к организации учета библиотечно-информационного обслуживания пользователей в библиотеках МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска (далее Инструкция).

1.2. Целями учета в библиотеках МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска (далее МКУК ЦБС) первичных статистических показателей библиотечно-информационного обслуживания пользователей являются:

- мониторинг результатов основной деятельности для контроля выполнения муниципального задания и принятия управленческих решений;

- создание базы планирования деятельности библиотеки и отчетности по её работе.

1.3. Инструкция разработана на основании ГОСТа 7.0.20-2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления».

1.4. Обязательными для учета первичными статистическими данными библиотечно-информационного обслуживания пользователей МКУК ЦБС являются статистические данные, которые относятся к показателям официального статистического учета и подлежат отражению в формах федерального статистического наблюдения 6-НК.

1.5. В Инструкции используются следующие основные термины:

- библиографическая запись электронного каталога - элемент библиографической информации, фиксирующий в электронной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска. В состав библиографической записи входит библиографическое описание, термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики), аннотация, указание места хранения документа, дата создания библиографической записи, сведения служебного характера;

- библиографическая справка - ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка), о содержании библиографической информации по определенной теме (тематическая справка); об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка);

- библиотечное мероприятие - вид библиотечной услуги, представляющий собой совокупность действий и организационных форм, ориентированных на целевые группы участников для удовлетворения их потребностей в знании, информации, повышении квалификации, получении навыков работы с библиотечно-информационными ресурсами, общении;

- библиотечный пункт - форма внестационарного обслуживания - территориально обособленное подразделение, организуемое по месту жительства, работы или учебы пользователей библиотек;

- внестационарное библиотечное обслуживание - обслуживание читателей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках;

- выдача документа - предоставление во временное пользование документа из библиотечного фонда по запросу пользователя, включая полученный библиотекой из других фондов по всем видам абонемента и всем формам доставки документов, в том числе предоставление доступа к электронному документу или его части;

- запрос пользователя библиотеки - требование пользователя библиотеки на предоставление библиотечной услуги;

- консультация - ответ на запрос пользователя, содержащий не конкретные запрашиваемые данные, а указывающий путь к их самостоятельному получению;

- копия документа - идентичное воспроизведение содержания и/или внешнего облика документа на любом носителе и в любых формах представления;

- обращение – запрос удаленных пользователей в библиотеку по почте, по телефону, факсу, по информационно-телекоммуникационным сетям на получение библиотечно-информационных услуг и продлению документов;

- обращение к веб-сайту библиотеки - сеанс взаимодействия пользователя с сайтом, включающий просмотр не менее одной страницы; приравнивается к посещению библиотеки;

- отказ- неудовлетворенный запрос пользователя на ресурсы и услуги по профилю библиотеки;

- подшивка (переплетная единица) - совокупность номеров периодических изданий (документов), сшитых, переплетенных или скрепленных другим способом в одно целое и принимаемых за одну учетную единицу фонда и выдачи документов;

- пользователь (читатель, абонент, посетитель мероприятия) библиотеки - физическое лицо (индивидуальный пользователь) или юридическое лицо (коллективный пользователь), обращающееся в библиотеку за библиотечно-информационными услугами;

- посетитель библиотечного мероприятия - человек, принимающий участие в библиотечном мероприятии и зарегистрированный в установленных библиотекой формах учёта и отчётности;

- посещение - приход пользователя в помещение библиотеки с целью получения библиотечно-информационной услуги, участия в библиотечном мероприятии, использования библиотечного пространства для общения, обращения к ее веб-сайтам;

- удаленный пользователь - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки вне ее стен, в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей;

- фактографическая справка - ответ на запрос, содержащий фактические сведения;

- экземпляр - каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него;

- электронный документ - документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. К электронным документам относятся документы, размещённые на внешних технических средствах, получаемые библиотекой во временное пользование (доступ) через информационно-телекоммуникационные сети на условиях договора, контракта, лицензионного соглашения с производителями информации (сетевые удалённые документы);

- электронный каталог (эк)– машиночитаемый библиотечный каталог, состоящий из совокупности библиографических записей на документы, входящие в состав фонда библиотеки, обеспечивающий деятельность библиотеки по заказу, каталогизации, поиску, выдаче документов, решения задач по отчётности как в локальной вычислительной сети библиотеки, так и через веб-приложения.

1.6. Формы учетной документации МКУК ЦБС и сроки их хранения:

1.7. Основными (обязательными) формами первичной учетной документации в библиотеках являются:

- Формуляр читателя - предназначен для учета пользователя библиотеки, контроля и учета выданных ему и возвращенных им произведений печати и других документов и анализа читательского и информационного спрос (Приложение № 1). Срок пользования и хранения формуляра читателя и регистрационной карточки пользователя составляет три года (при отсутствии задолженности).
- Регистрационная карточка пользователя - предназначена для учета пользователя библиотеки и анализа сведений о нем («Инструкция по работе с персональными данными пользователей МКУК ЦБС»).
- Тетрадь учета номеров пользователей - ведется для исключения повторов в нумерации формуляров пользователей (Приложение № 2). Документы хранятся в библиотеке в течение текущего календарного года.
- Тетрадь учета номеров пользователей по регистрационной картотеке пользователей - ведется для исключения повторов в нумерации регистрационных карточек пользователей (Приложение № 2а).
- Паспорт мероприятия - предназначен для учета и анализа мероприятия, проводимого библиотекой (Приложение № 7).
- Листы (тетрадь) оперативного учёта (ежедневной статистики) - предназначены для ежедневного учета основных показателей деятельности библиотеки: количества читателей, посещений, выдачи документов пользователям по отраслям знаний и т.д. (Приложение № 11).
- Тетрадь учета справок и консультаций - предназначена для учета информационных запросов пользователей, требующих поиска и выбора информации из различных источников, и консультаций, обращений удаленных пользователей (Приложение № 12). Документы подлежат хранению в библиотеке в течение трех лет.
- Картотека регистрации абонентов информации - предназначена для учета абонентов и анализа сведений о них (Приложение № 8, 9).
- Тетрадь учета электронной доставки правовых документов (ЭДПД) - предназначен для учета и анализа выдачи копий правовых документов (Приложение № 10).
- Счетчик посещений и регистрации пользователей веб-сайта МКУК ЦБС, либо присылаемая им форма «Сводной статистики» (используется любой счетчик интернет-статистики: HotLog, Google Analytics, Яндекс метрика и др.) - предназначен для учета обращений удаленных пользователей. Ежемесячная копия показаний счетчика или форма «Сводной статистики» посещений и регистрации пользователей веб-сайта МКУК ЦБС сохраняется в электронном виде в течении 3-х лет.
- Счетчик статистики выдачи сетевых удаленных документов (как правило - встроенный модуль лицензионного программного обеспечения, закупленного библиотекой) - - предназначен для учета выдач документов удаленным пользователям. Ежемесячная копия показаний счетчика статистики выдачи сетевых удаленных документов сохраняется в электронном виде в течении 3-х лет.
- Словарь «Дата ввода», автоматически формирующийся в программном обеспечении, используемом для ведения Электронного каталога (ИРБИС) Постоянно.

1.8. Дополнительными формами первичной учетной документации при обслуживании пользователей библиотек являются:

- Книжный формуляр - предназначен для учета и контроля за выданным и возвращенным пользователем документом и анализа его использования (Приложение № 4).

- Листок возврата книги - предназначен для учета выдачи пользователю библиотеки документа, фиксации срока пользования документом (Приложение № 5).

1.9. Вторичные обязательные документы:

- Дневник работы библиотеки или Дневник работы структурного подразделения библиотеки (далее Дневник работы), фиксирующий всю работу библиотеки или структурного подразделения библиотеки (Приложение № 13).

Дневник работы подлежит хранению в библиотеке в течение трех лет.

- Дневник пункта выдачи библиотеки ((Приложение № 14). Вся учетная и отчетная документация внестационарных форм обслуживания хранится в библиотеке в течение трех лет.

- Отчеты о работе библиотек за период времени: месяц, квартал. Документы хранятся в библиотеке в течение текущего календарного года.

- Статистическая форма № 6-НК.

Статистические (форма 6-НК) и информационные отчеты библиотеки подлежат постоянному хранению.

Сводные статистические и информационные отчеты МКУК ЦБС подлежат постоянному хранению.

УЧЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

2.1. Запись пользователя производится в соответствии с Правилами пользования библиотеками МКУК ЦБС города Челябинска.

2.2. Основанием для учета пользователей в библиотеках МКУК ЦБС является их первичное обращение с целью получения документов, возврата документов, продления сроков пользования ими, получения справки, посещения мероприятия, пользования электронными ресурсами.

2.3. Единицей учета количества пользователей библиотеки (внестационарных форм обслуживания) является физическое лицо, зарегистрированное в формуляре читателя, регистрационной карточке пользователя.

2.4. Учет общего числа пользователей суммарно определяется на основании формуляров читателей каждого структурного подразделения библиотеки. Учет ведется согласно порядковым номерам записи или перерегистрации пользователей за текущий год каждого структурного подразделения (внестационарных форм обслуживания) библиотеки по утвержденной форме (Приложение № 2).

2.5. Учет читателей всего и в том числе по возрастному составу, социальному статусу ведется ежедневно в Дневнике работы Часть 1 «Учет состава читателей и посещений».

2.6. Общее количество пользователей библиотеки будет состоять из суммы зарегистрированных пользователей (по числу формуляров):

- стационарной библиотеки;

- пунктов внестационарного обслуживания.

2.7. Единицей учета удаленных пользователей, обращающихся в библиотеку через веб-сайт является уникальный IP-адрес пользователя (физического или юридического лица или организации), зафиксированный установленным счётчиком (Hot loq или другими).

2.8. Учет общего числа пользователей, обращающихся в библиотеку через веб-сайт МКУК ЦБС, осуществляется по количеству уникальных IP-адресов лиц и организаций, зафиксированных статистическим счетчиком, установленным на веб-сайте МКУК ЦБС и подтверждается ежемесячной электронной копией показаний счетчика или сводной статистики, присылаемой счетчиком.

УЧЕТ ПОСЕЩЕНИЙ (ОБРАЩЕНИЙ)

3.1. Посещение или обращение является количественным показателем библиотечной статистики и характеризует объем работы библиотеки и читательскую активность.

3.2. Посещением библиотеки считается

- приход пользователя в библиотеку или внестационарный пункт обслуживания) для записи, перерегистрации, получения, возврата документов и продления сроков пользования, получения справок и консультаций, работы со справочно-библиографическим аппаратом, участия в библиотечном мероприятии, поиска информации в электронных ресурсах (локальных и сетевых) и т.д.;

- обращение в библиотеку посредством средств коммуникации (телефон, электронная почта, информационно-телекоммуникационные сети) для продления срока пользования документами.

3.3. Единицей учета посещений является посещение – приход пользователя в библиотеку или внестационарный пункт обслуживания, зарегистрированный в читательском формуляре, паспорте мероприятия

3.4. Единицей учета обращений на продление пользователем сроков возврата документов является телефонный звонок, электронная почта, зафиксированные в формуляре читателя.

3.5. Учет посещений в библиотеку или внестационарный пункт обслуживания производится по числу посещений, зафиксированных в формулярах читателей. Обращение в библиотеку посредством средств коммуникации для продления срока пользования документами учитывается как новое посещение.

3.6. Учет посещений на мероприятиях входит в общее число посещений библиотеки

3.7. Учет посещений библиотеки ведется ежедневно в Дневнике работы Часть 1 «Учет состава читателей и посещений».

3.8. Учет посещений массовых мероприятий ведется в Паспорте мероприятия и отдельно в Части 1-ой и Части 3-ей Дневника.

3.9. В общее количество посещений библиотеки входят посещения локальных и удаленных пользователей:

- стационарной библиотеки,

- внестационарных пунктов обслуживания,

- мероприятий в библиотеке.

3.10. Обращение удаленных пользователей осуществляется

- на сайт МКУК ЦБС;

- в библиотеку посредством средств коммуникации (телефон, электронная почта) для получения библиографических справок, консультаций;

- обращение в службу «электронной доставки документов»;

- к удаленным сетевым лицензионным ресурсам, предоставляемым библиотекой.

3.11. Единицей учета обращений к веб-сайту МКУК ЦБС является одно обращение на сайт библиотеки, зарегистрированного счетчиком как 1 визит.

3.12. Единицей учета обращения в службу «электронной доставки документов» является одно обращение.

3.13. Обращения удаленных пользователей по почте, телефону, факсу, информационно-телекоммуникационным сетям не входят в количество посещений, кроме обращений для продления срока пользования документами.

3.14. Учет обращений удаленных пользователей в библиотеку посредством средств коммуникации для получения библиографических справок, консультаций ведется в тетради учета справок и консультаций (Приложение № 12).

3.15. Учет обращений удаленных пользователей к сайту МКУК ЦБС регистрируется с помощью счётчика учёта обращений (Hot loq или др.) и подтверждается ежемесячной электронной копией показаний счетчика или Сводной статистикой, присылаемой счетчиком.

3.16. Учет обращений к сайту МКУК ЦБС осуществляет при составлении квартальных и годовых статистических отчетов работы МКУК ЦБС.

УЧЕТ ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ

4.1. Выдача документов – абсолютный показатель библиотечной статистики, отражающий число представленных пользователям документов. Характеризует использование библиотечного фонда и дает оценку деятельности библиотеки с точки зрения её социальной эффективности.

4.2. Учету подлежат все документы, входящие в состав Единого фонда МКУК ЦБС, и выдаваемые пользователю в библиотеке или внестационарном пункте обслуживания:

- документы на физических носителях;

- сетевые удаленные лицензионные документы.

4.3. Единицей учета выдачи для всех видов документов, в том числе сетевых удаленных лицензионных документов, является экземпляр документа.

4.4. Единицей учета выдачи периодических изданий является экземпляр или подшивка.

4.5. Учет выдачи журналов, газет, нот, карт, изоизданий, объединенных или хранящихся в папках, коробках, комплектах, подшивках, также дисков и других документов, которые состоят из нескольких экземпляров документов, ведется по числу тех экземпляров документов, которые соответствуют запросу пользователя.

4.6. Выдача неопубликованных материалов, содержащихся в отдельной папке (подборки ксерокопий публикаций по какой-то теме, персоне и т.п.) учитывается по числу папок, выданных пользователю.

4.7. Единицей учета настольных игр является название.

4.8. Учет выдачи копий документов независимо от вида носителей ведется так же, как учет экземпляра оригинала:

- копии многостраничных документов учитываются как один экземпляр;

- единицей выдачи печатной копии электронного документа (через принтер) является экземпляр;

- единицей выдачи электронной копии печатного документа (через сканер) является экземпляр;

- единицей выдачи электронной копии электронного издания из справочно-правовых систем (1 файл) является экземпляр.

4.9. Учету не подлежат копии с документов, не относящихся к библиотечному фонду.

4.10. Учет выдачи документов (копий документов) фиксируется в формуляре читателя.

4.11. При выдаче документов из одного структурного подразделения библиотеки в другое по внутрисистемному обмену учет выдачи производится лишь тем структурным подразделением библиотеки, которое непосредственно осуществляет выдачу документов пользователю.

4.12. Учет выдачи документов с выставки входит в общее число выданных документов и может осуществляться путем обозначения количества выданных с выставки книг в Дневнике работы библиотеки путем ежедневного наблюдения и точкования в листе ежедневной статистики в течение всего срока экспонирования выставки.

4.13. Выдача документов пользователям ежедневно фиксируется в Дневнике работы Часть 2 «Учет выдачи книг, брошюр, журналов и газет и других документов».

4.14. В общее количество выдач включается:

- количество выданных документов библиотечного фонда на дом;

- количество документов, взятых пользователями для просмотра с выставок, полок открытого доступа, на библиотечном мероприятии;

- количество документов, по которым продлен срок пользования, при этом каждое продление срока выдачи документа по инициативе пользователя (в т.ч. и по каналам средств коммуникации) подсчитывается в качестве самостоятельной выдачи;

- количество копий документов.

4.15. Входит в общее число выданных документов и отдельно ведется учет в Дневнике работы (Часть 2):

- выдача документов по видам (печатные, электронные, аудиовизуальные),

- выдачи документов с выставок в течение всего срока экспонирования выставки,

- выдачи документов с учетом возрастной категории пользователя, выделенных в форме 6-НК,

- выдачи копий документов

- и др.

4.16. Учет общего числа выдачи документов по электронной доставке правовых документов (ЭДПД) проводится по числу выданных документов, зарегистрированных в Тетради учета электронной доставки правовых документов (Приложение № 10).

4.17. Учет выдачи сетевых удаленных лицензионных документов регистрируется Счетчиком статистики, закупленного лицензионного программного обеспечения и подтверждается ежемесячной электронной копией показаний счетчика.

4.18. Учет выдачи сетевых удаленных лицензионных документов осуществляет при составлении квартальных и годовых статистических отчетов работы МКУК ЦБС.

УЧЕТ МАССОВОЙ РАБОТЫ

6.1. Единицей подсчета количества библиотечных мероприятий является одно целевым образом организованное событие вне зависимости от времени его протекания, зарегистрированное в документации библиотеки (структурного подразделения библиотеки).

6.2. Комплексное мероприятие (фестиваль, праздник и т.д.), которое включает одновременно проведение нескольких форм работы, учитывается в Дневнике работы библиотеки как одно мероприятие.

6.3. При проведении циклов мероприятий (недель, декад, месячников) учитывается каждое мероприятие, входящее в цикл.

6.4. Мероприятие, в организации и/или проведении которого принимали участие несколько структурных подразделений библиотеки, учитывается один раз за подразделением, несущим за него ответственность.

6.5. Единицей учета посетителей библиотечных мероприятий является человек, присутствующий на мероприятии.

6.6. Количественные показатели проведения библиотекой мероприятий подсчитываются дифференцированно по следующим параметрам:

- количество мероприятий, проведенных в помещениях библиотеки;

- количество мероприятий, проведенных вне стен библиотеки.

6.7. Учет всех видов библиотечных мероприятий и организованных выставок производится по их числу, зарегистрированных в Дневнике работы библиотеки в Части 3 «Учет массовой работы».

6.8. В Дневнике работы отражаются сведения из Паспорта мероприятия (Приложение № 7).

6.9. Количество выставок, организованных библиотекой, подсчитывается по следующим параметрам:

- количество выставок в целом;

- выставки, организованные в помещении библиотеки;

- выставки, организованные вне стен библиотеки;

- тематические экспозиции на веб-сайтах библиотеки;

- количество экспонируемых на выставке документов;

- количество выдач с выставки;

- Ф.И.О. ответственного за организацию.

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

9.1. Формуляр читателя и Регистрационная карточка пользователя является конфиденциальными документами и заполняются в соответствии с «Инструкцией по работе с персональными данными пользователей МКУК ЦБС».

9.2. Формуляр читателя рассчитан на использование в течение 3 лет. По мере заполнения вкладыша дополняются новыми.

9.3. Заполнение лицевой части формуляра

- Заполняется формуляр библиотечным или разборчивым почерком синей или черной пастой только работником библиотеки. Заполнение лицевой части формуляра читателя осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность.

- В отведенных графах формуляра отмечается номер и год его присвоения. Каждый год производится перерегистрация пользователей и меняется номер формуляра по утвержденной форме.

- Далее на основании документа записываются необходимые данные о читателе в соответствии с Правилами пользования библиотеками. Указывается фамилия, имя, отчество пользователя, контактная информация, читательская группа (Приложение № 3).

- В графе «Состоит читателем библиотеки с » помимо даты записи пользователя в библиотеку, ежегодно проставляется дата перерегистрации. При перерегистрации уточняются данные о пользователе и делаются соответствующие отметки.

- Факт ознакомления и согласия с Правилами пользования библиотеками удостоверяется подписью читателя на формуляре.

- При замене формуляра самая первая дата записи пользователя в библиотеку, переносится в новый формуляр. При изменении фамилии, ветхости, повреждении заполняется новый формуляр. Замененный формуляр хранится в структурном подразделении.

9.4. Оформление посещения библиотеки, выдачи и продления документов в «Формуляре читателя»(Приложение № 6).

9.4.1. Все посещения, кроме посещений удаленных пользователей, библиотеки фиксируются в формуляре. Указываются:

- присутствовал на библиотечном мероприятии - в формуляре указывается мероприятие,

- получал справку или консультацию – в формуляре указывается «С», «К»,

- работал со справочно-библиографическим аппаратом, осуществлял поиск информации в электронных ресурсах – в формуляре указывается «СБА», «ЭР»,

- только сдал документы – в формуляре ставится отметка «Св» (свободный формуляр).

9.4.2. Все документы, кроме удаленных сетевых лицензионных документов, выдаваемые пользователю, записываются в формуляр. Указываются:

- дата выдачи/срок возврата

- при выдаче документа на дом в формуляре отмечается дата выдачи/срок возврата документа

- при выдаче документа в стенах библиотеки указывается только дата выдачи

- инвентарный номер, при отсутствии ставится сигла «б/н» (без номера)

- отдел ББК

- автор и заглавие документа

9.4.3. При оформлении выдачи копий указывается:

- дата выдачи

- отдел ББК

- количество выданных экземпляров документов (например: 2 экз. из СПС, 3 экз. док.)

9.4.4. Продление срока пользования документами по просьбе читателя рассматривается как новая выдача. При продлении делается повторная запись всех выданных ранее книг. Если читатель пришел в библиотеку он расписывается за каждое издание вновь, предыдущие записи погашаются подписью библиотекаря. Дистанционное продление книг фиксируется записью: тел. (в случае продления книг по телефону), эл. п. (в случае продления книг по электронной почте).

Расстановка формуляров

- Осуществляется по срокам возврата, внутри по алфавиту фамилий или по номерам формуляров читателей.

- Формуляры читателей-детей могут быть расставлены по нумерации школ и классам, внутри - по алфавиту фамилий.

- Формуляры читателей, не имеющих на руках документы, расставляются отдельно по алфавиту фамилий.

9.6. На листке возврата документа, выдаваемого читателю на дом, указывается: срок возврата документа и номер читательского формуляра.

9.7. На книжном формуляре документа, в том числе периодических изданиях, выдаваемых для пользования в стенах библиотеки, указывается: дата выдачи и номер читательского формуляра.

9.8. Книжный формуляр находится в читательском формуляре до возвращения документа. При возвращении документа библиотекарь обязан вложить книжный формуляр в документ.

9.9. В случае полного заполнения книжного формуляра он изымается из издания и заводится новый книжный формуляр с отметкой, сколько раз выдавалось это издание (например, «28» и продолжается запись далее).

9.10. Паспорта мероприятий собираются в отдельной папке.

9.11. В Дневнике работы библиотеки ведется:

- учет количества пользователей, в том числе по возрастному составу и социальному статусу;

- учет количества посещений, в т.ч., мероприятиях;

- учет выдачи документов и их копий, в т.ч. по темам и отраслям знаний и возрастному составу;

- учет мероприятий;

- учет библиографического информирования;

- учет работы с задолжниками (Дневник работы библиотеки Часть 7. «Учет внутренней работы библиотеки»);

- учет работы с сайтом ЦБС, СМИ и др. (Дневник работы библиотеки Часть 7. «Учет внутренней работы библиотеки»).

9.12. Дневник работы заполняется ежедневно путем переноса данных из Тетради (Листа) оперативного учета (ежедневной статистики) библиотеки или структурного подразделения библиотеки и Паспортов мероприятий ответственным сотрудником.

9.13. Данные суммарного учета статистических показателей работы библиотеки в Дневнике работы фиксируются ежедневно.

9.14. Итоги обслуживания пользователей подводятся в Дневнике работы ежемесячно.

9.15. Дневник работы библиотеки может быть представлен в двух формах: традиционной (на бумажном носителе) и электронном (с обязательной ежемесячной распечаткой на бумажном носителе).

9.16. Все учетные документы заполняются своевременно, четко, аккуратно, без помарок и исправлений. Заполнение документов карандашом не допускается.

ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ИНСТРУКЦИИ

11.1. Настоящая инструкция вводится в практику библиотек МКУК ЦБС с 01.01.2018 г.

11.2. Все пункты и приложения к Инструкции считаются обязательными к исполнению.

11.3. Изменения и дополнения в настоящую Инструкцию вводятся на основании изменений ГОСТа, регламентирующего библиотечную деятельность в области статистики.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

12.1. В библиотеках и структурных подразделениях ЦБ им. А.С. Пушкина учет статистических показателей осуществляют сотрудники ответственные за статистический учет. В их должностной инструкции обязательно фиксируются эти обязанности и ответственность за достоверность предоставленной информации.

12.2. Контроль оперативности заполнения Дневников работы и достоверности статистической информации осуществляет заведующий библиотекой, заведующий структурным подразделением ЦБ им. А.С. Пушкина.

12.3. Заведующий библиотекой, заведующий структурным подразделением ЦБ им. А.С. Пушкина, главные специалисты, отвечающие за организацию учета, несут персональную ответственность в соответствии со ст.13.19 Закона РФ «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности» от 13.05.92 № 2761-1 в случае обнаружения недостатков в учете, повлекших за собой предоставление недостоверной статистической информации и искажение официальной статистической отчетности библиотеки.

Приложение № 1

Формуляр читателя
Год        
       

Фамилия_____________________________________________

Имя_________________________________________________

Отчество_____________________________________________

Телефон,/e-mail_______________________________________

Читательская группа___________________________________

Состоит читателем библиотеки с ________________________

Правила библиотеки обязуюсь выполнять _________________

подпись читателя

Приложение № 2

Приложение № 2а

Приложение № 3

Читательская группа пользователя проставляется цифрами:

мужчина дошкольник до 6 лет
женщина школьник 6-10 лет
    учащийся ссуза 11-14 лет
    студент вуза 15-24 лет
    работающий 25-30 лет
    пенсионер 31-45 лет
    прочие 46-60 лет
        старше 60 лет

Приложение № 4

Книжный формуляр

Индекс ББК Авторский знак Инвентарный номер
Название документа
 
Место, год цена издания издания
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение № 5

Приложение № 6

Оформление посещения библиотеки, выдачи и продления документов в «Формуляре читателя»

Дата выдачи /Срок возврата Инв. номер Отдел   АВТОР И ЗАГЛАВИЕ КНИГИ Расписка читателя в получении Расписка библио­текаря о возврате
15.12/15.01 Автоматизация проектирования    
      2017    
15.01   5 экз. из СПС КонсультантПлюс (Коп. 4 ф.)    
15.01 История всемирная    
15.01   ж. Здоровье 2015 № 1,2, 6-9    
15.01/15.02. Пушкин Сочинения Т. 1    
  Лермонтов Избранное    
15.02/15.03 Пушкин Сочинения Т. 1 тел. или эл. п.    
  Лермонтов Избранное    
15.03     Св. (посещение)    
20.08   4 экз. из Интернет, Этнография (Коп. 5 ф.)    
      Св. (посещение)    
20.08 История естествознания (Коп 1 экз.)    
      Св. (посещение)    
           
           
           
           

§ Каждый новый год перерегистрации отмечается посередине разворота формуляра. Далее в графе «Дата выдачи» проставляется только число и месяц выдачи.

§ Пользователь обязан расписаться за каждый полученный экземпляр выданного издания. При возврате документов в присутствии пользователя вычеркивается инвентарный номер документа, ставиться подпись библиотекаря.

§ Пользователи-дети расписываются в формуляре за выданные документы, начиная с 3-го класса.

§ Если в выданном документе отсутствую страницы, или есть какие-либо дефекты, библиотекарь делает необходимые заметки в графе «Примечания».

§ Продление срока пользования документами разрешается не более 2-х раз подряд при отсутствии спроса со стороны других читателей. Пользователь может продлить срок полученных документов:

- при посещении библиотеки,

- по телефону,

- по электронной почте.

Приложение № 7

МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска

Библиотека № _________

_______________________________________

Паспорт мероприятия

Дата проведения  
Форма и название мероприятия  
Место проведения  
Для кого проводится  
Кол-во присутствующих, всего  
В том числе: дети до 14 лет  
молодежь в возрасте от 15 до 30 лет  
Дети, находящиеся в социально-опасном положении  
Граждане с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  
В том числе с нарушением зрения  
нарушением слуха  
опорно-<

Наши рекомендации