Диагностирование рам и кузовов вагонов

На всех стадиях жизненного цикла подвижного состава применяется система видов и методов контроля качества, включающая:

– визуальный осмотр;

– измерительный (инструментальный) контроль;

– диагностический контроль.

Перечень методов контроля приведен в табл. 2.9.

Таблица 2.9

Перечень методов контроля вагонов

Изготовление и ремонт вагонов Эксплуатация
Визуальный контроль Неразрушающий контроль деталей (ультразвуковой, магнитопорошковый, вихретоковый, феррозондовый методы) Тепловой контроль состояния буксового узла в пути следования (КТСМ)
Вибродиагностика буксовых узлов (ОМСД, УДП) Контроль геометрических параметров колесных пар в пути следования (КТИ)
Измерение геометрических параметров узлов и деталей и их сравнение с требованиями нормативно-технической документации Определение вагонов с отрицательной динамикой (АСООД)
Разрушающий контроль (испытания на твердость, растяжение, ударную вязкость, пневматические и гидравлические, на прогиб и остаточную деформацию) Визуальный осмотр технического состояния основных узлов вагонов на ПТО

В сложившейся системе контроля технического состояния элементов грузовых вагонов основной объем контрольных операций сосредоточен на вагоностроительных, вагоноремонтных предприятиях. Задача эксплуатационного комплекса − визуальный осмотр технического состояния подвижного состава на пунктах технического обслуживания (ПТО) и его контроль средствами диагностики в пути следования.

Практика показала, что только комплексный подход, включающий в себя эффективную работу средств диагностики и визуальный осмотр подвижного состава, позволяют своевременно выявить его неисправности и повысить уровень безопасности движения.

В учебнике достаточно подробно описаны технические средства диагностики узлов вагонов в эксплуатации (ДДК, КТМС-01, ДНСК2-БТ, САКМА, АСООД, АСКО ПВ, «Паук», КТИ и др.).

В настоящее время проводится комплекс работ по оценке технического состояния рам и кузовов вагонов:

– совершенствуется и внедряется система АСООД;

– разработана и внедряется дистанционная подсистема контроля верхнего и бокового габарита ДИСК-Г;

– на Октябрьской железной дороге прошло апробацию техническое средство регистрации визуализируемых неисправностей вагонов на ходу поезда СТД-ПТО-АРНВ;

– внедряется дистанционная подсистема контроля перегруза вагона ДИСК2-3, позволяющая установить превышение нагрузки на колесные пары путем поколесного взвешивания вагонов;

– на Северо-Кавказской железной дороге для обеспечения сохранности грузовых вагонов (в первую очередь, рам и кузовов вагонов) используются радиолокационные железнодорожные радары «ИСКРА-1», позволяющие определить скорости соударения вагонов в диапазоне от 2 до 24 км/ч при роспуске на сортировочных горках и производстве маневровых работ;

– в морских портах для контроля и приемки вагонов после выгрузки грейферами установлены видеокамеры;

– в 2006 г. была внедрена первая очередь автоматизированной системы контроля и учета сохранности грузовых вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД»;

– в стадии внедрения – система автоматизированного телевизионного контроля визуализируемых неисправностей сборочных единиц и деталей вагонов «ТЕЛЕКОН».

Система автоматизированного телевизионного контроля «ТЕЛЕКОН», разработанная Уральским отделением ОАО «ВНИИЖТ», включает комплект напольных видеопроцессорных камер, средств фиксации контролируемого объекта в поле телевизионного зрения и блок сопряжения с компьютером подсистемы обработки видеоданных и регистрации результатов контроля.

Предварительные испытания экспериментального образца типа «ТЕЛЕКОН» с использованием приборов типа «МАТРИЦА» и блока параллельной видеообработки типа «РАСТР» показали принципиальную возможность его применения для выявления всех визуализируемых неисправностей, считывания бортовых инвентарных номеров в эксплуатационных условиях в диапазоне скоростей следования поездов до 200 км/ч.

Разрабатываемые диагностические средства в условиях эксплуатации должны обеспечить возможность проведения контроля без разборки (на основе соответствия данных о состоянии узлов вагона техническим требованиям на постановку вагона в ремонт), с частичной разборкой (при оценке целесообразности проведения ремонта отдельных узлов вагона) и с полной разборкой (при оценке остаточного ресурса узлов и элементов конструкции вагона до списания).

Наши рекомендации