Проверка шин на электродинамическую стойкость.

В большинстве конструкций шин механического резонанса не возникает. Поэтому ПУЭ не требуют их проверки на электродинамическую стойкость с учетом механических колебаний.

Механический расчет однополосных шин.

Наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ, определяется, Н/м:

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

Так как расстояние между фазами значительно больше периметра шин а>>2(b + h), то коэффициент формы kф = 1.

Наибольшие электродинамические усилия возникают при трехфазном повреждении, поэтому в дальнейших расчетах учитывается ударный ток трехфазного КЗ. Индексы (3) для упрощения опускаются.

Равномерно распределенная сила f создает изгибающий момент, (шина рассматривается как многопролетная балка, свободно лежащая на опорах), Н•м:

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

где l — длина пролета между опорными изоляторами шинной конструк­ции, м.

Напряжение в материале шины, возникающее при воздействии изги­бающего момента, МПа:

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

где W— момент сопротивления шины относительно оси, перпендикуляр­ной действию усилия, см3 [1].

Шины механически прочны, если

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

где Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru - допустимое механическое напряжение в материале шин.

Согласно ПУЭ Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru < 0,7 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru .

Выбор изоляторов

В распределительных устройствах шины крепятся на опорных, проходных и подвесных изоляторах. Жесткие шины крепятся на опорных изоляторах, выбор которых производится по следующим усло­виям:

· по номинальномунапряжению Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

· по допустимой нагрузке Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

где Fрасч - сила, действующая на изолятор; Fдоп - допустимая нагрузка на головку изолятора:

Fдоп=0.6Fразр;

Fразр - разрушающая нагрузка на изгиб.

При горизонтальном или вертикальном расположении изоляторов всех фаз расчетная сила, Н:

 
  Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

Рис. 2. К определению расчетной нагрузки на изолятор

При горизонтальном или вертикальном расположении изоляторов всех фаз расчетная сила, Н:

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

где kh - поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро (рис 2):

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

где Hиз - высота изолятора.

При расположении шин в вершинах треугольника Fрасч=khFи

Проходные изоляторы выбираются:

· по напряжению Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

· по номинальному току Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

· по допустимой нагрузке Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

Для проходных изоляторов расчетная сила, Н:

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

Пример 2.

Задание. Выбрать ошиновку в цепи генератора ТВФ-бЗ и сборные шины 10.5 кВ, к которым присоединен генератор на ТЭЦ с двумя генераторами по 63 МВт и связью с системой по линиям 110 кВ. Принять Тmax= 6000 ч, среднемесяч­ную температуру наиболее жаркого месяца +30°С. Значения токов КЗ приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Значения токов КЗ

Источник Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru кА Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru кА Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru кА Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru кА
G1 28,3 20,4 78,4 27,93
G2+система 30,2 26,7 14,8
Итого на сборных шинах 10.5 кВ 58,5 42,1 161,4 42,73

Решение. Согласно ПУЭ сборные шины и ошиновка в пределах распре­делительных устройств по экономической плотности тока не выбираются, поэтому выбор производится по допустимому току.

Наибольший ток в цепи генераторов и сборных шин, А:

Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru

Принимаем шины коробчатого сечения алюминиевые 2 (125 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru 55 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru 6.5)мм2 (см.[1]), Iдоп.ном = 4640 А. С учетом поправочного коэффициента на темпе­ратуру 0,94 Iдоп = 4640 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru 0,94 = 4361 А, что меньше наибольшего тока, поэтому выбираем шины 2(150 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru 65 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru 7) мм2 сечением 2 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru 1785 мм2, Iдоп = 5650 Проверка шин на электродинамическую стойкость. - student2.ru 0,94 = =5311 А > Imax = 4558 А.

Наши рекомендации