Проверка шин на электродинамическую стойкость.
В большинстве конструкций шин механического резонанса не возникает. Поэтому ПУЭ не требуют их проверки на электродинамическую стойкость с учетом механических колебаний.
Механический расчет однополосных шин.
Наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ, определяется, Н/м:
Так как расстояние между фазами значительно больше периметра шин а>>2(b + h), то коэффициент формы kф = 1.
Наибольшие электродинамические усилия возникают при трехфазном повреждении, поэтому в дальнейших расчетах учитывается ударный ток трехфазного КЗ. Индексы (3) для упрощения опускаются.
Равномерно распределенная сила f создает изгибающий момент, (шина рассматривается как многопролетная балка, свободно лежащая на опорах), Н•м:
где l — длина пролета между опорными изоляторами шинной конструкции, м.
Напряжение в материале шины, возникающее при воздействии изгибающего момента, МПа:
где W— момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию усилия, см3 [1].
Шины механически прочны, если
где - допустимое механическое напряжение в материале шин.
Согласно ПУЭ < 0,7 .
Выбор изоляторов
В распределительных устройствах шины крепятся на опорных, проходных и подвесных изоляторах. Жесткие шины крепятся на опорных изоляторах, выбор которых производится по следующим условиям:
· по номинальномунапряжению
· по допустимой нагрузке
где Fрасч - сила, действующая на изолятор; Fдоп - допустимая нагрузка на головку изолятора:
Fдоп=0.6Fразр;
Fразр - разрушающая нагрузка на изгиб.
При горизонтальном или вертикальном расположении изоляторов всех фаз расчетная сила, Н:
Рис. 2. К определению расчетной нагрузки на изолятор
При горизонтальном или вертикальном расположении изоляторов всех фаз расчетная сила, Н:
где kh - поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро (рис 2):
где Hиз - высота изолятора.
При расположении шин в вершинах треугольника Fрасч=khFи
Проходные изоляторы выбираются:
· по напряжению
· по номинальному току
· по допустимой нагрузке
Для проходных изоляторов расчетная сила, Н:
Пример 2.
Задание. Выбрать ошиновку в цепи генератора ТВФ-бЗ и сборные шины 10.5 кВ, к которым присоединен генератор на ТЭЦ с двумя генераторами по 63 МВт и связью с системой по линиям 110 кВ. Принять Тmax= 6000 ч, среднемесячную температуру наиболее жаркого месяца +30°С. Значения токов КЗ приведены в табл. 1.
Таблица 1 – Значения токов КЗ
Источник | кА | кА | кА | кА |
G1 | 28,3 | 20,4 | 78,4 | 27,93 |
G2+система | 30,2 | 26,7 | 14,8 | |
Итого на сборных шинах 10.5 кВ | 58,5 | 42,1 | 161,4 | 42,73 |
Решение. Согласно ПУЭ сборные шины и ошиновка в пределах распределительных устройств по экономической плотности тока не выбираются, поэтому выбор производится по допустимому току.
Наибольший ток в цепи генераторов и сборных шин, А:
Принимаем шины коробчатого сечения алюминиевые 2 (125 55 6.5)мм2 (см.[1]), Iдоп.ном = 4640 А. С учетом поправочного коэффициента на температуру 0,94 Iдоп = 4640 0,94 = 4361 А, что меньше наибольшего тока, поэтому выбираем шины 2(150 65 7) мм2 сечением 2 1785 мм2, Iдоп = 5650 0,94 = =5311 А > Imax = 4558 А.