Принцип работы реле с торможением.
Принцип действия реле серии ДЗТ10. В реле ДЗТ10 применен НТТ с магнитным торможением от токов внешних КЗ, что позволяет в условиях преобладания периодических токов небаланса уменьшить ток срабатывания и повысить чувствительность защиты по сравнению с реле РНТ.
У реле ДЗТ10 на среднем стержне магнитопровода НТТ также расположены первичные обмотки, выполняемые аналогично первичным обмоткам реле РНТ.
На крайних стержнях магнитопровода (рис. 3) расположены катушки тормозной и вторичной обмоток, имеющие равное число витков.Обе катушки тормозной обмотки выполнены с ответвлениями, что позволяет ступенчато регулировать степень отстройки от периодической составляющей токов небаланса при внешних КЗ. Наибольшая степень отстройки будет при включении всех витков тормозной обмотки. Намотка тормозных обмоток выполнена таким образом, что при переключении ответвлений каждый стержень магнитопровода НТТ охватывается одинаковым числом витков тормозной обмотки (рис. 4).
Вторичная обмотка шунтируется регулируемым резистором Rш. Исполнительный орган подключен к части витков вторичной обмотки. Соединение частей тормозной и вторичной обмоток НТТ выполнено таким образом, что взаимоиндукция между этими обмотками отсутствует, а есть трансформаторная связь только между первичной и вторичной обмотками. Переключение ответвлений первичных (РНТ, ДЗТ10) и тормозных (ДЗТ10) обмоток осуществляется с помощью штепсельных винтов. Цифры у гнезд на колодках НТТ обозначают число витков.
При внешнем КЗ одновременно с протеканием по первичной обмотке НТТ периодического тока небаланса тормозная обмотка обтекается полным током одного из плечзащиты. Ток первичной обмотки (рабочий ток) W1 создает в сердечнике НТТ рабочий магнитный поток Фр, направляющийся из среднего в крайние стержни (см. рис. 3).
Этот магнитный поток наводит в обеих частях вторичной обмотки W2 равные по величине и по фазе ЭДС, которые складываются и вызывают ток в исполнительном органе.
При протекании тока в тормозной обмотке WT создается тормозной магнитный поток Фт, протекающий только по крайним стержням. Поток Фт наводит в частях; вторичной обмотки Wi ЭДС, равные по величине и противоположные по направлению. Поэтому результирующая ЭДС во вторичной обмотке от действия тормозного тока равна нулю. Однако тормозной ток, подмагничивая крайние стержни НТТ, увеличивает магнитное сопротивление рабочему потоку, ухудшая условия трансформации между первичной и вторичной обмотками, и тем самым увеличивает ток срабатывания — термозит срабатывание реле.
Поведение реле ДЗ10 оценивается по тормозным характеристикам (рис. 5), представляющим собой зависимость МДС срабатывания реле Fcp от тормозной МДС Fr. Эти характеристики зависят от угла сдвиги фаз между тормозным и рабочий токами. Торможение наиболее эффективно при угле между векторами током рабочей и тормозной обмоток в диапазоне 0 ±30°, а наименее эффективно — в диапазоне 90 ± 30°.
Выбранные соотношения чисел витков рабочих и тормозных обмоток должны обеспечивать при внутренних КЗ преобладание рабочей МДС и, следовательно, надежное срабатывание реле. Поведение защиты оценивается значением коэффициента торможения:
где WT, Wp — числа витков тормозной и рабочих (первичных) обмоток.
Поведение дифференциальных защит при внутренних КЗ характеризуется коэффициентом чувствительности. Коэффициент чувствительности дифференциальных защит — это отношение минимального тока КЗ в защищаемой сети к току, при котором срабатывает реле. В соответствии с правилами устройства электроустановок этот коэффициент должен быть не менее 2.
У реле серий РНТ и Д3Т10 вследствие насыщения стали отсутствует пропорциональность между током первичной цепи НТТ и током в исполнительном органе. Поэтому надежность действия реле оценивается коэффициентом надежности, представляющим собой отношение тока в исполнительном органе к току его срабатывания при кратности входного тока реле по отношению к току его срабатывания, равной 2 и 5.
По данным завода-изготовителя коэффициент надежности должен быть не менее 1,2 при 2-кратном и не менее 1,35 при 5-кратном токе срабатывания.
Для реле ДЗТ10 коэффициент надежности определяется при коэффициенте 'торможения ki = 0,35.
3. Защита фидеров тяговой сети переменного тока с контролем состояния измерительных органов защит фидеров смежных путей на тяговой подстанции.(в тетради)
Билет №13