Управлением электромагнитными датчиками
Промышленность выпускает бесконтактную систему зажигания с магнитоэлектрическим бесконтактным датчиком и механическим регулятором опережения зажигания для автомобилей. Система герметизирована и экранирована. Она состоит из датчика-распределителя (рисунок 6), транзисторного коммутатора, катушки зажигания, добавочного редуктора, выключателя зажигания, искровых свечей зажигания, фильтра радиопомех в низковольтной цепи, проводов высокого и низкого напряжения и аварийного вибратора.
Рисунок 6. Схема бесконтактной транзисторной системы зажигания
Датчик-распределитель (рисунок 7) предназначен для управления работой транзисторного коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания в необходимой последовательности, для автоматического регулирования момента искрообразования в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя, а также для установки начального момента зажигания. Магнитоэлектрическим датчиком является однофазный генератор переменного тока, состоящий из ротора и статора. Ротор представляет собой П – полюсную систему (количество полюсов равно числу цилиндров) с кольцевым постоянным магнитом 13 и с полюсными наконечниками 22 и 23. Ротор соединен с бронзовой втулкой 24, закрепленной на поводковой пластине 25 центробежного регулятора опережения зажигания. Ротор и центробежный регулятор приводится во вращение валом.
Статор состоит из кольцевой обмотки 12, сверху и снизу которой установлены пластины 20 и 21 магнитопровода из магнитомягкой стали. Один конец 17 обмотки статора приклепан к корпусу, а другой – припаян к контактной пластине 16, закрепленной на изолирующей колодке 19 пластины 20. Пластина 16 соединена с выводным зажимом. На роторе и статоре нанесены метки 1В для установки момента зажигания в первом цилиндре.
Транзисторный коммутатор ТК-200 усиливает сигналы датчика и коммутирует ток первичной обмотки катушки зажигания.
Катушка зажигания экранированная, маслонаполненная, герметизирована. Коэффициент трансформации катушки КТ = П6.
При включенном зажигании и неподвижном коленчатом вале двигателя в системе текут токи управления, открывающие транзисторы V2, VЗ и V4 и ток первичной обмотки катушки зажигания (через открытый выходной транзистор V4). В этом случае транзистор VI закрыт.
При вращении коленчатого вала и ротора датчика в обмотке его статора индуктируется переменное синусоидальное напряжение, которое подается через диод V9, резистор R5 на базу транзистора V1. Положительный импульс напряжения открывает транзистор V1, который шунтирует эмиттерный переход транзистора V2 (понижает потенциал его базы). Транзистор V2 закрывается и прерывает ток управления транзисторов V3 и V4. Исчезающий магнитный поток первичной обмотки индуктирует во вторичной обмотке высокое напряжение, которое подводится к соответствующей искровой свече зажигания.
Потребляемый ток при включенном зажигании, неработающем двигателе и напряжении батареи 12 В составляет 4,7 – 5 А.
Аварийный вибратор РС331 обеспечивает временную работу двигателя (не более 30 ч) при выходе из строя транзисторного коммутатора или датчика-распределителя. Подключают вибратор пересоединением провода от разъема КЗ транзисторного коммутатора на разъем вибратора. Конденсаторы С7 и С8 уменьшают искрение между контактами реле.
Рисунок 7. Датчик-распределитель Р351
1 – вал; 2 – винт октан-корректора; 3 – ротор; 4 – корпус экрана; 5 – патрубок; 6, 27 – муфты вывода проводников; 7 – крышка экрана; 8 – уголек; 9 – крышка распределителя; 10 – бегунок (ротор); 11 – статор; 12 – катушка; 13 – магнит; 14 – центробежный регулятор;
15 – уплотнительное кольцо; 16 – контактная пластина; 17 – концы обмотки; 18 – установочные метки; 19 – изолирующая колодка; 20, 21 – пластины статора; 22, 23 – полюсные наконечники ротора; 24 – бронзовая втулка;25 – пластина регулятора; 26 – грузики регулятора;