Диагностирование обмоток электрических машин и аппаратов
Обмотки являются наиболее важной и сложной по условиям работы частью электрических машин и аппаратов. Статистические данные показывают, что до 80% всех отказов вращающихся электрических машин и трансформаторов и до 20% отказов электрических аппаратов составляют отказы, происходящие из-за различных неисправностей электрических обмоток и их выводов. При этом большинство отказов обмоток связано с повреждениями изоляции и прежде всего в результате пробоя изоляции между витками или на корпус.
В процессе эксплуатации на обмотки и особенно на их изоляцию действуют электромагнитные силы, вибрация, температура, окружающая среда и другие факторы. Совместное воздействие перечисленных факторов приводит к необратимым процессам изменения структуры и химического состава изоляции, т.е. к изнашиванию и старению изоляции. Кроме того, в изоляции могут быть дефекты, возникающие как в процессе изготовления материалов, из которых состоит изоляционная конструкция обмотки (например, отверстия или посторонние включения в слое изоляционного покрытия обмоточных проводов), так и при изготовлении самой изоляционной конструкции. Особенно часто при укладке обмоток повреждается витковая изоляция, что значительно сокращает срок их службы.
Действующие на обмотки электрических машин электродинамические и механические усилия при пусках и реверсах достигают больших значений. Например, пусковые токи -короткозамкнутых асинхронных электродвигателей превышают номинальные в 5...7 раз, и на обмотки действуют значительные электродинамические силы, значения которых пропорциональны квадрату токов. Под действием этих усилий в изоляции обмоток возникают трещины, а также механические повреждения.
Особенно опасна для обмоток СЭО вибрация, возникающая при работе судовых механизмов, вращении гребного винта, при изнашивании подшипников, обрыве короткозамкнутых обмоток роторов электродвигателей и по другим причинам. Вызываемые вибрацией силы приводят к потере механической и электрической прочности изоляции обмоточных проводов и компаунда, которым пропитывают обмотку. Вибрация может сократить срок службы изоляции в несколько раз.
Изнашиванию витковой изоляции обмоток может способствовать трение между витками или витков о корпусную изоляцию, возникающее из-за разных коэффициентов теплового расширения меди обмоток и активной стали сердечников. Такое трение обычно происходит при нагревании СЭО во время пуска и работы, а также при охлаждении после его выключения.
На техническое состояние обмоток влияют также тепловое и электрическое старение изоляции, ее теплостойкость и нагревостойкость. Теплостойкость характеризует способность изоляционных материалов сохранять свои свойства при кратковременных нагревах, а нагревостойкость -в течение длительного периода, если температура не превышает допустимых значений, установленных для данного класса изоляции. Нагревостойкость в основном определяется скоростью старения изоляции.
В процессе эксплуатации при диагностировании и прогнозировании ТС обмоток важным показателем является срок службы их изоляции, и прежде всего зависимость срока службы изоляции от температуры. Экспериментально установлено „правило восьми градусов", согласно которому повышение температуры на каждые восемь градусов приводит к сокращению срока службы (годы) изоляции примерно вдвое:
(4.26)
где v-температура нагрева изоляции; То- срок службы изоляции при v = 0; v-повышение температуры, при которой срок службы сокращается в 2 раза.
Для изоляционных материалов класса A v=8 °С, для материалов класса В v=10 °С, а для класса С v=12 °С.
В логарифмической форме уравнение (4.26) будет иметь вид
где .
Из приведенного уравнения видно, что логарифм срока службы изоляции имеет линейную зависимость от температуры. Такая зависимость позволяет в первом приближении оценить срок службы изоляции обмоток в результате воздействия температуры. Более точно срок службы изоляции может быть определен с учетом воздействия температуры при использовании общих законов кинетики происходящих химических реакций.
Электрическому старению под действием электрических полей подвержена изоляция обмоток электрических машин при напряжении 6 кВ и выше. Вместе с тем для обмотки, изоляция которой имеет определенную степень старения, представляют опасность коммутационные перенапряжения, которые могут превышать амплитудное значение питающего напряжения в 7 раз.
Большое влияние на ускорение процесса старения изоляции обмоток и снижение напряжения пробоя в местах дефектов оказывает увлажнение, что создает условия для возникновения дуговых разрядов при сравнительно низких значениях перенапряжений. Проникновение влаги вызывает гидролитическое разрушение изоляционных материалов, а периодическое удаление влаги сушкой обмоток во время работы СЭО способствует развитию пор в изоляции обмоток.
У вращающихся обмоток электрических машин кроме дефектов изоляции относительно часто наблюдаются нарушения контактов: у коллекторных машин в местах пайки выводов обмоток к коллектору, у асинхронных электродвигателей с фазным ротором в местах присоединения выводов обмотки ротора к контактным кольцам.
В короткозамкнутых обмотках роторов асинхронных электродвигателей наиболее часто возникают обрывы и ослабления сечения стержней обмотки. Причины этого обусловливаются в основном процессом производства: из-за резких переходов от сравнительно тонких стержней к массивным кольцам и небольшой массы алюминиевого сплава по сравнению с массой пакета ротора сплав быстро охлаждается, и в стержнях могут появиться ослабления и несплавления. Обрывы стержней приводят к возникновению вибрации электродвигателей и их отказу.
Отказы обмоток катушек электрических аппаратов наиболее часто возникают из-за обрывов и межвитковых замыканий. Обрывы проводов обычно происходят в местах с низким качеством пайки при механических воздействиях на провода и при их вибрации. Межвитковые замыкания возникают при повреждении изоляции проводов и прохождении тока, значение которого превышает номинальное. Увеличение тока в обмотке наиболее часто происходит при заклинивании в промежуточных положениях или при неплотном прилегании рабочих поверхностей магнитопроводов аппаратов. Изоляция обмоток повреждается также при перенапряжениях во время включения и выключения питания обмотки. Пробой изоляции обмоток аппаратов на корпус наблюдается только в бескаркасных конструкциях обмоток.
По экспериментальным данным, интенсивность отказов обмоток электрических аппаратов можно считать линейной функцией от напряжения питания: при большом номинальном напряжении обмотка должна быть из провода меньшего диаметра с большим числом витков, что увеличивает вероятность межвиткового замыкания. Количество отказов обмоток возрастает с увеличением числа циклов включения-отключения аппарата и времени работы обмотки.
Из этого следует, что в процессе эксплуатации необходимо периодически оценивать техническое состояние обмоток электрических машин и аппаратов и при необходимости осуществлять поиск дефектов в обмотках.
При диагностировании обмоток проверяют состояние изоляции, нет ли обрывов, витковых замыканий, замыканий на корпус, состояние соединений в обмотках. Иногда возникает необходимость в определении правильности соединения обмоток.
При диагностировании обмоток наряду с использованием результатов измерения параметров приборами большое значение имеет внешний осмотр всех доступных визуальному контролю частей обмоток. Так, при осмотре соединений и электроизоляционных покрытий обмоток проверяют, чтобы не было трещин, изломов, следов обгорания, потеков масла и компаунда, изменение цвета.
Основная количественная оценка состояния изоляции судовых электрических машин -это ее сопротивление постоянному току, измеряемое с помощью мегаомметра при соответствующем рабочем напряжении (см.п.4.9, 4.10). Для судовых электрических машин мощностью до 100 кВт и напряжением до 500 В сопротивление изоляции в период эксплуатации должно быть не менее 0,7 МОм (табл.1.2). Предельно допустимое значение сопротивления изоляции машин большой мощности и работающих при больших напряжениях определяется соотношением
, (4.27)
где R-сопротивление изоляции, МОм; U- номинальное напряжение, В; Р- номинальная мощность, кB А (или кВт для машин постоянного тока).
Для рабочей температуры обмотки предельно допустимое значение R, определяемое формулой (4.27), принимается равным 0,5 МОм.
Сопротивление изоляции сильно зависит от температуры: уменьшается при нагреве и повышается при охлаждении. В документации должны указываться два предельно допустимых значения: для обмотки в рабочем режиме (горячей) и для холодной обмотки. При отсутствии таких данных значение R, определяемое по формуле (4.27), должно пересчитываться на фактическую температуру обмотки в момент измерения. Для этого полученное значение R удваивается на каждые 20° (полные или неполные) разности между рабочей температурой и фактической температурой при измерении.
Пример. При рабочей температуре обмотки 80°С предельно допустимое значение сопротивления изоляции составляет 0,5 МОм. Измерение R производится при температуре 20 °С. Разность между рабочей температурой и температурой при измерении составляет 60 °С. Предельное значение R при температуре 20°С величиной 4 МОм получается путем трехкратного последовательного удвоения значения 0,5 МОм па каждые 20°С (в общем случае и на неполные) этой разности
,
Перед измерением сопротивления изоляции электрические кабели, подходящие к электрической машине, и защитные конденсаторы должны быть отсоединены. Для снятия возможных остаточных зарядов в изоляции, которые могут повлиять на показания мегаомметра, проверяемую обмотку кратковременно заземляют; такое заземление производится при повторном измерении и после завершения измерений.
При измерении сопротивления изоляции обмоток мегаомметр подключается по схеме, аналогичной представленной на рис.4.28. Измерение сопротивления изоляции обмоток электрических машин и трансформаторов производится относительно корпуса и между самими обмотками (рис.4.34). Если сопротивление изоляции обмотки одной из фаз меньше сопротивления изоляции других фаз в 1,5...2 и более раз, в изоляции с низким сопротивлением может быть дефект. Сопротивление изоляции обмотки роторов синхронных генераторов измеряется между контактными кольцами и валом ротора. В электродвигателях с фазным ротором обмотку ротора соединяют по схеме звезда, поэтому сопротивление изоляции обмотки измеряется только относительно вала. По результатам измерения сопротивления изоляции можно определять состояние сильно поврежденной, увлажненной или загрязненной изоляции. Если изоляция сухая, измерением сопротивления выявить дефекты практически невозможно. Вероятность выявления дефектов изоляции в этом случае повышается с увеличением напряжения, при котором производятся измерения.
Рис. 4.34. Схема подключения мегаомметра при измерении сопротивления изоляции: между фазными обмотками (сплошная линия), между обмоткой и корпусом (пунктирная линия) PR-мегаомметр
Для диагностирования корпусной и межфазнои изоляции обмоток электрических машин применяют метод, основанный на измерении зависимостей токов утечки от приложенного напряжения. Токи утечки измеряют с помощью приборов, позволяющих плавно регулировать напряжение постоянного тока в пределах от 200 до 2500В, например, приборами типа ВС-23, ИВН-1 и Б1-3. Токи утечки изоляции обмоток электрических машин с номинальным напряжением до 660В обычно составляют микроамперы; при отсутствии специальных приборов они могут быть измерены с помощью относительно простой схемы (рис. 4.35).
Схема состоит из автотрансформатора 77 для регулирования напряжения при диагностировании, повышающего трансформатора Т2, двухполупериодного выпрямительного моста UZ, сопротивления R защиты схемы от коротких замыканий при пробое испытуемой изоляции, конденсатора С для сниже ния пульсаций напряжения, вольтметров PU1 для контроля напряжения на первичной обмотке трансформатора Т2 и PU2 для контроля приложенного к изоляции напряжения, а также микроамперметра РА, зашунтированного кнопкой SB. Микроамперметр расшунтируется только во время отсчета при измерениях токов утечки.
Рис. 4.35. Схема для измерения токов утечки
Значительное увеличение токов утечки может происходить из-за дефектов в изоляции обмоток или увлажнения и загрязнения изоляции. При диагностировании необходимо выявить причины увеличения токов утечки, и при увлажнении изоляцию обмоток следует просушить, а при загрязнении- очистить.
Состояние пазовой и межфазной изоляции в трехфазных электрических машинах с шестью выводами определяется следующим образом. Сначала измеряется ток утечки Iy1 изоляции одной фазы обмотки при заземленных двух других фазах обмотки (рис.4.35). Ток утечки Iy1 складывается из тока утечки изоляции фазы на заземленный корпус Iy1K и тока утечки Iyмф через изоляцию между измеряемой обмоткой и обмотками двух других заземленных фаз:
Токи утечки изоляции Iу2 и IУз обмоток двух других фаз измеряются аналогично. Если абсолютное значение токов IУ1, Iу2,Iуз, небольшое и разница между ними незначительна, т.е. ,то состояние изоляции обмоток электрической машины относительно корпуса и между фазами может считаться удовлетворительным. Если токи утечки изоляции обмоток разных фаз достаточно большие, но примерно одинаковы между собой, то изоляция обмоток увлажнена или сильно загрязнена. Примерное равенство токов утечки обмоток фаз электрической машины свидетельствует об отсутствии в изоляции обмоток местных дефектов.
Отличие в значениях токов утечки разных фаз в 1,5...2 и более раз указывает на наличие местных дефектов в изоляции фазы с наибольшим значением тока утечки. Чтобы определить изоляцию с дефектом (относительно корпуса или межфазовую), сначала измеряют ток утечки изоляции обмотки фазы с дефектом относительно корпуса при незаземленных обмотках других фаз, а затем ток утечки при приложении напряжения между фазой с дефектной изоляцией и соединенными между собой, но незаземленными обмотками других фаз. Большие значения токов утечки в первом измерении свидетельствуют о местных дефектах в изоляции обмотки фазы относительно корпуса, а во втором измерении- между фазами, т.е. если ток утечки Iy1K значительно превышает ток утечки Iyмф, то повреждена изоляция фазы обмотки относительно корпуса, а при Iy1K< Iyмф-о повреждении межфазной изоляции обмотки.
В качестве примера на рис.4.36 показаны кривые токов утечки увлажненной пазовой изоляции обмоток асинхронного электродвигателя. Суммарный ток утечки изоляции обмоток всех фаз резко увеличивается увлажненной пазовой изоляции обмоток асинхронного электродвигателя при повышении напряжения (кривая 1). Токи утечки изоляции обмоток первой (кривая 4) и третьей фазы (кривая 3) при повышении напряжения увеличиваются незначительно, а токи утечки изоляции обмотки второй фазы (кривая 2) резко возрастают при повышении напряжения. При сравнении этих кривых можно обнаружить, что во второй фазе имеется дефект, в результате чего возникает основной ток утечки.
Следовательно, асимметрия токов утечки фаз обмотки является одним из важных критериев оценки технического состояния изоляции обмоток многофазных электрических машин. Важное значение при диагностировании имеет и приращение токов утечки при увеличении напряжения. В зависимости от состояния изоляции, наличия и вида дефекта увеличение токов утечки при повышении напряжения может происходить пропорционально повышению напряжения во всем диапазоне изменения напряжения. Токи утечки до определенного значения напряжения могут также увеличиваться пропорционально повышению напряжения, а затем резко возрастать при дальнейшем повышении напряжения.
При оценке технического состояния обмоток электрических машин учитывают стабильность токов утечки при увеличении напряжения, т.е. отсутствие скачков и резких колебаний токов утечки при увеличении напряжения. Скачки и колебания токов утечки свидетельствуют о кратковременном возникновении в изоляции пробоев или проводящих разрушающих мостиков, т.е. о наличии в изоляции дефектов.
Таким образом, техническое состояние изоляции обмоток электрических машин относительно корпуса и между фазами целесообразно определять с учетом следующих характеристик токов утечки: абсолютного значения, асимметрии в фазах, приращения при увеличении напряжения, стабильности при повышении напряжения (отсутствие колебаний и скачков).
Рис. 4.36. Зависимость токов утечки от напряжения для изоляции обмотки статора электродвигателя типа АО мощностью 2,8 кВт
1,2,3,4-изоляция обмоток всех фаз, второй, третьей, первой фаз соответственно.
В частности, экспериментальные исследования показали, что при диагностировании короткозамкнутых асинхронных электродвигателей абсолютное значение токов утечки следует измерять при напряжении 1800В, за стабильностью токов утечки следует наблюдать при повышении напряжения в диапазоне 600...1800В, а приращение токов утечки определять при повышении напряжения от 1200 до 1800 В [22].
Дефекты обмоток типа обрыва, виткового замыкания и ухудшения качества соединений обычно выявляют следующими методами; контроля тока, измерения сопротивления обмоток, падения напряжения и подачи импульсных напряжений на обмотку.
Метод контроля токов обмоток основан на том, что при изменении сопротивления обмоток в результате появления дефектов, влияющих на их электрическое сопротивление, изменяется протекающий по ним ток. Контролируя ток в обмотках машины можно обнаружить обрывы и достаточно обширные витковые замыкания. При замыкании небольшого числа витков обмотки метод не дает надежных результатов.
При диагностировании статорных обмоток трехфазных машин методом контроля токов производится сравнительная оценка значений токов в линейных проводах сети, к которым подключены обмотки. Рекомендуется использовать пониженное напряжение питания- не более 0,3 от номинального. Ротор короткозамкнутого асинхронного двигателя или синхронного генератора при этом может быть заторможен или вращаться.
Фазную обмотку с дефектами находят исходя из того, что при соединении обмоток статора звездой ток будет наибольшим в той линии сети, куда присоединена фазная обмотка с дефектами. Следует учитывать, что ротор неподвижного асинхронного генератора обладает магнитной несимметрией, и величины токов в фазах статорной обмотки из-за этого неодинаковы и при отсутствии дефектов. В этом случае при вращении ротора токи статорной обмотки будут изменяться, но пределы этого изменения при отсутствии дефектов обмоток одинаковы, а при их наличии- различны.
Методом контроля тока статора можно проверить и короткозамкнутую обмотку ротора асинхронного двигателя. Двигатель включается на пониженное (0,2...0,3 от номинального) трехфазное напряжение и при медленном вращении ротора контролируется изменение тока в фазах статора. Колебания значений тока в фазах статора будут свидетельствовать о наличии разрывов стержней короткозамкнутой обмотки или ухудшении состояния ее паяных соединений.
Метод измерения сопротивления обмоток электрических машин постоянному току позволяет выявлять обрывы в обмотках, дефекты в соединениях и межвитковые замы-кания на основе сравнения измеренного значения сопротивления обмотки с соответствующим значением сопротивления, указанным в формуляре машины, или заведомо бездефектной обмотки. На практике сопротивление обмоток постоянному току измеряют омметром, с помощью вольтметра и амперметра, измерительными мостами.
Измерение сопротивления омметром наименее точно, поэтому применяется обычно в качестве предварительной оценки значения сопротивления в диапазоне от 1 до 100 кОм.
Метод вольтметра-амперметра основан на измерении тока, проходящего через обмотку, подключенную к источнику постоянного тока (например, аккумуляторной батареи), и измерении, потери напряжения в ней. Применяются два варианта схемы включения вольтметра, а амперметр всегда включается последовательно с обмоткой и аккумуляторной батареей.
Если сопротивление обмотки небольшое, то вольтметр присоединяется согласно первому варианту на зажимы обмотки. В этом случае увеличение тока, измеряемого амперметром, вызванное включением вольтметра, незначительно, так как вольтметр имеет большое сопротивление. Сопротивление обмотки для этого случая определяется по формуле
где U- напряжение, которое показывает вольтметр, В; I-ток, измеряемый амперметром, A; RB- внутреннее сопротивление вольтметра, Ом.
При измерении больших сопротивлений применяется второй вариант, при котором вольтметр присоединяется к зажимам источника питания. Сопротивление обмотки рассчитывается по формуле
где Ra — сопротивление амперметра, Ом.
Для исключения нагрева обмотки во время измерений ток в обмотке устанавливают не более 15-20% номинального, время включения источника питания должно быть не более 1 мин. Метод вольтметр -амперметра обеспечивает относительно высокую точность измерения сопротивлений (0,3...0,5%), если в измерительных схемах используются вольтметры и амперметры класса 0,5 или 0,2.
Следует отметить, что при измерениях источник питания нужно отключать только после отключения вольтметра, чтобы предохранить вольтметр от повреждения импульсами тока самоиндукции.
Метод одинарного измерительного моста (двухзажимная схема включения) чаще всего применяется при измерении сопротивлении от 1 до 1000 кОм. При измерении меньших сопротивлений точность измерения снижается. Например, мост РЗЗЗ, широко применяемый на практике для измерения сопротивлений в пределах 1...99 990 Ом, обеспечивает класс точности 0,5, а при измерении меньших или больших сопротивлений его точность резко уменьшается.
Для измерения сопротивлений менее 1 Ом применяются двойные измерительные мосты (четырехзажимная схема включения), обеспечивающие высокую точность измерений. На результаты измерений при этом не влияет сопротивление проводов, соединяющих мост с обмоткой, и сопротивление переходных контактов.
В технической документации на отечественные электрические машины указываются значения сопротивления, приведенные к температуре обмотки +15°С, а на некоторые машины зарубежного производства-для температуры +20°С. Чтобы эти значения можно было сравнивать с измеренными значениями сопротивления обмотки при данной температуре, необходимо привести измеренные значения к температуре, указанной в документации по формуле
где Ro- сопротивление при температуре, к которой нужно привести сопротивление обмотки, Ом; Ri-сопротивление обмотки измеренное, Ом; - средняя температура обмотки при измерении,°С (К); - температура, к которой необходимо привести сопротивление,°С, (К); -температурный коэффициент сопротивления материала проводов обмотки, град-1(0,004 для меди и 0,00385 для алюминия).
Статорная обмотка трехфазных электрических машин состоит из трех одинаковых обмоток, соединенных звездой или треугольником. Если все шесть концов этих обмоток выведены на доску клеммных зажимов, то измерение сопротивления каждой фазной обмотки производится обычным образом, и в ряде случаев для обнаружения дефектов в одной из обмоток достаточно сравнить между собой результаты измерения сопротивления каждой из них.
Если соединение фазных обмоток звездой или треугольником выполнено внутри, и на доску клеммных зажимов выведены только три конца, то сопротивление каждой фазной обмотки рассчитывается по результатам измерений сопротивлений между каждой парой выводов (рис.4.37). Сопротивления фазных обмоток рассчитываются по формулам:
при соединении обмоток звездой (рис. 4.37, а)
при соединении обмоток треугольником (рис. 4.37,6)
Отличие фактического значения сопротивления отдельных обмоток более чем на 2% от указанного в формуляре считается признаком дефекта в обмотке. Повышенное сопротивление свидетельствует об ухудшении состояния паяных соединений, например, в лобовых частях статора или в местах присоединения выводов к обмоткам, а пониженное сопротивление указывает на витковые замыкания.
Дефектную обмотку статора можно определить по результатам измерений сопротивлений без выполнения вычислений по приведенным выше формулам. Если обмотки статора соединены звездой, то наибольшее из измеренных сопротивлений будет на выводах, к которым присоединены фазные обмотки без витковых замыканий, а сопротивления между двумя другими выводами будут равны между собой и меньше первого. При соединении обмоток статора треугольником наименьшее из измеренных сопротивлений будет на выводах фазной обмотки, имеющей витковые замыкания.
Метод падения напряжения применяется при диагностировании одинаковых обмоток (катушек) путем сравнения падения напряжений в обмотках при одинаковом токе в них. Для этого используется измерительная схема с амперметром, вольтметром, источником питания и реостатом для регулировки тока в цепи. Такой метод применяется, например, для диагностирования обмотки и паек коллекторных пластин якоря машины постоянного тока. Падение напряжения измеряется по всему коллектору для каждой пары пластин милливольтметром на напряжение 10...50 MB, а ток- амперметром на 10…20 А.
Для подключения источника питания с амперметром и реостатом и милливольтметра могут использоваться специальные двоенные щупы, в каждом из которых один из контактных стержней выполнен длинней другого и подпружинен.
Милливольтметр присоединяется к коротким стержням, поэтому при снятии щупа с коллекторных пластин вначале будет отключаться от пластин милливольтметр (это исключит его повреждение токами самоиндукции при отключении источника питания), а затем- источник питания.
Рис.4.37. Измеряемые сопротивления трехфазной обмотки с тремя выводными проводниками: а)-соединение звездой, б) соединение треугольником.
При отсутствии витковых замыканий в обмотке и удовлетворительном состоянии паек падение напряжения при переходе с одной лары пластин на другую остается почти неизменным (разница не должна превышать 10%) или, например, при наличии уравнительных соединений наблюдается равномерное чередование одинаковых значений повышенного и пониженного падения напряжения. Такое чередование значений падения напряжения происходит через определенное число коллекторных пластин, равное шагу уравнительных соединений по коллектору. При повреждении проводников обмотки и ухудшенном состоянии пайки падение напряжения увеличивается, а при витковых замыканиях- уменьшается.
Методом падения напряжения можно выявить замыкания на корпус, обрывы и витковые замыкания обмотки якоря и полюсов электрических машин постоянного тока, а также замыкания в обмотках трехфазных электрических машин переменного тока.
Методом подачи импульсных напряжений на две идентичные обмотки, одна из которых диагностируется, а другая исправная, можно проверить обмотки различного электрооборудования (электрических машин, трансформаторов, катушек, контакторов, дросселей и т. д.). Если исправная обмотка отсутствует, то метод может быть применен для обмоток, разделенных на одинаковые части, одна из которых будет проверяемой.
Данный метод основан на том, что полное сопротивление исправной обмотки отличается от полного сопротивления обмотки с дефектом (активное сопротивление обмотки зависит от длимы проводника в ней, а индуктивное -от числа витков и расположения в пазах). Метод позволяет обнаружить витковые смыкания и обрывы в обмотках, пазы с короткозамкнутыми витками в статорах и роторах (якорях) и реализуется с использованием специальных приборов, например, типа ЕЛ-4УА, 2Л-15, ДЭМ и др.
С помощью приборов ЕЛ-1УА и ЕЛ-15 импульсы напряжения высокой частоты на доли миллисекунды подаются к двум обмоткам (или двум одинаковым частям обмотки). Отраженные от каждой обмотки волны напряжения можно наблюдать на экране осциллографа прибора. Если проверяемая обмотка (или часть обмотки) не имеет дефектов, т.е. идентична исправной, то на экране отраженные волны напряжения совпадают. При наличии дефектов отраженные волны не совпадают, то на экране появляются две кривые.
Вид кривых на экране зависит от вида дефекта: обрыва, виткового замыкания, короткого замыкания между фазами и др. Короткозамкнутые витки и обрывы обмотки вызывают меньшую разницу в амплитуде волны напряжения и меньшее искажение формы кривой на экране, чем неправильные соединения катушек. Это объясняется тем, что в последнем случае в большей степени изменяется форма магнитного потока.
Неодинаковость обмоток, обусловленная технологическими причинами при изготовлении и не влияющая на работу соответствующего электрооборудования, может привести к незначительному раздвоению кривой напряжения на экране. Эта неодинаковость обмоток компенсируется специальным регулятором прибора. Регуляторы амплитуды импульса и развертки прибора позволяют получить форму и размеры кривых на экране, наиболее удобные для наблюдения.
Приборы ЕЛ-1УА и ЕЛ-15 имеют приспособление с двумя электромагнитными скобами: генераторной и приемной для нахождения паза с короткозамкнутыми витками в разобранной электрической машине. Эти скобы подключаются к прибору и переставляются с паза на паз якоря. При отсутствии в пазу короткозамкнутых витков на экране из-за слабой индуктивной связи наблюдается прямая или кривая линия с незначительными амплитудами. Если в пазу находятся короткозамкнутые витки, то на экране наблюдаются две кривые с большими амплитудами, направленными в противоположные стороны. Если в обмотке якоря имеются уравнительные соединения, на экране высвечиваются две кривые как при витковых замыканиях, так и без них. Однако эти кривые повторяются при обходе всей окружности якоря с определенной закономерностью, и их амплитуды существенно меньше, чем при короткозамкнутых витках.
Следует отметить, что результаты диагностирования обмоток приборами ЕЛ-1УА и ЕЛ-15 зависят от субъективной оценки кривых на экране, поэтому требуется определенный навык работы с такими приборами.
Принцип работы переносного прибора типа ДЭМ, разработанного в ЦНИИМФ, основан на изменении индуктивности обмоток при возникновении дефектов витковой изоляции или наличии электромагнитной асимметрии при подаче испытательного импульсного напряжения 400 или 800 В длительностью 10...50 мкс, создаваемого прибором. Значение испытательного напряжения выбирается в зависимости от номинального напряжения электрооборудования, т. е. оно должно быть больше номинального.
Испытательное напряжение последовательно подается от прибора ДЭМ к одинаковым (двум и более) обмоткам, и по расхождению показаний стрелки индикатора (амперметра) определяется дефектная обмотка. Перед диагностированием устанавливается требуемая чувствительность прибора. Для этого прибор подключают к эталонной катушке индуктивности и с помощью потенциометров „грубо"и „точно" определяют начальное положение стрелки индикатора- прибора, а также положение, соответствующее наличию витковых замыканий, которые имитируются нажатием кнопки на эталонной катушке.
Прибор ДЭМ предназначен для определения витковых замыканий в полюсных катушках обмоток возбуждения электрических машин постоянного и переменного тока, статорных обмоток асинхронных электродвигателей, обрывов стержней короткозамкнутых обмоток роторов, а также витковых замыканий в обмотках другого электрооборудования (трансформаторов, контакторов, дросселей и т.д.), если к этим обмоткам допустимо прикладывать напряжение 400 или 800В.
Поиск витковых замыканий в полюсных катушках обмотки возбуждения явнополюсного синхронного генератора производится на остановленном генераторе. Прибор подключается к выводам полюсной катушки с помощью измерительных щупов через смотровые окна на стороне колец без разъединения катушек. Для подключения к следующей катушке коленчатый вал двигателя проворачивается вручную на величину полюсного шага. Если полюсные катушки соединяются между собой перемычками, как со стороны колец, так и на стороне маховика, измерения производятся одновременно на двух катушках с использованием только доступных выводов со стороны колец.
Все показания индикатора для одного генератора сравниваются. Одинаковые показания или незначительно отличающиеся (на 2...4 единицы шкалы индикатора) свидетельствуют об отсутствии витковых замыканий в соответствующих катушках. Витковые замыкания или ухудшение состояния витковой изоляции в полюсной катушке определяют по отклонению стрелки индикатора вправо вплоть до „зашкаливания".
Проверка состояния витковой изоляции статорной обмотки и наличия электромагнитной несимметрии асинхронного двигателя производится через выводы отключенного двигателя или его пускового устройства. Испытательное напряжение подается на выводы фаз (А-В, В-С, С-А), и показания трех замеров сравниваются.
Если показания индикатора в трех замерах отличаются друг от друга не более чем на 3...5 единиц шкалы, то они считаются одинаковыми, а асинхронный двигатель- симметричным в электромагнитном отношении. При расхождении в показаниях более чем на пять единиц имеет место электромагнитная несимметрия двигателя. Для локализации места несимметрии в статоре или роторе ротор поворачивается на 30...50° в любую сторону от первоначального положения, а замеры повторяются. При симметричном роторе показания индикатора в трех замерах практически не изменяются и, следовательно, имеется несимметрия статорной об<