Управление самолетными генераторами постоянного тока (ДМР, назначение, особенности управления)
К операциям управления системами электроснабжения постоянного тока относятся дистанционное включение и отключение генераторов, автоматическое включение генераторов на нагрузку при правильной полярности и определенном соотношении напряжений генераторов и бортовой сети. Под дистанционным включением и отключением генератора подразумевают только воздействия на выключатель на приборном щитке одного из членов экипажа. Условия подключения генератора к бортовой сети контролируются автоматически с помощью аппаратов управления. В системах электроснабжения с генераторами постоянного тока операции управления и сигнализации о включении и отключении генератора выполняются дифференциально-минимальным реле (ДМР). Кроме того, оно выполняет и некоторые функции аппаратов защиты, автоматически отключая генератор при возникновении ряда ненормальных режимов.
Дифференциальное минимальное реле ДМР-600Т выполняет
следующие функции:
автоматически подключают генератор к сети, когда его ЭДСпревышает напряжение бортсети, и обеспечивает сигнализацию:
автоматически отключает генератор от бортсети, когда его напряжение понижается и через генератор течет обратный ток;
исключает возможность включения в сеть генератора с неправильной полярностью;
включает сигнальную лампу при обрыве силового провода от генератора до реле ДМР;
обеспечивает дистанционное включение и отключение генератора.
Автоматическое подключение генератора к бортовой сети (после воздействия на выключатель дистанционного управления) происходит только при правильной полярности и когда его напряжение превышает напряжение сети на 0,2—1 В. При отсутствии напряжения в сети ДМР включает генератор в сеть при напряжении не менее 14—18 В, если сопротивление нагрузки не более 100 Ом. С помощью ДМР осуществляется защита от обратного тока, т. е. автоматическое отключение генератора, если его э.д. с. меньше напряжения бортовой сети. При этом ДМР реагирует на значение обратного тока. Отключение происходит при обратном токе 15—35 А.
По принципу действия многочисленные модификации ДМР мало отличаются друг от друга. Наиболее совершенными являются ДМР-400Т и ДМР-600Т. предназначенные для работы с генераторами постоянного тока мощностью соответственно 12 и 18 кВт. Основные элементы каждого ДМР — управляющее (дифференциальное) реле/СД контактор К и вспомогательные обычные реле К2~-К5.
Дифференциальное реле является поляризованным и выполняет роль измерительного элемента.
Принципиальная схема регулирования регулятора частоты вращения (ППЧВ)
Авиационные синхронные генераторы стабильной частоты приводятся во вращение с помощью приводов постоянной частоты вращения или эл.двигателей пост.тока.
Для поддержания частоты тока, вырабатываемой генератором, необходимо путем воздействия на ППЧВ поддерживать неизменной угловую скорость его выходного вала. Для этого применяются автоматич.регуляторы частоты вращения и частосты тока, которые воздействуют на подачу рабочего тела в первичные двигатели. Как правило эти регуляторы имеют общее исполнительное устройство. Различают их в первую очередь по органу реагирования измерительного устройства: регуляторы частоты вращения реагируют на изменение угловой скорости первичного двигателя, а регуляторы частоты тока – на изменение частоты тока синхронного генератора. При работе одного синхронного генератора существует жесткая связь между угловой скоростью выходного вала ППЧВ и частотой тока f, вырабатываемая синхронным генератором, f=pw/(2π), где р – число пар полюсов генератора.
Регуляторы частоты вращения и частоты тока имеют аналогичные структурные схемы, включающие в себя измерительные устройства, усилители рассогласования и исполнительные органы. Однако техническая реализация элементов структурных схем у них различная. Измерительные органы регулятора частоты вращения обычно выполняют на центробежных тахометрах или тахогенераторах. Усилительные устройства регулятора частоты вращения выполняют гидравлическими, эл.гидравлическими или эл.механическими. усилительными органами регулятора частоты являются магнитные или полупроводниковые усилители. Общим исполнительным органом для регулятора частоты вращения и частоты тока является управляющее устройство ППЧВ, однако регуляторы частоты тока обычно имеют промежуточное исполнительное устройство со вспомогательным электрическим двигателем и редуктором или эл.механическим устройством. Промежуточное исполнительное устройство используется для воздействия на регулятор частоты вращния, через который регулятор частоты и осуществляет корректирующее воздействие на управляющее устройство ППЧВ. При этом исполнительный орган регулятора частоты может воздействовать на измерительный или усилительный орган регулятора скорости или непосредственно на управляющий орган ППЧВ. Так как исполнительный орган регулятора частоты воздействует на регулятор частоты вращения, то конструктивно регулятор частоты выполняется либо как некоторая приставка к регулятору частоты вращения, либо как единое целое с ним.
1 – привод постоянной частоты вращения; 2 – управляющий орган ППЧВ; 3 – регулятор частоты; 4 – синхронный генератор; 5 – датчик частоты; 6 – усилитель; 7 – исполнительный орган; 8 – датчик частоты вращения.