Проверка степени разряженности АКБ
Рис. 5. Нагрузочная вилка для проверки степени разряженности АКБ.
Проверка состояния клемм
Общее устройство стартера
Рис. 6. Общее устройство стартера
Неисправности стартера.
Неисправности стартера
5.1. Износ подшипников якоря возникает в результате длительной работы стартера, особенно при недостаточной смазке. Износ подшипников приводит к уменьшению зазора между сердечником якоря и полюсными сердечниками, в результате чего может появиться задевание. При этом затрудняется вращение якоря и повышается шум во время работы стартера. Кроме того, может произойти замыкание обмотки якоря на корпус.
5.2. Перемещением якоря вдоль оси проверяют осевой люфт вала якоря. Требуемый люфт (0,1 - 0,7 мм) регулируют установкой шайб со стороны привода между крышкой и упорным кольцом.
5.3. Замасливание щеток и коллектора увеличивает сопротивление в цепи обмоток электродвигателя, а поэтому снижаются потребляемая им сила тока и мощность электродвигателя стартера.
5.4. Износ щеток и коллектора сопровождается уменьшением усилия прижатия щеток к коллектору, что снижает силу тока в цепи стартера. Кроме того, металлографитная пыль, образующаяся при износе щеток и коллектора, оседает на поверхности крышки и может вызвать замыкание изолированных щеток на корпус, что приведет к отказу в работе стартера.
5.5. Ослабление пружин щеткодержателей бывает при продолжительных включениях стартера, когда происходит перегрев щеткодержателей. При такой неисправности уменьшается усилие прижима щеток к коллектору и снижается сила тока в цепи электродвигателя.
5.6. Замыкание обмоток возбуждения и якоря на корпус происходит при механическом или тепловом разрушении изоляции проводов. В случае замыкания обмотки возбуждения на корпус происходит закорачивание части обмотки, что значительно снижает магнитный поток. При этом уменьшается крутящий момент и мощность электродвигателя стартера.
5.7. Межвитковое замыкание в обмотках возникает вследствие теплового разрушения изоляции при перегреве большой силой тока. Обычно изоляция становится хрупкой и разрушается. При межвитковом замыкании в катушках обмотки возбуждения и обмотке якоря уменьшается магнитный поток и, следовательно, снижается крутящий момент и мощность электродвигателя стартера.
5.8. Заедание подвижных деталей привода на валу якоря происходит вследствие загрязнения шлицев и образования налета на поверхности вала от износа бронзовых подшипников втулки шестерни.
5.9. Пробуксовка роликовой муфты свободного хода происходит в результате износа роликов и пазов в обойме ступицы шестерни, а также из-за загрязнения внутренней полости муфты, что приводит к зависанию плунжеров или роликов.
5.10. Заклинивание роликовой муфты свободного ходапроисходит в результате несвоевременного отключения стартера при работающем двигателе. В случае заклинивания муфты после запуска двигателя значительно увеличивается частота вращения якоря электродвигателя стартера, что приводит к «разносу» якоря.
5.11. Окисление и подгорание контактных поверхностей болтов силовых клемм и контактного диска тягового релевозникают в результате сильного искрообразования в момент разрыва тока при выключении электрической цепи. Из-за окисления контактных поверхностей увеличивается сопротивление цепи, вследствие чего уменьшаются сила тока и мощность электродвигателя. При этом снижается частота вращения коленчатого вала двигателя или вал не вращается совсем. При многократных включениях реле благодаря ударам контактного диска о торцы болтов клемм окисная пленка может отслоиться, и стартер будет включаться вновь.
5.12. Обрыв обмотки тягового релеобычно возникает в местах пайки концов обмоток и клемм реле. В случаи обрыва втягивающей обмотки тяговое реле не будет срабатывать. При обрыве удерживающей обмотки втягивающая обмотка обеспечит включение цепи стартера, но в момент замыкания контактного диска с торцами клемм эта обмотка закорачивается, и тока в ней не будет. В результате возвратная пружина вытолкнет шестерню привода из зацепления с венцом маховика, а пружина отключит контактный диск от торцов болтов клемм реле. В этот момент втягивающая обмотка снова подключается в цепь батареи, якорь втягивается внутрь реле и вводит шестерню привода с венцом маховика, а контактный диск вновь замыкается с болтами клемм. В результате повторяющихся включений и выключений шестерни привода с венцом маховика будет слышан характерный частый резкий удар.
5.13. Окисление контактов реле включенияпроисходит вследствие искрообразования между ними в момент их размыкания. Увеличение переходного сопротивления окисленных контактов вызывает снижение силы тока в обмотках тягового реле, что может сделать невозможным его срабатывание, и стартер работать не будет.
5.14. Нарушение регулировки реле включенияприводит к невозможности включения стартера даже при исправной и заряженной батарее. Зазор 0,5—0,6 мм между якорьком и сердечником реле устанавливают при регулировке подгибанием ограничителя подъема якорька. Зазор 0,4— 0,5 мм между контактами (рис. 6) устанавливают изменением высоты стоек контактов. При выпрямлении изгиба стойки зазор уменьшается, а при увеличении изгиба — повышается.
Диагностирование стартера