Типовые объемы ремонта электродвигателей
Техническое обслуживание электрических машин
Техническое обслуживание производится для всех электрических машин, находящихся в эксплуатации, и состоит из следующих работ:
- мелкий ремонт, не требующий специальной остановки машины и осуществляемый во время перерывов в работе технологических установок, с целью своевременного исправления незначительных дефектов машин, подтяжки контактов и креплений, смены щеток, регулировки траверс, регулировки устройств, обеспечивающих выходные параметры генераторов, умформеров и преобразователей, регулировки защиты, протирки и чистки доступных частей машины - наружных поверхностей, колец, коллекторов и т. п.;
- осмотры эксплуатируёмых машин, включая систему их управления и защиты;
- заполнение карты осмотра;
- повседневный надзор за выполнением правил эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей и, в частности, за величиной нагрузки, за температурой подшипников, обмоток и корпуса, а для машин с замкнутой системой вентиляции - надзор за температурой входящего и выходящего воздуха, контроль за наличием смазки, проверка отсутствия ненормальных шумов и гула, а также отсутствия искрения на коллекторах и кольцах;
- контроль за соблюдением правил безопасности операторами или мотористами, работающими на оборудовании;
- повседневный контроль за целостностью заземления;
- отключение электромашин в аварийных ситуациях;
- участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа, ремонта и наладки электрических машин и систем их защиты и управления.
Типовой объем текущего ремонта машин включает:
- производство операций технического обслуживания;
- отключение от питающей сети;
- очистку наружных поверхностей от грязи, пыли и масел; разборку машины в нужном для производства ремонта объеме;
- проверку состояния, промывку подшипников, замену подшипников качения при превышении величины максимально допустимых радиальных зазоров;
- проверку работы смазочных колец для электромашин с подшипниками скольжения;
- проверку, ремонт системы принудительной смазки отключающей блокировки при прекращении подачи смазки в соответствии с требованиями;
- замену смазки;
- осмотр и очистку вентиляционных устройств;
- проверку и ремонт крепления вентилятора;
проверку и ремонт у машин с принудительной вентиляцией (продуваемых электромашин) шиберов, заслонок и их приводных механизмов;
- осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом статорных и роторных (якорных) обмоток, коллекторов, а также вентиляционных каналов;
- проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток и устранение дефектов;
- устранение местных повреждений изоляции обмоток статора, ротора (якоря);
- сушку обмоток и покрытие лобовых частей обмоток покровным лаком (при необходимости);
- проверку и подтяжку крепежных соединений (крепление к фундаменту, к салазкам, крепление шкивов, муфт, конструктивных креплений узлов самой машины) и контактов, при необходимости замену крепежных деталей;
- зачистку и шлифовку колец и коллекторов, продороживание коллектора (при необходимости);
- проверку и регулировку щеткодержателей, траверз, щеткоподъемных закорачивающих механизмов;
- проверку состояния и обозначений (маркировки) выводных концов обмоток, клеммных щитков с производством необходимого ремонта;
- замену фланцевых прокладок и уплотнений;
проверку и восстановление герметичности взрывозащищенных машин в соответствии с «Инструкцией по ремонту взрывозащищенного электрооборудования»;
- сборку машины;
- проверку защитного заземления;
- подсоединение электросети;
- проверку работы на холостом ходу и под нагрузкой;
- проверку для машин, работающих при разных частотах вращения, правильности работы в различных режимах;
- проверку для генераторов, преобразователей, умформеров, индукционных регуляторов, фазорегуляторов выходных параметров;
- устранение повреждений окраски;
проведение приемо-сдаточных испытаний, оформление сдачи машины после ремонта.
Типовой объем капитального ремонта машин включает:
- производство операций технического ремонта;
- внешний осмотр машины;
- проверку целостности обмоток;
- проверку осевого разбега ротора (якоря) машин с подшипниками скольжения;
проверку зазоров между шейкой вала и вкладышем подшипника у электромашин с подшипниками скольжения, перезаливку вкладышей (при необходимости).
При ремонте рекомендуется производить замену подшипников качения вне зависимости от их состояния. Это делается потому, что остаточная стоимость профилактически заменяемых подшипников на полностью разобранной при капитальном ремонте машине будет практически меньшей, чем стоимость аварийного ремонта с учетом простоя оборудования, вызванного выходом из строя подшипника на отремонтированной машине;
- проверку величины воздушных зазоров между сталью ротора (якоря) и статора (сталью полюсов), если конструкция машины позволяет выполнить эти измерения;
- регулировку зазоров полюсов машин постоянного тока и синхронных машин, если конструкция машин позволяет выполнить эту регулировку;
- полную разборку машины, чистку и промывку всех механических узлов и деталей; очистку, продувку, протирку сохраняемых обмоток, изоляционных деталей, коллекторов, колец, щеточных механизмов;
- дефектовку узлов и деталей;
- ремонт деталей узла корпуса и магнитопровода - заварку трещин, приварку лап, перенарезку изношенных и забитых резьбовых отверстий, установку рым-болтов, зачистку заточек корпуса под подшипниковые щиты;
- ремонт сердечника активной стали статора и ротора - вырубку или фрезерование выгоревших и оплавленных мест, удаление замыканий (мостиков) между отдельными листами;
- устранение распушения зубцов пакета, ликвидацию осевого сдвига сердечника активной стали ротора, замену и установку новых прокладок под полюсные башмаки, устранение сдвига отдельных листов активной стали;
- ремонт подшипниковых щитов и крышек – заварку мелких трещин, восстановление размеров посадочных мест;
- ремонт вала - торцовку, исправление центровых отверстий, устранение прогиба, восстановление диаметра шеек вала и посадочных мест под шкивы, муфты, вентилятор и сердечник стали, зачистку забоин, заусенец, восстановление шпоночных канавок;
- ремонт или замену вентилятора;
- ремонт коллектора - перепайку соединений обмотки с петушками коллектора, проточку коллектора, продороживание межламельной изоляции, шлифовку коллектора, при - необходимости замену коллектора с перепайкой обмоток;
- ремонт ротора (якоря) - перезаливку или замену стержней и замыкающих колец короткозамкнутой обмотки, ремонт и пропайку старых и установку новых бандажей, балансировку;
- проверку и при необходимости замену неисправных пазовых клиньев, изоляционных втулок, проводов внутренних соединений схемы статорной и роторной обмоток, обмоток возбуждения и выводных концов;
- маркировку выводных концов;
- напайку кабельных наконечников;
- замену обмоток (в случае необходимости);
- укладку обмоток, соединение схемы, сушку, пропитку, покрытие лобовых частей обмоток и внешних поверхностей полюсных катушек покровным лаком или эмалью; профилактическую сушку обмоток при значительном снижении величины сопротивления изоляции;
- сборку и окраску машины;
- проведение приемосдаточных проведение приемосдаточных испытаний и оформление сдачи в эксплуатацию.