Меры безопасности при пропитке и сушке обмоток
Пропиточную камеру оборудуют в соответствии с требованиями техники безопасности для пожароопасных помещений. Вентиляционное устройство камеры должно обеспечивать удаление газов и паров, выделяющихся в процессе пропитки и сушки обмоток. В пропиточных камерах запрещается хранить огнеопасные материалы, зажигать огонь и курить, о чем должны оповещать соответствующие предупредительные плакаты.
При осмотрах сушильной камеры, аппаратов пропитки под давлением, вакуумной сушки и других работах применяют ручные переносные лампы на напряжение 12 В. Понижающий трансформатор для питания ламп помещают вне камеры. В камере должен находиться полный комплект пожарных приспособлений (сухие огнетушители, ящики с песком, совки или лопаты, крючья и багор). Обслуживающий персонал должен быть обеспечен брезентовыми фартуками.
Требования безопасности при испытании электрической прочности изоляции
При всех операциях и испытаниях должно присутствовать не менее двух человек. Для высоковольтных испытаний необходимо иметь специальное помещение (камеру) или участок цеха, ограниченный постоянным сетчатым ограждением с запирающимися дверями. На участок высоковольтных испытаний допускают лишь лиц, имеющих на это специальное разрешение. Пол должен быть покрыт электроизоляционным материалом или резиновыми ковриками (дорожками). Все испытания можно проводить только в резиновых перчатках и галошах. На распределительном щите необходимо иметь автоматическую защиту и сигнальные приборы, оповещающие о нахождении установки под напряжением. Такой же световой сигнал (красный) должен быть установлен над дверью камеры.
При испытании электрической прочности изоляции в цеху переносной высоковольтной установкой необходимо строго соблюдать все требования техники безопасности, а именно: ограждать места испытаний; дежурить около места работ (чтобы не допускать к месту испытания посторонних лиц); вывешивать предупредительные знаки; проводить испытания могут только специально допущенные к работе с высоковольтными установками лица; применять основные защитные средства — резиновые перчатки, галоши, коврики или дорожки.
Для измерения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции электрооборудования широко применяют мегаомметры. Выбор типа мегаомметра зависит от параметров измеряемого электрооборудования и производится как по предельному измерению, так и по напряжению. Присоединение мегаомметра к испытуемому объекту выполняют гибкими проводами (марки ПРГ), имеющими на концах щупы с изолированными рукоятками и ограничительным кольцом по технике безопасности. Испытуемый объект перед началом работы отключают от сети и принимают меры, исключающие возможность подачи сетевого напряжения при испытании.
По окончании измерения сопротивления изоляции каждой электрически независимой цепи необходимо разряжать ее на заземленный корпус машины. При этом для обмоток на номинальное напряжение 3000 В и выше продолжительность разряда должна быть для машин мощностью до 1000 кВт (или 1000 кВ - А) не менее 15 с и для машин мощностью более 1000 кВт (или 10 000 кВ * А) — не менее I мин. В практике время разряда принимают 2—3 мин. По окончании измерения сопротивления изоляции всех обмоток машины нужно повторно проверить исправность мегаомметра.
Сопротивление изоляции зависит от температуры обмотки, и с увеличением температуры оно резко уменьшается. Можно считать, что сопротивление изоляции меняется примерно в 2 раза за каждые 20°С изменения температуры.
Опыт наладки новых электрических машин, вводимых в эксплуатацию, показал, что сопротивление изоляции, измеренное при температуре около 20°С, находится в пределах 5—100 МОм.
Сопротивление изоляции электрических машин не нормируется, но должно быть не ниже 0,5 МОм при температуре 10—30°С для новых машин напряжением 2 кВ и выше или мощностью более 1000 кВт, а для машин, бывших в эксплуатации, 0,2 МОм.
О качестве состояния изоляции машин судят не только по абсолютному значению сопротивления изоляции, но и по характеру изменений сопротивления изоляции во времени, т. е. по снятым кривым абсорбции, которые представляют собой зависимость сопротивления изоляции от времени приложения выпрямленного напряжения в процессе измерений, обусловленному изменением тока абсорбции.
Физический смысл тока абсорбции состоит в явлении постепенной внутренней поляризации слоистых диэлектриков, которые применяют для выполнения изоляции электрических машин и трансформаторов, при длительном приложении к ним выпрямленного напряжения. G увеличением заряда ток абсорбции в слоистом диэлектрике снижается, а сопротивление изоляции увеличивается.
С целью выявления сосредоточенных дефектов изоляции электроустановки подвергают через определенные сроки, указанные в ПТЭ, испытаниям повышенным напряжением промышленной частоты. Это позволяет выявить трещины, изломы, расслоения, воздушные пузырьки на изоляции и т. н. не обнаруживаемые при осмотре. Испытание изоляции обмоток электрических машин мощностью до 1000 кВт производится испытательным напряжением 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение при температурном состоянии, близком к рабочему. Испытательное напряжение поднимают постепенно или ступенями 5 % его окончательного значения. Испытания начинают от напряжения, близкого к номинальному, и за 10 сек. поднимают до испытательного. Полное испытательное напряжение выдерживают 1 мин и плавно снижают до 1/3 его значения, а затем полностью отключают. Изоляция считается нормальной, если не произошло ее пробоя.
Для испытания изоляции обмоток машин на электрическую прочность в настоящее время применяют аппараты высокого напряжения:
1. Аппарат типа АИИ-70 предназначен для испытания электрической прочности изоляции элементов электроустановок переменным или постоянным током высокого напряжения.
Прежде чем приступить к испытаниям аппаратом АИИ-70, необходимо заземлить заземляющую штангу, трансформатор высокого напряжения и кенотронную приставку медным проводом сечением не менее 4 мм2.
Схема испытания изоляции обмоток электрических машин повышенным напряжением переменного тока промышленной частоты:
ОС— обмотка статора; ИТ— измерительный трансформатор; Г— испытательный трансформатор; At — регулировочный автотрансформатор; /> — разрядник; R — токоограничивающий резистор 25—50 кОм; А — измерительный прибор; 7Т— трансформатор тока; /Г— корпус аппарата, изоляция которого испытывается
Ванна для испытания бот, галош, перчаток:
Внешний вид маслопробойного аппарата AMИ-60:
1 — отсек для испытания перчаток и бот; 2 — зажим г электрод; 3 — перекидной шинопровод; 4 — миллиамперметр; 5 —плита; 6— рама; 7 — изоляционная планка; 8— изоляторы; 9 — отсек для испытания галош; 10— кран
I — киловольтметр; 2 — дверные контакты; J— отверстие для установки сосуда; 4 — сигнальные лампы; 5— рукоятка регулирующего трансформатора; 6 — автоматический выключатель; 7 — отверстие для кабеля
Защитные средства:
а — штанга; б— клещи; в — диэлектрические перчатки; г — боты; д — галоши; е — коврики и дорожки резиновые; ж ~ подставки; з — монтерские инструменты с изолированными ручками; и — токоиэмерительные клещи; к — указатель напряжения
Переключения на стороне высокого и низкого напряжения аппарата производят после отключения аппарата от сети при надежном заземлении высококовольтных частей. Все испытания высоким напряжением производят стоя на резиновом коврике, в резиновых перчатках. Место испытания вместе с объектом испытания должно быть огорожено, должны быть вывешены предупреждающие плакаты по технике безопасности.
В настоящее время нашей промышленностью освоен выпуск аппаратов типа АИИ-80, которые отличаются от АИИ-70 тем, что обеспечивают возможность получения переменного испытательного напряжения до 80 кВ, и его плавное регулирование.
1. Аппарат типа АКИ-50 предназначен для испытания изоляции высокого напряжения электрооборудования выпрямленным напряжением.
2. Аппарат АМИ-60 предназначен для определения электрической прочности жидких диэлектриков на переменном токе и может быть использован для испытания повышенным напряжением подстанционной аппаратуры, а при наличии выпрямительной приставки — и для испытания выпрямленным напряжением изоляции электрических машин.
Часть защитных средств можно быстро и надежно испытать с помощью установки, изображенной на рис. 22.3. Металлическая ванна с двумя отсеками 1; 9 позволяет одновременно испытывать шесть единиц защитных средств. Токи утечки контролируются миллиамперметрами 4 со шкалой 0—20 мА, смонтированными над ванной.
При эксплуатации электроустановок широко используются защитные средства, приведенные на рис.
Ответ
По месту расположения электропроводка бывает:
· внутренней, когда она располагается внутри зданий и сооружений;
· наружной – электропроводка, проложенная по наружным стенам зданий и сооружений, под навесами и т. п., а также между зданиями на опорах (не более четырех пролетов длиной до 25 м каждый) вне улиц, дорог и т. п. Наружная электропроводка может быть открытой и скрытой.
По способам выполнения и конструктивным формам:
1. Открытая электропроводка прокладывается по поверхности стен, потолков, по фермам и другим строительным элементам зданий и сооружений, по опорам и т. п.
При открытой электропроводке применяются следующие способы прокладки проводов и кабелей: непосредственно по поверхности стен, потолков и т. п., на струнах, тросах, роликах, изоляторах, в трубах, коробах, гибких металлических рукавах, на лотках, в электротехнических плинтусах и наличниках, свободной подвеской и т. п.
Открытая электропроводка может быть стационарной, передвижной и переносной.
Достоинства открытой электропроводки в том, что любой её участок легко доступен для осмотра и ремонта, добавления новых элементов, монтаж открытой электропроводки – проще, быстрее и дешевле.
Рисунок. Внутренняя стационарная открытая электропроводка.
2. Скрытая электропроводка прокладывается внутри конструктивных элементов зданий и сооружений (в стенах, полах, фундаментах, перекрытиях), а также по перекрытиям в подготовке пола, непосредственно под съемным полом и т. п.
При скрытой электропроводке применяются следующие способы прокладки проводов и кабелей: в трубах, гибких металлических рукавах, коробах, замкнутых каналах и пустотах строительных конструкций, в заштукатуриваемых бороздах, под штукатуркой, а также замоноличиванием в строительные конструкции при их изготовлении.
Скрытая электропроводка обеспечивает высокую безопасность, надежность и долговечность, соответствует более высоким эстетическим и гигиеническим требованиям. Однако ее стоимость более высокая, и, кроме того, затрудняются надзор за ее состоянием и замена в случае необходимости. Поэтому скрытую прокладку следует применять только в тех случаях, когда открытая по техническим, эстетическим или экономическим соображениям нецелесообразна.
Рисунок. Внутренняя скрытая электропроводка.
Область применения различных видов электропроводок и способов прокладки определяется (в соответствии с ПУЭ): условиями окружающей среды, электро- и пожарной безопасности, видами используемых проводов и кабелей, надежностью и др.
Ответ
Класс помещения | Характеристика (признаки) |
Нормальное | Сухое помещение, в котором отсутствуют признаки, свойственные жарким, пыльным помещениям и помещениям с химически активной средой |
Сухое | Относительная влажность воздуха в помещении не превышает 60 % |
Влажное | Пары или конденсирующаяся влага выделяются в помещении временно и в небольших количествах; относительная влажность воздуха в нем более 60, но не более 75 % |
Сырое | Относительная влажность воздуха в помещении длительное время превышает 75 % |
Особо сырое | То же, около 100 % (потолок, стены, пол и предметы, находящиеся в помещении, покрыты влагой) |
Жаркое | Температура воздуха в помещении длительное время превышает 30°С |
Пыльное | По условиям производства технологическая пыль в помещении выделяется в таком количестве, что может оседать на проводах, проникать внутрь машин, аппаратов и т.д. Пыльные помещения подразделяются на помещения с проводящей и непроводящей пылью |
С химически активной средой | По условиям производства в помещении содержатся (постоянно или длительно) пары или образуются отложения, разрушающе действующие на изоляцию и токоведущие части электрооборудования |
Билет 12
Ответ
При техническом обслуживании асинхронных электродвигателей мощностью 4000 кВт и выше периодически проверяют и контролируют:
1. затяжку фундаментальных болтов и все механические крепления;
2. электрическую прочность изоляции обмоток от корпуса;
3. заземление станины двигателя, а также оболочки питающего кабеля;
4. воздушный зазор между статором и ротором;
5. температуру активных частей электродвигателя.
Температура обмотки статора не должна превышать на 75°С, а
обмотки ротора на 85°С температуру охлаждающего воздуха. При профилактических осмотрах (не реже 1 раза в 3 месяца) снимают щиты и производят тщательную очистку двигателя, прочищают лобовые части статорной и роторной обмоток, продувают чистым сжатым воздухом, выверяют воздушный зазор с обеих сторон. Во время работы наблюдают за состоянием смазки подшипников. Смазочные кольца не должны иметь как медленного, так и быстрого хода; масло из подшипников не должно попадать на обмотки. Для охлаждения используют воздух с температурой не выше 35°С при относительной влажности не выше 75 % не содержащий пыли и взрывоопасных примесей. Если окружающая температура низка, то при длительных остановках двигателя нужно его прогревать током или другим способом так, чтобы температура обмоток была не ниже + 5°С.
В случаях, когда температура окружающего воздуха превышает 35°С, нужно снизить нагрузку двигателя так, чтобы нагрев его отдельных частей не превышал допустимых заводских значений. При нагреве обмотки или железа двигателя выше норм следует остановить двигатель и проверить вентиляционную систему. Особое внимание обращают на чистоту вентиляционных каналов статора и ротора, исправность вентиляционных крыльев.
Перегрев двигателя сверх допустимых температур в течение длительного времени резко сокращает срок службы изоляции обмоток и может привести к ее повреждению и аварии. Двигатель может нагреваться и от перегрузки током при неисправности контролирующего амперметра. Поэтому, если обнаружено во время осмотра такое нарушение в работе, следует проверить другим контрольным амперметром ток двигателя и, в случае его превышения по сравнению с номинальным, снизить нагрузку. Меры по снижению температуры электродвигателя принимают в зависимости от причин, вызывающих перегрев.
При обслуживании электродвигателя иногда обнаруживается вибрация. Возникает она в результате смещения линии валов агрегата при монтаже и ремонте или при посадке фундамента. Вибрация может быть также в результате короткого замыкания внутри статор- ной обмотки, из-за чего создается ассиметрия магнитного поля.
Причиной вибрации может быть и плохая балансировка ротора в процессе ремонта. В этом случае нужно повторно произвести статическую и динамическую балансировку ротора.
Вибрация способствует ослаблению крепления двигателя на фундаменте, разработке подшипников. Она может привести к повреждению изоляции, короткому замыканию в обмотках и искрению под щетками.
Вибрацию электродвигателей измеряют с помощью ручного вибрографа типа ВР-1 или виброметра. Наиболее удобными при эксплуатации являются вибрографы и виброметры, которые позволяют измерять вибрацию в продольном, поперечном и вертикальном направлениях. По показаниям вибрографа можно судить не только о размерах вибрации, но и о частоте, а это легче позволяет определить причину вибрации — в этом их преимущество перед виброметрами.
Измерение вибрации в вертикальном направлении производят прикрепляя виброметр с инерционной массой к жесткой пластине 7, которую присоединяют к стойке подшипника 2 болтом 3, а штифт виброметра устанавливают вертикально в направлении измерения вибрации. Затем винтами освобождают инерционную массу и производят отсчет показаний. Ширина отклонения стрелки индикатора представляет амплитуду вибрации или двойную амплитуду колебания.
Измерение вибрации в трех направлениях
Если виброметр установить так, что плоскость циферблата его будет перпендикулярна оси вала, а штифт направить горизонтально, то виброметром можно измерить горизонтально-поперечную вибрацию (рис. б). Если нужно измерить продольную (горизонтально-осевую) вибрацию, то плоскость циферблата индикатора направляют параллельно оси вала, а штифт — горизонтально, как показано на рис. в.
Вибрацию измеряют при нескольких значениях нагрузки электрической машины: при холостом ходе 50; 70 и 100 % номинальной нагрузки и при максимально допустимой частоте вращения.
При обслуживании проверяют воздушный зазор между статором и ротором электродвигателя. Зазор этот в процессе эксплуатации в связи с износом подшипников или в результате разборки и неточной сборки электродвигателя может меняться. Это приводит к нарушению симметричного положения ротора в статоре.
У электродвигателей воздушные зазоры измеряют в диаметрально противоположных точках специальными щупами. Зазоры не должны различаться между собой более чем на ± 10 % среднего значения (равного полусумме зазоров).
В процессе обслуживания периодически проверяют сопротивление изоляции двигателя. Для обмоток статора сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм, для обмоток ротора — 1,5 МОм, для подшипников — 0,5 МОм. Если уровни изоляции не соответствуют указанным, обмотки сушат, а у подшипников проверяют и при необходимости заменяют изоляцию. Снижение электрической прочности объясняется способностью хлопчатобумажных и волокнистых материалов изоляции увлажняться.
О степени увлажнения изоляции машин судят по значениям сопротивления изоляции относительно корпуса и между обмотками, и по коэффициенту абсорбции (отношению R60/R15, где R60 и R15 сопротивления изоляции, отсчитанные спустя 60 с и 15 с после приведения в действие мегаомметра). Значение коэффициента абсорбции должно быть не ниже 1,3, при использовании для измерения мегаомметра на 2500 В.
Испытания повышенным напряжением проводят в течение 1 мин напряжением 0,8 (2UH0M + 3) В. Если сопротивление изоляции обмоток ниже нормы, то обмотки очищают от пыли и грязи, протирают бензином, холодным четыреххлористым углеродом и после просушки покрывают изоляцию слоем лака. Электродвигатель сушат обычно в неподвижном состоянии одним из следующих способов: горячим воздухом от воздуходувки, токами короткого замыкания или индукционными токами в стали статора.
Сушку изоляции проводят при температуре, близкой к максимально допустимой — 80—85°С.
При сушке двигателя периодически измеряют сопротивление изоляции обмоток и определяют коэффициент абсорбции для каждой обмотки. Полученные данные заносят в журнал сушки электродвигателя. Перед измерением сопротивления изоляции обмотку разряжают на землю не менее 2 мин, если незадолго до этого производилось измерение изоляции или испытание повышенным напряжением. Ввиду отсутствия нормальной вентиляции при сушке током, осуществляют повышенный контроль за нагревом двигателя, если при достижении наивысшей допустимой температуры нельзя уменьшить напряжение на зажимах статора, нужно периодически отключать напряжение, требуемая температура сушки будет поддерживаться путем устройства перерывов в подаче тока в статор.
Сушку двигателя заканчивают, если коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции остаются неизменными в течение 3—5 час. при постоянной температуре. Обычно сушка двигателя, например АЗ-4500-1500, продолжается от 2-х до 4-х суток, в зависимости от состояния изоляции.
При температуре 85°С в начальный период сушки сопротивление изоляции обмоток электродвигателя постепенно понижается, а затем через 20—30 ч сопротивление изоляции начинает возрастать, температурная кривая повышается и в конце сушки сопротивление изоляции стабилизуется на значениях 250—300 МОм. После прекращения сушки и охлаждения обмоток двигателя сопротивление изоляции несколько увеличится.
Сопротивления изоляции обмоток электрических машин после сушки должны быть не ниже:
Статоры машин переменного тока с рабочим напряжением: выше 1000 В — I МОм на I кВ рабочего напряжения до 1000 В - 0,5 МОм на 1 кВ; Якори машин постоянного тока напряжением до 750 В — 1 МОм на 1 кВ; Роторы асинхронных и синхронных электродвигателей, включая цепь возбуждения — I МОм на 1 кВ, но не менее 0,2—0,5 МОм Электродвигатели напряжением 3000 В и более Статоры — 1 МОм на 1 кВ Роторы — 0,2 МОм на 1 кВ.
При техническом обслуживании синхронных электродвигателей, например типа СТМ-4000-2, перед остановкой его на ревизию выполняют следующие работы:
1. измеряют сопротивление изоляции обмотки статора при рабочей температуре и определяют коэффициент абсорбции, который должен быть не менее 1,2;
2. измеряют вибрацию электродвигателя;
3. при номинальной скорости вращения измеряют сопротивление изоляции обмотки ротора;
проверяют радиальные зазоры, между статором и ротором, радиальные и осевые, между вентилятором и внутренними щитами, радиальные между валом и уплотнениямй наружных щитов; осевые, между торцами вкладыша и гантелями шейки вала ротора, радиальные, между валом и лабиринтовыми уплотнениями маслоуловителей. Такие же измерения выполняют и у возбудителя: уточняются зазоры между вкладышами и крышкой подшипника с помощью оттисков свинцовой проволоки и зазор между рабочей поверхностью вкладыша и шейкой вала.
Схема теплового контроля электродвигателя СТМ-4000-2:
Л — электродвигатель; Б— возбудитель; В — воздухоочиститель; 1, 3, 14, 17— места измерения температуры холодного воздуха; 2, 15, 16— горячего воздуха; 4, И — подшипники двигателя; 5, 7, 9 — температура «меди»; 6, 8, 10— температура «стали»; 12, 13 — подшипники возбудителя; 18— холодная вода; 19— горячая вода
Манометрический термометр:
I — термобаллон; 2— капилляр; 3— пружина; 4 — передаточный механизм
Проверяется состояние рабочей поверхности баббита вкладышей, обнаруженные неровности, и выработки баббита устраняют шабровкой.
Матовые точкообразные пятна на рабочей поверхности вкладышей со стороны возбудителя свидетельствуют или о нарушении изоляционных прокладок между стояком подшипника и фундаментной плитой, или маслопроводом и броней кабеля, идущего к траверсе контактных колец, сопротивление которых относительно земли не должно быть меньше 1 МОм.
Состояние статора проверяют после разборки и очистки. Путем пофазного измерения в холодном состоянии сопротивления обмотки статора постоянному току получают значения, которые сравнивают с предыдущими измерениями. Если при осмотре обнаружены трещины на поверхности лакового покрытия лобовых частей и соединений, статор подогревают и лобовые части покрывают слоем изоляционного лака воздушной сушки. В пазах статора проверяют состояние крепления клиньев и в случае ослабления их закрепляют дополнительными изоляционными прокладками из картона, проверяют также крепление бандажей. Значения измеренных зазоров у электродвигателя заносят в ремонтный журнал.
Если зазоры отклоняются от паспортных данных, их следует подрегулировать и довести до значений, предусмотренных заводом- изготовителем.
Тепловой контроль за нагревом отдельных элементов электродвигателя осуществляют с помощью термометров сопротивления, включенных на лагометр, и частично манометрическими термометрами.
Если цикл охлаждения замкнут, то температуры + 40°С входящего в электродвигатель воздуха и + 35°С в возбудитель считаются нормальными.
Если температуры входящего воздуха отличаются от указанных значений, мощности, при которых следует использовать двигатель, не должны превосходить значений, указанных ниже:
Температура входящего воздуха, °С . . | |||||
Максимальная мощность, % от номинальной | 67,5 | 82,5 | 92,5 |
Температура воздуха, охлаждающего электродвигатель, должна быть минимум на 5°С выше температуры, приводящей к отпотеванию» воздухоохладителей.
При ревизии возбудителя типа ВТ измеряют сопротивление изоляции стояков подшипников и патрубков подачи и слива масла, очищают воздушные .фильтры от грязи и пыли, промывая их в керосине или в горячей воде с содой. После промывки фильтра смывают висциновым маслом, вскрывают крышки подшипников и вынимают якорь из магнитной системы. Продувают магнитную систему сжатым воздухом, проверяют крепление болтовых и контактных соединений, осматривают подшипники. При обнаружении дефектов их устраняют и проверяют соответствие зазоров нормативным значениям.
Ответ
Для крепления оборудования, аппаратов и приборов к поддерживающим конструкциям применяют стандартные болты, гайки, обычные и пружинные шайбы, винты с полукруглой, потайной и цилиндрической головками для металла, шурупы и глухари по дереву.
Крепление дюбелями:
а — несъемное крепление; б — съемное крепление; в — комбинированное крепление; 1 — дюбель-гвоздь; 2 — дюбель-винт; 3— аппарат; 4 — места пристрелки деталей крепления дюбель- гвоздями; 5— шкаф распределительный
В электроустановках для закрепления как отдельных легких деталей, так и громоздких тяжелых конструкций, аппаратов и машин широко используют крепежные изделия и способы крепления, не требующие применения мокрых процессов. Это значительно ускоряет и упрощает монтаж, в особенности в зимних условиях, и позволяет загружать конструкции и оборудование немедленно после их закрепления.
Промышленность изготовляет различного вида и назначения дюбеля, дюбель-гвозди и дюбель-винты.
К бетонным и кирпичным стенам и перекрытиям электроустановочные изделия, скобы и конструкции крепят капроновыми и металлическими дюбелями, которые вставляют в высверленное или аккуратно пробитое отверстие соответствующего диаметра. При ввертывании шурупов в дюбеля они расширяются и прочно закрепляются в отверстии.
Применение УСЭК для подвески светильников (а) и шинопроводов (б)
Пластмассовые дюбеля выпускают под шурупы диаметром 4; 5; 8 и 12 мм длиной соответственно 30; 40; 85 и 100 мм, а стальные с распорной гайкой и болтами (винтами) — размером от М4 х 30 до М16 х 120. Допустимое усилие выдергивания дюбеля с шурупом М4 х 30 при глубине заделки дюбеля в стене 25 мм составляет в бетонной стене 0,9 в кирпичной 0,7 кН.
Крепление дюбель-винтами широко используют при установке люминесцентных светильников, силовых ящиков, осветительных и распределительных пунктов и других электротехнических изделий.
Универсальные сборные электромонтажные конструкции (УСЭК) применяют в мастерских или непосредственно на объектах. Без сварки и сверления из них собирают кронштейны, подвесы, закрепы и т. п. для установки или прокладки различных по назначению электротехнических устройств и коммуникаций: шинопроводов, лотков, коробов, осветительной арматуры и др. Металлоконструкции собирают на обычных металлических крепежных изделиях или клиновых соединениях. Номенклатура изделий УСЭК включает 35 типоразмеров деталей: скобы, уголки, основания, патрубки, профили, полосы, шарниры, прижимы и др.
Электромонтажные конструкции изготовляют из элементов УСЭК по типовым альбомам. При этом сокращается до минимума механическая обработка, исключаются сварка и нанесение покрытий, а наличие в номенклатуре клиновых соединителей облегчает выполнение соединений.
Благодаря универсальности УСЭК значительно упрощается процесс электромонтажных работ, сокращаются сроки их проведения, повышается производительность труда. Применение УСЭК для крепления светильников и подвески шинопроводов показано на рис.
Изделия для крепления проводов, труб и кабелей:
а — пряжка и алюминиевая полоска для крепления труб и кабелей на перфорированной конструкции; б — полоска — полиэтиленовая, зубчатая для бандажирования проводов; в — полиэтиленовая кнопка и лента для бандажирования проводов
Для крепления кабелей, труб и пучков проводов на перфорированных профилях и полосах, а также для стягивания в пакет нескольких изолированных проводов применяют различные пряжки, полоски и ленты.
Монтажную ленту JIM изготовляют шириной 10 и 15 мм с расстояниями между отверстиями 10 и 15 мм. Диаметр отверстий — соответственно 2,2 и 3 мм, диаметр кнопки — 6/3,5 и 12/6 мм. Лента выдерживает растягивающую силу 120 Н, направленную вдоль ее оси. Ленту поставляют в виде комплекта — 1000 м ленты и 1500 кнопок (ГОСТ 17563-80).
Кроме того, изготовляют стяжные зубчатые ленты из термопластичных материалов (ГОСТ 22612Л—77 и ГОСТ 22612.2—77) для формирования жгутов из проводов, маркировки и крепления на конструкции.
Крепление проводов, кабелей и труб различных диаметров непосредственно на строительных и электроконструкциях выполняют также с помощью скоб, хомутов и накладок, изготовляемых из стали и пластмассы.
Примеры формирования и маркировки жгутов приведены на рис.
На рис. изображены различные детали, используемые для маркировки, заземления, крепления сопротивлений, установки штепсельных розеток.
Для присоединения алюминиевых проводов к аппаратам применяют стальные ограничивающие шайбы типа ШО, для сохранения формы алюминиевых проводов, изогнутых в кольца, для присоединения к контактным зажимам — шайбы-звездочки латунного типа ШЗ (рис. 1.17).
Колодки маркировочные типа КМ для маркировки и закрепления рядов зажимов на рейке устанавливают в начале и в конце каждого ряда .
Для обозначения приборов и аппаратов, устанавливаемых на щитах, пультах и шкафах, применяют рамки для надписей типа РМ и РБ.
Тип | Размеры, | мм | Масса | Тип | Сечение провода до мм2 | Масса 1000 | |
L | Н | А | 1000 шт., кг | шт., кг | |||
РМ | БМП-2,5 | 2,5 | 0,9 | ||||
РБ | БМП-4 | 2,0 |
Наименование детали | Тип сопротивления | L, мм | Масса 1000 шт., кг |
Шайба | — | 7,0 | |
Втулка , | — | 1,5 | |
ПЭ-25 | 13,0 | ||
Шпилька | ПЭ-50 | 19,0 | |
ПЭ-75 | 30,0 | ||
Скоба | — | 14,0 |
Тип | Резьба трубная, дюйм | Масса 1000 |
шт., кг | ||
ГЗ-1 | 1 1/2 | |
ГЗ-2 | ||
ГЗ-З | 3/4 | |
ГЗ-4 | '/2 | 7,2 |
Бирки маркировочные типа БМП применяют для оконцевания и маркировки цепей вторичных соединений, выполненных контрольным кабелем или проводами.
Для установки на заземленных металлических частях зданий, сооружений или технологического оборудования применяют зажим типа 33.
Гайки заземления типа ГЗ применяют для создания электрического контакта между корпусом электроустройства и стальными трубами. Детали типа ДС для крепления сопротивления применяют при установке сопротивлений типа ПЭ в шкафах.
Тип | Сечение | L, мм |
провода, мм | ||
I | ||
II | ||
III |
Шайбы ограничивающие стальные: а - типа ШO-4; б- типа Ш3-3 - Ш3-8
Колодки маркировочные типа КМ
Бирки маркировочные БМП-4
Бирки маркировочные БМП-2,5
Рамки для надписей типа РМ и РБ
Зажим для заземления типа 33 Гайки заземления типа ГЗ
Детали для крепления сопротивлений: а — шайба; б — втулка; г — шпилька; д — скоба
Перемычки гибкие типа ПГМ
Коробки для штепсельных розеток
Перемычки гибкие типа ПГМ (табл. 16) применяют для заземления кабельных заделок.
Коробки типа К-1 применяют для установки штепсельных розеток.
Ответ
Защитные средства | Напряжение электроустановки, кВ | Срок периодических испытаний | Срок периодических осмотров |
Изолирующая штанга (кроме измерительной) | Ниже 110 кВ | 1 раз в год | 1 раз в год |
Измерительная штанга | Ниже 110 | 1 раз в 3 мес., но не реже 1 раза в год | То же |
Изолирующие клещи | 1 -35 | 1 раз в два года | 1 раз в год |
Токоизмерительные клещи | до 10 | То же | 1 раз в 6 мес. |
Указатель напряжения (изолирующая часть) | Ниже 110 | То же | То же |
Указатель напряжения (собственно указатель) | До 220 | То же | То же |
Указатель напряжения (токоискатель) | До 500 | 1 раз в два года | Перед использованием |
Трубки для фазировки | До 10 | 1 раз в год | 1 рвз в 6 мес. |
Изолирующие средства ремонтных работ под напряжением | Ниже 110 | 1 раз в 6 мес. | То же |
Инструмент с изолирующими ручками | До 1 | 1 раз в год | То же |
Перчатки резиновые диэлектрические | До или выше 1 | 1 раз в 6 мес. | То же |
Боты резиновые диэлектрические | Для всех напряжений | 1 раз в три года | 1 раз в 6 мес. |
Галоши резиновые диэлектрические | До 1 | 1 раз в год | То же |
Коврик резиновый диэлектрический | До или выше 1 | 1 раз в два года | 1 раз в год |
Изолирующая подставка | До | - | 1 раз в 2 года |
Изолирующая жесткая накладка | До 10 | 1 раз в год | 1 раз в год |
Изолирующая резиновая накладка | До 1 | 1 раз в 3 года | То же |
Колпак диэлектрический резиновый | До 10 | То же | То же |
Предохранительный пояс | - | 1 раз в 6 мес. | - |
Страховочный канат | - | То же | - |
Билет 13
Ответ
При ремонте рубильников выполняют следующие работы: тщательно очищают контактные поверхности ножей и губок от грязи, копоти и частиц металла. Зачистку производят напильником, стараясь снять минимальное количество металла, чтобы не уменьшить сечение контактных частей ножа и губок. При сильных оплавлениях контактные губки или ножи заменяют новыми, изготовленными из полосовой меди соответствующих профилей и размеров, подтягивают все крепежные детали, соединяющие отдельные части рубиль