Сущность электронного бизнеса

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас практически все более-менее приличные магазины, увидевшие будущее за Интернетом, создают свое "представительство" в Интернете. Это абсолютно верно, потому что аудитория Интернета постоянно растет. А следовательно, растет и количество потенциальных покупателей, которые не хотят тратить свое время на хождение по магазинам. Кроме того, если в другом городе есть товар на много дешевле, чем в родном, то не ехать же за ним? Можно просто заказать его через Интернет и получить в целости и сохранности, заплатив за пересылку (доставку), что гораздо дешевле, чем ехать на поезде и тем более на машине.

Но с каждым разом таких магазинов становится все больше и больше, а значит растет конкуренция. И для увеличения объемов продаж многие Интенет-магазины создают партнерские программы. Т.е. приглашают людей (партнеров), которые будут продавать их (магазинов) товар, а партнеры, в свою очередь, будут получать комиссионные с продаж.

Грубо говоря, это обычный рынок, к которому мы привыкли: есть владелец магазина, предоставляющий товар; есть продавец, продающий товар и получающий проценты с продаж.

Но сетевая коммерция отличается масштабами и удобством.

Вам не нужно беспокоиться, где взять товар, где и как найти место для торговли; Вам не нужно стоять за прилавком и в холод и в жару; а за проданный товар по партнерской программе Вы можете получать до 70% от прибыли предприятия. Ради прибавления клиентов, для увеличения объемов продаж любые настоящие фирмы готовы отдавать партнерам большую часть своей прибыли.

Но это не значит, что Вы обязаны только продавать товар. Вы сами можете быть клиентами этого предприятия/магазина/фирмы. И все равно получать комиссионные.

В данной работе рассмотрен новый для российского предпринимателя вид бизнеса в области электронных услуг – интернет бизнес. Internet развивается довольно стремительно. В настоящий момент Internet нашел широкое распространение даже в далеких от техники областях. Internet превращается из большой игрушки для интеллектуалов в полноценный инструмент для создание и ведения бизнеса.

Он может стать тем катализатором, обеспечивающим резкий подъем в сфере малого бизнеса, повышающим производительность, конкурентоспособность и прибыльность малых фирм. Отношение к информационным технологиям организаций малого бизнеса определяет ключ к выходу на новый качественный уровень ведения бизнеса. Персональный компьютер как индивидуальное средство обработки информации менее всего соответствовал наиболее личностному аспекту человеческой деятельности — коммуникации. Третья информационная революция — сетевая информационная технология — обеспечила фундаментальный характер изменения персонального компьютера, превратив его в средство коммуникации людей.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие основ электронного бизнеса в РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Дать понятие и сущность электронного бизнеса;

- Описать основные компоненты электронного бизнеса;

- Рассмотреть особенности электронного бизнеса в РФ;

- Описать перспективы его развития.

Теория электронного бизнеса

Состав электронного бизнеса

Электронная коммерция объединяет широкий спектр бизнес-операций, которые включают в себя:

- обмен информацией;

- установление контактов, например, между потенциальными заказчиками и поставщиками;

- пред- и послепродажную поддержку, например, представление подробной информации о продуктах и услугах, документации, ответов на вопросы заказчиков и т. д.;

- продажу товаров и услуг;

- электронную оплату, в том числе с использованием электронных платежных систем;

- распространение продуктов, включая как управление доставкой и ее отслеживание для физических продуктов, так и непосредственную доставку продуктов, которые могут распространяться электронным путем;

- возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных специалистов или даже независимых компаний для ведения совместной коммерческой деятельности;

- осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами.

Электронная коммерция представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Она позволяет компаниям эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, более полно взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.

Возможности электронной коммерции вносят следующие новые элементы в современный бизнес:

- рост конкуренции;

- глобализацию сфер деятельности;

- персонализацию взаимодействия;

- сокращение каналов распространения товаров;

- экономию затрат.

Рост конкуренции

Современный бизнес характеризуется постоянным ростом глобальной конкуренции и повышением уровня требований заказчиков. В ответ на это ведущие предприятия во всем мире меняют способы организации и управления бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исчезают барьеры между отделениями компании, упрощается взаимодействие между компаниями. Бизнес-процессы перестраиваются и выходят за старые границы. Можно приводить множество примеров, когда, начавшись с одной, двух компаний, в отдельной отрасли процессы изменения способов ведения бизнеса затрагивают и заказчиков, и поставщиков, и конкурентов.

Электронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь «ближе к заказчику». Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную до- и послепродажную поддержку, включающую предоставление подробной информации о продукте, инструкций по его использованию и быструю реакцию на претензии заказчика. Соответственно, заказчик получает более высокое качество обслуживания.

Экономия затрат

Одним из главных достижений электронной коммерции является экономия затрат при совершении сделки и ее последующем обслуживании. Таким образом, любой бизнес-процесс, в котором можно использовать электронное взаимодействие, имеет потенциал для сокращения затрат, что, в свою очередь, может быть основой снижения цен для заказчиков.

Ключевые проблемы

Для полной реализации потенциала электронной коммерции должно быть решено несколько проблем.

Глобализация. Потенциально глобальная сеть может сделать ведение бизнеса с компанией на другом конце света столь же легким, как если бы она находилась на соседней улице. Однако это средство сообщения не всегда является достаточным. Как компании на разных континентах могут убедиться в реальном существовании друг друга или предлагаемых ими товаров и услуг? Как компания может понять традиции и правила ведения бизнеса в стране, расположенной на другой стороне земного шара? Как наилучшим образом поддержать лингвистическое и культурное многообразие глобального сообщества пользователей? Эти и другие, связанные с ними вопросы являются частью проблемы глобализации - превращения глобальной по существу электронной коммерции в практическую реальность.

Договорные и финансовые проблемы. Предположим, что зарубежная компания просматривает электронный каталог российской фирмы и делает электронный заказ на доставляемый электронным способом продукт, который также должен быть оплачен электронным путем. Этот простой сценарий поднимает несколько фундаментальных вопросов, которые на сегодняшний день еще не решены. На каком этапе контракт между этими компаниями можно считать заключенным? Каков юридический статус этого контракта? Под юрисдикцию какой страны он попадает? Каким образом производится и подтверждается оплата, принимая во внимание разницу в финансовых правилах? Каковы должны быть налоги и таможенные сборы на продукт? Каким образом взимать эти налоги и сборы?

Права собственности. Для товаров, которые распространяются электронным способом и поэтому легко могут быть скопированы, проблема защиты прав интеллектуальной собственности стоит особенно остро.

Секретность и безопасность. Ведение электронной коммерции в открытых сетях требует эффективных и надежных механизмов, гарантирующих безопасность всех ее участников. Эти механизмы должны обеспечивать конфиденциальность, аутентификацию (то есть возможность для каждой стороны в заключаемой сделке удостовериться в личности другой стороны) и гарантию того, что стороны впоследствии не смогут отрицать своего участия в сделке. Поскольку признанные механизмы поддержки безопасности основаны на сертификации третьей стороной, глобальная электронная коммерция требует наличия глобальных сертификационных систем.

Совместимость информационных систем. Полная реализация потенциала электронной коммерции требует универсального доступа - любая компания и любой заказчик должны иметь возможность доступа ко всем организациям, предлагающим продукты и услуги, вне зависимости от их географического расположения или особенностей их информационных систем. Это, со своей стороны, требует универсальных стандартов взаимодействия и совместимости используемых для этого средств.

Количественные показатели

Ключевым для российского Интернета сегодня остается вопрос общего количества пользователей. По данным агентства Monitoring.ru, в настоящее время среди 110,5 млн. взрослого населения России в возрасте от 18 лет и старше максимальная аудитория составляет 8,3 %. Эта аудитория включает как активных, так и не слишком активных пользователей, а также тех, кто имеет только единичный опыт посещения Интернета.

Численность максимальной аудитории является информативным показателем развития аудитории Интернета в России. Следует иметь в виду, что из пользователей, имеющих единичный опыт, не все будут продолжать посещать Интернет на постоянной основе. Кроме того, нужно учитывать, что для целей бизнеса необходимо пользоваться оценками более активных видов аудитории, численность которых намного меньше, чем максимальной.

Нерегулярная аудитория Интернета почти вдвое меньше максимальной, ее численность составляет 5,1 млн. человек. Она включает всех посетителей Интернета, исключая тех, кто имел только единичный опыт пребывания в Интернете.

Для целей рекламы или коммерческой деятельности принято использовать оценку недельной аудитории Интернета. Это те, кто посещает Интернет минимум раз в неделю или чаще. Недельная аудитория в России составляет 2,5 млн. человек.

Активная аудитория состоит из тех, кто проводит в Интернете не менее 1 часа в неделю. Ее численность составляет 1,8 млн. человек.

И, наконец, ядро аудитории образуют посетители, которые проводят в Интернете не менее 3 часов в неделю. Их всего 900 тысяч человек.

Если рассматривать намерения и возможности населения стать составной частью Интернет-сообщества, то картина следующая: 80 % населения России от 18 лет и старше не посещают и не собираются посещать Интернет в ближайшее время; 3,6 % не посещают, но собираются посещать Интернет; 2,2 % собираются начать посещать Интернет в ближайший год. Почти 62 % населения России Интернет вообще не интересует. Среди тех, кто хотел бы пользоваться Интернетом, но пока не имеет такой возможности, 62 % имеют дома телефон, 9 % — компьютер, 7 % — компьютер и телефон.

Аудитория Интернета в России, как и во всем мире, активно растет. Однако основной рост аудитории Интернета происходит в основном за счет тех, кто только-только приобрел первый опыт, но пока не стал регулярным пользователем. С февраля по июнь 2000 года именно такие люди обеспечили рост максимальной аудитории Интернета в среднем на 2,6 млн. человек. Нерегулярная аудитория, включающая всех посетителей, кроме тех, кто имеет только единичный опыт, за этот же период выросла в среднем на 0,9 млн. человек. Одновременно на 0,8 млн. человек выросла недельная аудитория. Наиболее активные виды аудитории — ее ядро и активная аудитория — практически остались на том же уровне.

Более детальный анализ объективной динамики роста российской аудитории Интернета показывает, что если закон роста, наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу 2005 года российская максимальная аудитория Интернета составит около 20 млн. человек.

Ниже представлен график роста активной аудитории в России (млн. чел.).


Сущность электронного бизнеса - student2.ru

Рисунок 2 – Рост активности интернет-пользователей.

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас практически все более-менее приличные магазины, увидевшие будущее за Интернетом, создают свое "представительство" в Интернете. Это абсолютно верно, потому что аудитория Интернета постоянно растет. А следовательно, растет и количество потенциальных покупателей, которые не хотят тратить свое время на хождение по магазинам. Кроме того, если в другом городе есть товар на много дешевле, чем в родном, то не ехать же за ним? Можно просто заказать его через Интернет и получить в целости и сохранности, заплатив за пересылку (доставку), что гораздо дешевле, чем ехать на поезде и тем более на машине.

Но с каждым разом таких магазинов становится все больше и больше, а значит растет конкуренция. И для увеличения объемов продаж многие Интенет-магазины создают партнерские программы. Т.е. приглашают людей (партнеров), которые будут продавать их (магазинов) товар, а партнеры, в свою очередь, будут получать комиссионные с продаж.

Грубо говоря, это обычный рынок, к которому мы привыкли: есть владелец магазина, предоставляющий товар; есть продавец, продающий товар и получающий проценты с продаж.

Но сетевая коммерция отличается масштабами и удобством.

Вам не нужно беспокоиться, где взять товар, где и как найти место для торговли; Вам не нужно стоять за прилавком и в холод и в жару; а за проданный товар по партнерской программе Вы можете получать до 70% от прибыли предприятия. Ради прибавления клиентов, для увеличения объемов продаж любые настоящие фирмы готовы отдавать партнерам большую часть своей прибыли.

Но это не значит, что Вы обязаны только продавать товар. Вы сами можете быть клиентами этого предприятия/магазина/фирмы. И все равно получать комиссионные.

В данной работе рассмотрен новый для российского предпринимателя вид бизнеса в области электронных услуг – интернет бизнес. Internet развивается довольно стремительно. В настоящий момент Internet нашел широкое распространение даже в далеких от техники областях. Internet превращается из большой игрушки для интеллектуалов в полноценный инструмент для создание и ведения бизнеса.

Он может стать тем катализатором, обеспечивающим резкий подъем в сфере малого бизнеса, повышающим производительность, конкурентоспособность и прибыльность малых фирм. Отношение к информационным технологиям организаций малого бизнеса определяет ключ к выходу на новый качественный уровень ведения бизнеса. Персональный компьютер как индивидуальное средство обработки информации менее всего соответствовал наиболее личностному аспекту человеческой деятельности — коммуникации. Третья информационная революция — сетевая информационная технология — обеспечила фундаментальный характер изменения персонального компьютера, превратив его в средство коммуникации людей.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие основ электронного бизнеса в РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Дать понятие и сущность электронного бизнеса;

- Описать основные компоненты электронного бизнеса;

- Рассмотреть особенности электронного бизнеса в РФ;

- Описать перспективы его развития.

Теория электронного бизнеса

Сущность электронного бизнеса

Само понятие электронного бизнеса появилось не так давно. Произошло это осенью 1996 года, когда компания IBM словом «e-business» назвала свою новую стратегическую инициативу. Некоторое время оно употреблялось для внутреннего пользования компании. Однако в 1998-1999 м годах неологизм был подхвачен и стал применяться так интенсивно, что из торговой марки превратился в общеупотребительный термин. Интересно, что термин e-business, хотя активно и используется на практике, но до сих пор не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле — это ведение бизнеса с помощью современных информационных технологии. Именно так его, к примеру, понимает IBM, зарегистрировавшая марку «e-business».

Но более или менее общепринятое понимание термина e-business определяется все-таки как – современные средства взаимодействия агентов бизнеса между собой, продавца с покупателем, банка с вкладчиком, поставщика со сборщиком и т д. Электронный бизнес – это проведение всех бизнес процессов, как внутренних, так и внешних, с помощью электронных средств. Ведь раньше контакты между участниками рыночных отношений складывались из личных встреч, телефонных переговоров, обмена почтовыми и факсимильными сообщениями Модель e-business, в свою очередь, предлагает рассматривать интернет как универсальную среду взаимодействия бизнес – агентов. Интернет на эту роль подходит как нельзя кстати Для подключения 50 миллионов пользователей к службе WWW потребовалось всего четыре года. Телевизор этого показателя достиг за 13 лет, компьютер — за 16, радио - за 38, телефон - за 74 года. На всех этапах современного электронного бизнеса — от получения необработанного материала через покупку, производство, маркетинг и реализацию до потребителя — бизнес - процессы используют средства подключения к Internet и Intranet для повышения эффективности и снижения накладных расходов.

Состав электронного бизнеса

Электронная коммерция объединяет широкий спектр бизнес-операций, которые включают в себя:

- обмен информацией;

- установление контактов, например, между потенциальными заказчиками и поставщиками;

- пред- и послепродажную поддержку, например, представление подробной информации о продуктах и услугах, документации, ответов на вопросы заказчиков и т. д.;

- продажу товаров и услуг;

- электронную оплату, в том числе с использованием электронных платежных систем;

- распространение продуктов, включая как управление доставкой и ее отслеживание для физических продуктов, так и непосредственную доставку продуктов, которые могут распространяться электронным путем;

- возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных специалистов или даже независимых компаний для ведения совместной коммерческой деятельности;

- осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами.

Электронная коммерция представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Она позволяет компаниям эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, более полно взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.

Возможности электронной коммерции вносят следующие новые элементы в современный бизнес:

- рост конкуренции;

- глобализацию сфер деятельности;

- персонализацию взаимодействия;

- сокращение каналов распространения товаров;

- экономию затрат.

Рост конкуренции

Современный бизнес характеризуется постоянным ростом глобальной конкуренции и повышением уровня требований заказчиков. В ответ на это ведущие предприятия во всем мире меняют способы организации и управления бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исчезают барьеры между отделениями компании, упрощается взаимодействие между компаниями. Бизнес-процессы перестраиваются и выходят за старые границы. Можно приводить множество примеров, когда, начавшись с одной, двух компаний, в отдельной отрасли процессы изменения способов ведения бизнеса затрагивают и заказчиков, и поставщиков, и конкурентов.

Электронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь «ближе к заказчику». Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную до- и послепродажную поддержку, включающую предоставление подробной информации о продукте, инструкций по его использованию и быструю реакцию на претензии заказчика. Соответственно, заказчик получает более высокое качество обслуживания.

Наши рекомендации