Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора.
Дня большинства электрических машин применяют конструкцию коллектора, показанную на рис. 6. Коллектор машины должен быть очищен от грязи и смазки. Изоляция коллектора должна быть продорожена, с граней коллекторных пластин сняты фаски. Коллектор, имеющий неровности до 0,2 мм, должен быть отполирован, 0,2—0,5 мм — прошлифован, более 0,5 мм — проточен. Биение коллектора у машин (проверенное по индикатору) не должно превышать 0,02 мм для коллекторов диаметром до 250 мм и 0,03—0,04 мм для коллекторов диаметром 300-600 мм.
Ремонт коллекторов.
Сведения о возможных неисправностях, причинах их возникновения и способах ремонта коллекторов приведены в табл.
Рис. 6. Устройство коллектора:
1 — стальной корпус; изоляция; 3 — петушки; 4 — пластина коллекторная; 5— шайба конусная натяжная; 6— винт стопорный; 7— прокладка миканитовая
Рис. 7. Формовка коллектора на токарном станке
Неисправность коллектора
Неисправность | Причина | Ремонт |
Обгорание поверхности | Искрение. Круговой огонь | Обточка, шлифование |
Биение. Выступание пластин | Плохая сборка. Некачественный миканит | Нагрев. Подтягивание. |
Обточка | ||
Выступание изоляции между пластинами | Износ пластин. Ослабление коллектора | Продороживание. Подтягивание. Обточка |
Выступание пластин на краю коллектора | Предельная обточка. Слишком тонкие пластины | Замена комплекта пластин и межламельной изоляции |
Обломана часть петушков (в шлице) | Неосторожная выбивка концов обмотки из шлица | Разборка. Ремонт или за мена пластин |
Замыкание между пластинами | Заусенцы на поверхности. Прогар миканитной изоляции из-за попадания масла и медно-угольной пыли | Осмотр. Расчистка. Глубокая прочистка между пластинами. Промывание спиртом. Замазывание пастой |
Замыкание внутри кол лектора | Разборка | |
Замыкание на корпус | Пробой, прогар изоляционных конусов | Разборка, ремонт или за мена коллектора с формовкой на станке (рис. 7) |
Ремонт контактных колец.
Комплект контактных колец показан на рис. 8. Незначительные повреждения поверхности контактных колец (подгары, биение, неравномерная выработка) устраняют зачисткой и полировкой без демонтажа колец. При больших повреждениях поверхностей кольца снимают и протачивают с уменьшением их толщины не более чем на 20 %.
Пробой изоляции на корпус, а также предельный износ колец вызывают необходимость их замены. Замены целесообразно производить только в крупных ЭРЦ, где на каждый вид контактных колец составляют типовой технологический процесс разборки, изготовления, сборки и испытания с обеспечением соответствующими приспособлениями и оборудованием.
Ремонт сердечников.
Сердечники (активная сталь) одновременно служат магнитопроводом и остовом для размещения и укрепления обмотки. При ремонте и замене обмотки необходимо проверить сердечники и устранить обнаруженные дефекты. Основные неисправности сердечников статора и ротора, их причины, а также способы устранения приведены в табл.
Неисправности сердечников статора и ротора
Неисправность | Причина | Ремонт |
Ослабление прессовки | Выпадение вентиляционных распорок Ослабление стяжных болтов Отлом и выпадение отдельных зубцов | Ремонт распорок Подтянуть болты Забить и укрепить клинья |
Распушение зуб цов | Слабые крайние листы или нажимные шайбы | Подпрессовка. Усилие крайних листов |
Нагрев сердечника | Заусенцы. Зашлифованные места. Механические повреждения поверхности сердечников | Расчистка |
Порча изоляции стяжных болтов | Замена изоляции | |
Выгорание участков | Пробой изоляции обмотки на сталь | Расчистка. Перешихтовка |
Деформация стали | Неправильная сборка или монтаж машины. Механические повреждения | Правка |
Рис. 8. Кольца контактные в сборе:
1 — втулка; 2 — электрокартон; 3 — кольцо контактное; 4 — изоляция шпилек; 5 — шпильки
контактные (выводы от колец)