Естественные и искусственные механические характеристики электродвигателя в двигательном режиме
Аналитическое выражение механической характеристики электродви-гателя параллельного возбуждения n=f(M) можно получить из совместного решения уравнения электрического равновесия напряжений на зажимах якоря и уравнения вращающего момента электродвигателя:
, (2.1)
, (2.2)
где U – напряжение, приложенное к зажимам якоря, В;
– противо-Э.Д.С. электродвигателя, В;
Ф – магнитны поток полюса;
n – скорость вращения электродвигателя, об/мин;
R – сопротивления цепи якоря, Ом.
,
где: p – число пар полюсов; N – число активных проводников обмотки якоря; а – число параллельных ветвей.
Определив ток из выражения (2.2) и подставив его значение в выражение (2.1), а затем, решив полученное выражение относительно “n”, имеем:
. (2.3)
Данное выражение представляет собой уравнение механической характеристики электродвигателя.
Принимая, что приложенное напряжение U остается неизменным и что магнитный поток электродвигателя также остается постоянным (это допущение вполне справедливо для электродвигателей с компенсационной обмоткой или для обычных электродвигателей при пренебрежении реакции якоря), уравнение механической характеристики можно представить в следующем виде:
, (2.4)
где Кe – коэффициент Э.Д.С., Кe=CeФ,
Км – коэффициент момента, Км=СмФ.
Числовое значение коэффициента может быть получено из уравнения:
, (2.5)
где UH, IH, nH – номинальные значения параметров напряжения, тока в якоре и числа оборотов электродвигателя в минуту.
Числовое значение Км найдется из соотношения:
. (2.6)
Анализ уравнения (2.6) показывает: во-первых, что механическая харак-теристика электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения является линейной характеристикой; во-вторых, что с уменьшением момента электродвигателя до нуля число его оборотов в минуту стремится к пределу,
численно равному: .
Величину “n0” называют пограничной скоростью или скоростью идеального холостого хода. В-третьих, с увеличением сопротивления в цепи якоря, т.е. с введением в нее внешнего сопротивления возрастает, крутизна механической характеристики (ее наклон к оси абсцисс) – характеристика становится более мягкой.
Механические характеристики двигателя для различных сопротивлений цепи якоря представлены на рисунке 2.1.
Верхняя характеристика, полученная при отсутствии добавочного сопротивления в цепи якоря, называется естественной, остальные характеристики получены при различных внешних сопротивления в цепи якоря и носят название искусственных характеристик.
В-четвертых, с ослаблением магнитного поля электродвигателя, что достигается уменьшением тока возбуждения, скорость его идеального холостого хода возрастает и полученная при этом механическая характеристика обладает меньшей жесткостью (большим углом наклона к оси абсцисс) по сравнению с естественной характеристикой (рисунок 2.2).
1- естественная характеристика при Ф=ФН;
2- искусственная характеристика при Ф<ФН.