Неисправности машин переменного тока и способы их устранения.
Перед выполнением наладочных операций осуществляют внешний осмотр машины и убеждаются в том, что она находится в состоянии, пригодном для испытаний, а ее установка и паспортные данные соответствуют проекту. Знакомятся с монтажными чертежами, спецификациями, результатами заводских испытаний.
После внешнего осмотра наладчики проверяют механическую часть машины. Перед пуском, как правило, контролируют состояние подшипников. В электрических машинах общего назначения применяют в основном подшипники закрытого типа, заполненные смазкой на заводе-изготовителе. Обычно наладку механической части машин выполняют специализированные организации, поэтому наладчику электрической части перед испытаниями необходимы лишь сведения о готовности механической наладки.
Электродвигатели переменного тока напряжением до 1000 В, вводимые в эксплуатацию после монтажа, подвергают приемосдаточным испытаниям в объеме, предусмотренном ПУЭ.
Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками, а также сопротивления изоляции заложенных в электродвигатель температурных индикаторов осуществляют мегаомметрами Если в электродвигателях выведены начало и конец каждой фазы, сопротивление изоляции обмотки измеряют отдельно для каждой фазы относительно корпуса и между обмотками. В многоскоростных многообмоточных электродвигателях это сопротивление должно быть измерено на выводах каждой обмотки в отдельности, в асинхронных электродвигателях с фазным ротором — отдельно для обмоток статора и обмоток ротора.
Измерение сопротивления обмоток постоянному току двигателей мощностью 300 кВт и более производят при неподвижном роторе. Сопротивление многофазных обмоток при наличии выводов начала и конца всех фаз измеряют пофазно. В электродвигателях с фазным ротором должно быть измерено также сопротивление обмотки ротора.
Если фазы обмотки статора соединены в «звезду» и не имеют вывода нулевой точки, сопротивление измеряют между каждыми двумя выводами (двумя фазами) электродвигателя. При измерении сопротивления обмотки ротора электродвигателя подключают измерительную схему непосредственно к концам обмотки, чтобы исключить влияние переходного сопротивления контактов щеток. Согласно ПУЭ измеренные сопротивления постоянному току обмоток различных фаз должны отличаться друг от друга или от заводских данных не более чем на 2 %.
Во всех случаях измеряют сопротивление постоянному току реостатов и пускорегулировочных резисторов, общее сопротивление и проверяют целость отпаек. Эти сопротивления составляют десятые и сотые доли ома, поэтому измерение пусковых сопротивлений в цепи ротора электродвигателя обычно осуществляют мостовым методом или микроомметром. Значение измеренного сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10 %. Ошибка при измерениях пусковых сопротивлений может привести к ненормальному пусковому режиму электродвигателя.
Проверку работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом осуществляют таким образом. После проверки действия защиты и сигнальной аппаратуры выполняют пробный пуск двигателя с отключением и прослушиванием стука, шума, вибрации. Затем запускают, проверяют разгон до номинальной частоты вращения и нагрев подшипников, включают электродвигатель на различные частоты вращения (многоскоростные двигатели) , измеряют ток холостого хода всех фаз. Продолжительность проверки, как правило, не менее 1 ч. Работу электродвигателя под нагрузкой проверяют при включении технологического оборудования в момент сдачи в эксплуатацию.
Причины и способы наиболее распространенных неисправностей асинхронных электродвигателей:
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Перегрев активной стали статора | Напряжение сети выше номинального | Снизить напряжение до номинального |
Перегрев обмотки статора | Перегрузка двигателя или нарушение его вентиляции | Проверить нагрузку и систему вентиляции |
Напряжение на зажимах двигателя ниже номинального | Установить номинальное напряжение | |
Неравномерный ток в фазах | Неправильное соединение одной или нескольких катушек в фазе | Проверить сопротивление фаз, правильность соединения катушек в фазе, сопротивление изоляции между фазами |
Перегрев обмотки ротора | Напряжение на зажимах статора ниже номинального | Установить номинальное напряжение на обмотке статора |
Неудовлетворительное охлаждение ротора | Проверить систему вентиляции | |
Двигатель не разгоняется, гудит | Нарушение контактов в обмотке ротора, неисправность реостата в цепи ротора Обрыв в одной фазе статора | Найти место плохого контакта в цепи ротора и устранить его. Проверить сопротивление фаз, при обнаружении обрыва устранить его |
Двигатель не разгоняется, ток в трех фазах равномерный | Неправильное соединение обмотки статора Отсутствие питания в одной фазе Обрыв в обмотке ротора | Проверить соединение обмотки статора. Проверить питание, подводимое к двигателю. Проверить цепь ротора |
Двигатель вращается с пониженной частотой на холостом ходу, сильно гудит | Неправильное соединение одной фазы обмотки статора | Правильно соединить выводы обмотки статора |
Искрят щетки и обгорают контактные кольца | Недостаточная пришлифовка щеток к контактным кольцам | Пришлифовать щетки |