Часть 4. роль обратной афферентации в координации движений человека.
1. Цель работы: изучение роли различных видов обратной афферентации в координации движений человека.
2. Оборудование.Лист бумаги, карандаш
3. Порядок выполнения практической части работы.
А)На листе бумаги начертить прямую линию длиной, примерно, 10 см. Установить руку с карандашом в точку соответствующую началу линий, на 1-2 см ниже, закрыть глаза и начертить линию, как можно в большей степени совпадающую с первой по направлению и длине. Определить, насколько вторая линия отличается от первой по длине и под каким углом она расположена к первой линии.
Б) Аналогичный опыт поставить с вычерчиванием фигуры равнобедренного треугольника и квадрата.
В) Оформить результаты работы и выводы.
4. Контрольные вопросы.
1. Что такое обратная афферентация нервной системы?
2. Какая часть нервной системы учавствует в координации движений человека?
5. Список литературы.
1. Гудкова Л.К. Популяционная физиология человека.- М., Издательство: ЛКИ.- 2008 г.- 320 с.
2. Тина Парсонс. Анатомия и физиология. Справочник. М., Издательство: АСТ.- 2003.- 282 с.
ЧАСТЬ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУХОВОГО ПОРОГА
1. Цель: определить остроту слуха с помощью речи.
2. Оборудование:рулетка или сантиметровая лента, ватные тампоны, список слов.
Порядок выполнения практической части работы.
А) Рекомендуется составить две группы слов.
Первая группа слов включает гласные у, о и согласные м, н,в, р. Например: ворон, двор, море, номер и т.д.
Вторая группа слов включает гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т. д.
Б) Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо затыкают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из первой и второй групп, постепенно при этом отдаляясь. Расстояние, на котором находится исследователь, когда испытуемый начинает называть 50% и более произносимых слов неправильно, считают пороговой величиной. Расстояние между исследователем и испытуемым продолжают увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой удаления от испытуемого будет точка, с которой он не сможет услышать ни слова. Это расстояние замеряют. Закрывая уши ватными тампонами, опыт повторяют несколько раз.
В) Провести оценку результатов:
1. Слова из первой группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные).
2. Слова из 2-й группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).
Д) Сравнить полученные результаты с нормативными и сделайте вывод, почему слова из 1-й группы воспринимаются человеком с более короткого расстояния.
4. Контрольные вопросы.
1. Что такое порог слышимости для человеческого уха?
2. От чего зависит порог слышимости человеческого уха?
3. На каком расстоянии максимальная слышимость для низкочастотных и высокочастотных звуков?
5. Список литературы.
1. Гудкова Л.К. Популяционная физиология человека.- М., Издательство: ЛКИ.- 2008 г.- 320 с.
2. Тина Парсонс. Анатомия и физиология. Справочник. М., Издательство: АСТ.- 2003.- 282 с.
Лабораторная работа №4. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГЕМОДИНАМИКИ.
ЧАСТЬ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА.
1. Цель работы: Ознакомиться с непрямыми методами определения артериального давления у человека.
2. Оборудование. Аппарат для измерения артериального давления.
3. Порядок выполнения практической части работы.
А) Методика: Пальпаторный метод Рива-Роччи.
Для измерения артериального давления используется сфигмоманометр. На обнаженное плечо испытуемого наложить манжетку так, чтобы она плотно охватывала плечо, но не давила на ткани. Одной рукой пальпируют пульс на лучевой артерии, а другой с помощью резинового баллона нагнетают воздух в манжетку. О давлении в манжетке судят по показаниям манометра. В полости манжетки создают давление превышающее максимальное (до исчезновения пульса), а затем постепенно понижают давление, открывая винтовой клапан и выпуская воздух из системы. Момент появления пульса на лучевой артерии совпадает с максимальным (систолическим) давлением в плечевой артерии.
Рис. 15. Измерение артериального давления плечевой артерии
Б) Аускультативный метод Н.С. Короткова.
На обнаженное плечо выше локтевой ямки накладывают манжетку. В локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую помещают фонендоскоп. Создают давление в манжетке выше максимального, при котором исчезает пульс, затем, поворачивая винтовой клапан и выпуская воздух из манжетки, стетоскопом или фонендоскопом выслушивают тоны на плечевой артерии в локтевой ямке. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. Продолжают, снижать давление в манжетке и слушают нарастающую силу тонов, а затем отмечают постепенное ослабление с последующим их исчезновением. Момент измерения тонов соответствует диастолическому давлению, Измерение повторяют три раза и берут за основу минимальные показатели.
Измерьте давление по методу Рива-Роччи и по методу Короткова результаты запишите в протокол.
Таблица 6.Возрастные изменения частоты сердечных сокращений и артериального давления
Возраст, годы | АД мм рт. ст. | ЧСС в 1 минуту | |
женщины | мужчины | ||
10-20 | 115/75 | 118/75 | 90-60 |
20-30 | 116/78 | 120/76 | 60-65 |
30-40 | 125/80 | 124/80 | 65-68 |
40-50 | 140/88 | 127/82 | 68-72 |
50-60 | 155/90 | 135/85 | 72-80 |
60-70 | 160/92 | 145/87 | 80-84 |
В) Сделать выводы по результатам исследования.
4. Контрольные вопросы.
1. Что такое артериальное давление?
2. В чем заключается принцип определения артериального давления по методу Рива-Роччи?
3. В чем заключается принцип определения артериального давления по методу Короткова?
5. Список литературы:
1. Медицинская и биологическая физика: Учеб. Для Вузов/ Ремизов А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я.-М.:Дрофа, 2003-560 с.
2. Белова Н.А., Леднев В.В. Биофизика.- М.2000, 276с.